Содержание материала

Монтаж трасс с креплением кабелей на мостах
На мостах обычно крепят местные трассы (см. табл, 1.6), имеющие длину 20—30 м и состоящие из нескольких кабелей. Такие трассы распространены на небольших судах. На катерах и мелких судах наиболее эффективен узловой метод монтажа кабельных трасс, предполагающий сборку монтажных и кабельных узлов на шаблонах и натурных макетах. Монтажные узлы состоят из электрооборудования с введенными в него и включенными кабелями, а кабельные узлы — из пучков разделанных и оконцованных с обеих сторон кабелей [29]. Пучки кабелей, как правило, крепят скобами на мостах и панелях.
В процессе проектирования судов и технологической подготовки производства определяют номенклатуру электрооборудования и кабелей, подлежащих поставке на судно в виде узлов. В цехе на макетах-шаблонах производят сборку монтажных и кабельных узлов. В графике постройки судна выделяют четко регламентированный этап выполнения монтажа узловым методом. К началу этого этапа завершаются все подготовительные работы. На судно доставляют в заданной последовательности монтажные и кабельные узлы. Производят их установку и крепление.
Узловой метод обеспечивает перенос монтажных работ в цеховые условия. Благодаря этому достигаются минимальная продолжительность этапа электромонтажа в производственном процессе строительства судна, наибольшая производительность и высокое качество работ.
Кабели, не вошедшие в состав узлов, монтируют параллельным методом. В пункт подачи доставляют барабаны или бухты с местными кабелями. Иногда на мостах длинных трасс устанавливают через каждые 2-3 м рольганги „Спутник”. Монтажники получают увязочные и прокладочные материалы, а также стандартные скобы и винты с гайками. Члены бригады занимают рабочие места вдоль трасс. Конец кабеля подается по рольгангам от монтажника к монтажнику по маршруту от прибора до прибора.
При укладке кабель извлекают из рольгангов и увязывают шпагатом к каждому из четырех-пяти мостов, на поворотах и в местах прохода кабеля через вырезы в переборках. Крепят кабели к мостам стандартными скобами на двух винтах с помощью отвертки и гаечного ключа. Если в пучок входят кабели с металлической оплеткой, то под скобу устанавливают по периметру прокладку из электроизоляционного картона или пластиката в зависимости от категории влажности помещения и материала моста. После крепления трассы снимают рольганги и удаляют увязочный шпагат.
По сравнению с трудоемкостью работ при креплении кабелей с помощью подвесок удельная трудоемкость укладки и крепления кабелей на скоб-мостах больше (см. рис. 1.8), так как монтажник при увязке должен удерживать кабель на весу, а при креплении — закрутить два винта вместо одного в подвеске. Для уменьшения трудоемкости работ разработан новый способ крепления кабелей к мостам и другим конструкциям с помощью металлических поясов (рис. 4.12).
Крепление кабелей пояском
Рис. 4.12. Крепление кабелей пояском к мосту
1 — металлический поясок; 2 — замок; 3 — кабели; 4 — мост

При креплении кабелей на мосте конец пояска продевают в замок со стороны сплошной перемычки и сдвигают к рулону. Затем этот конец пропускают через щели в основании моста и в замке. Поясок вручную натягивают относительно замка, который располагают на кабелях так, чтобы удобно было работать инструментом. Монтажник формирует кабели в плотный пучок. В инструмент вставляют ленту, и он упирается в замок. С помощью инструмента производят натяжение пояска, опрессовку его перемычкой замка и отрезание. Крепление кабеля поясками позволяет сократить трудоемкость монтажных работ на 30% по сравнению с трудоемкостью работ при креплении кабеля скобами.
В отличие от стандартных скоб, которые изготовляют в виде изделий по чертежу в цеховых условиях, пояски применяются как материал, и для них важно иметь норму расхода. Норма расхода материалов — это максимально допустимое количество материала, необходимое для производства единицы продукции или для выполнения единицы работы установленного качества в соответствии с планируемым уровнем техники, технологии и организации производства [29].
Всякая норма расхода состоит из чистого (полезного) расхода и технологических отходов и потерь. Чистый расход учитывает количество материалов, которое непосредственно входит в конструкцию готового изделия или полезно используется в процессе производства. Технологические потери и отходы обусловлены непосредственно технологическим процессом переработки исходного материала в продукцию. Это обрезки кабелей и проводов, отходы поясков при обрезке и т. п. Рациональность использования материалов в производстве при изготовлении изделий, а следовательно, и относительный размер нормируемых потерь и отходов характеризуются коэффициентом использования материалов, который представляет собой отношение чистого (полезного) расхода (веса или объема готовой детали) к установленной норме расхода материалов.
Широко распространены удельные нормы материала, которые включают норму материала, отнесенную к объему валовой продукции или другой единице измерения. В электромонтажном производстве нормы расходов материалов относят к 1 км кабеля, проложенного на судне.
Нормы расхода материалов подразделяются на несколько категорий в соответствии с такими классификационными признаками, как назначение материалов в технологическом процессе, степень укрупнения норм, степень детализации материалов, период действия норм.
В зависимости от назначения материалов, их роли в производственном процессе и участии в образовании готового изделия различают нормы расхода основных и вспомогательных материалов. Основные материалы являются составной частью изделия. Металлические пояски — это основной материал в устройствах крепления, а компаунд — в устройствах уплотнения с проходными и торцевыми коробками. К вспомогательным относятся те материалы, которые расходуются в технологическом процессе монтажа устройств, но не образуют их материальной основы, По характеру расходования вспомогательные материалы делятся на расходуемые постоянно (при изготовлении каждого изделия) и расходуемые по мере необходимости. К первой группе относится шпагат для увязки кабелей в трассе и т. п. Ко второй группе — крепежные детали для временной сборки и т. п.
В соответствии со степенью укрупнения нормы расхода материалов делятся на пооперационные, подетальные, рассчитанные на технологический комплект, рассчитанные на технологический этап и судно в целом.
По степени детализации материалов различают специфицированные и свободные нормы. Специфицированные нормы разрабатывают на единицу продукции (изделие, технологическую операцию) . Ими определяется расход каждого конкретного наименования, типоразмера, марки и профиля материала, участвующего в изготовлении данного вида продукции. Свободные нормы разрабатывают также на единицу продукции, но они устанавливают расход только определенных видов материалов без указания марок, типоразмеров и т. п. По свободным нормам также составляют ведомости, в основу которых берут итоговые данные ведомостей специфицированных норм расхода каждого данного материала. Ведомости свободных норм используются для планирования расхода материалов.
В зависимости от периода действия нормы подразделяют на проектные, производственные и перспективные. Проектные нормы устанавливают на вновь осваиваемую продукцию, и они действуют до утверждения производственных норм. Их разрабатывает проектировщик изделия. Производственные нормы действуют, как правило, год, а затем их пересматривают с учетом улучшения конструкции изделия, внедрения новых материалов, совершенствования технологического процесса и организации производства. Производственные нормы расхода материалов и кабелей разрабатывают лишь для серийных судов. Перспективные нормы создают при составлении планов получения новых материалов. Достижение этих норм рассчитано на ряд лет.