Содержание материала

Глава четвертая
ТЕХНОЛОГИЯ МОНТАЖА КАБЕЛЬНЫХ ТРАСС

  1. Монтаж трасс с проходными кабельными коробками

В соответствии с принятым способом постройки судна выбирают технологический метод выполнения электромонтажных работ. Известны следующие методы электромонтажа на судах: параллельный, параллельно-районный, параллельно-блочный, параллельно-этапный, последовательно-районный, узловой, автономно-районный, выборочный, агрегатно-блочный. Многие технологические методы в современных условиях резкого роста электрификации и автоматизации судов мало используются или совсем не применяются. Широко распространены параллельный и агрегатно-блочный методы. При параллельном методе чаще встречаются трассы с проходными кабельными коробками, а при агрегатно-блочном — трассы с торцевыми кабельными коробками.
При параллельном методе одновременно выполняют монтаж кабельных трасс и электрооборудования во всех подготовленных помещениях судна. Трассы монтируют от прибора до прибора без промежуточных бухтовок кабелей. В первую очередь монтируют магистральные трассы, а в перерывах - местные. Данный метод позволяет резко сократить сроки монтажа, повысить производительность труда и качество работ. Однако при параллельном методе монтажа трасс требуется большое число электромонтажников, одновременно находящихся на судне; он предусматривает начало монтажа только после сдачи под эти работы всего судна. Этот метод монтажа трасс применим при секционном и блочном методах постройки судов.
В ГОСТе 3.1109—82 даны определения технологических процессов, операций и переходов. Типовой технологический процесс — процесс изготовления группы изделий с общими контруктивными и технологическими признаками. Типизация технологических процессов базируется на классификации объектов производства. По конструктивным признакам кабельные трассы делятся на пять типов (см. рис. 1.4). Объединенные схемой затяжки кабельные трассы с проходными коробками содержат общие конструктивные признаки, так как состоят из типовых устройств крепления кабелей в подвесках и типовых устройств уплотнения проходов кабелей. Кроме того, данная совокупность трасс объединена технологическими признаками: общими маршрутами кабелей, рабочими местами и средствами технологического оснащения. Таким образом, монтаж трасс с проходными кабельными коробками (см. рис. 1.2) — типовой технологический процесс сборки на судне кабельных трасс в последовательности, заданной схемой затяжки.
Типизация технологических процессов осуществляется на трех уровнях: общесоюзном, отраслевом и предприятия. Документация на типовые технологические процессы в зависимости от конкретных задач технологической подготовки производства применяется в качестве рабочей документации для изготовления изделий, информационной основы при разработке рабочих технологических процессов, исходной базы при формировании информационных фондов различных уровней, исходной базы при разработке стандартов различных уровней, исходной базы при разработке стандартов на типовые технологические процессы. Типизация монтажа кабельных трасс выполнена на отраслевом уровне. Документация на монтаж трасс служит информационной основой при разработке рабочих процессов монтажа трасс на конкретных судах.
Типовая технологическая операция характеризуется единством содержания и последовательности технологических переходов для группы изделий с общими конструктивными и технологическими признаками. Технологический переход — законченная часть технологической операции, выполняемая одними и теми же средствами технологического оснащения при постоянных технологических режимах и установке. Процесс монтажа трасс с проходными коробками состоит из типовых технологических операций: подготовительной, затяжки кабелей, их укладки, уплотнения проходов и крепления кабелей.
Монтаж кабельных трасс начинается после слесарного насыщения трасс — установки на судне крепежных изделий, корпусов устройств уплотнения проходов кабелей, обрамления вырезов в проницаемых переборках и деталях корпусного набора. Подготовка к монтажу трасс включает замер длины магистральных кабелей на головном судне данной серии, проверку слесарного насыщения помещений на соответствие чертежам, доставку и расстановку технологических барабанов с кабелем в пункте подачи согласно схеме затяжки, расположение средств технологического оснащения по трассам, получение вспомогательных материалов и маркировочных бирок; протирку кабельных коробок. Пункт подачи кабеля — место на судне или пирсе, куда доставляются технологические барабаны и откуда кабели поступают в пункты затяжки. Кабели намотаны на барабаны в соответствии с очередностью их затяжки. Перед затяжкой кабелей проверяют отсутствие у проходных коробок острых кромок и заусенцев. Внутреннюю поверхность коробок для обезжиривания протирают ветошью, смоченной в скипидаре. Пятна коррозии зачищают и покрывают клеем БФ-2 или уплотнительным компаундом. Проверяют наличие рамок, обеспечивающих зазор между кабелями и дном коробки. Операцию выполняют, как правило, несколько монтажников. Их рабочее место — весь маршрут прохождения кабельных трасс.

Затяжка магистральных кабелей
Рис. 4.1. Затяжка магистральных кабелей: а - односторонний способ; б - двухсторонний способ
1 — первый кабель; 2 — стоп-марка; 3 — второй кабель; 4 — контрольная переборка; 5 — тяговые усилия монтажников

Затяжка — типовая технологическая операция, состоящая из переходов подачи, изгиба и перемещения кабеля из пункта затяжки по маршруту, указанному в схеме затяжки, до совмещения стоп-марки на кабеле с контрольной переборкой. Пункт затяжки — рабочее место, с которого кабель перемещается вдоль маршрута. Применяются два основных метода затяжки кабелей: односторонний и двухсторонний (рис. 4.1). При одностороннем методе пункт затяжки находится в начале группы трасс, и кабели затягиваются поочередно до подхода стоп-марки к контрольной переборке. При двухстороннем методе кабели подаются из пункта затяжки, расположенного примерно в середине маршрута. Вначале затягивают конец в одном направлении маршрута, а затем второй конец сматывают на специальном помосте „восьмеркой”, после чего он затягивается в противоположном направлении. При ручной затяжке односторонний метод употребляется для кабелей длиной до 50 м, а двухсторонний — для кабелей свыше 50 м. Применение средств механизации эффективно при одностороннем методе затяжки при длине кабелей более 50 м.
Для затяжки кабелей в трассы с проходными кабельными коробками используется канатный транспортер „Магистраль-П”, позволяющий уменьшить трудоемкость операции в два раза по сравнению с ручным способом.

Рис. 4.2. Лебедка транспортера „Магистраль-П”
1 - канат; 2 - корпус барабана; 3 - привод; 4 - рама
Линейный рольганг
Рис. 4,3. Линейный рольганг 1 — рамка; 2 — ролики; 3 — подвеска; 4 — фиксатор; 5 — эксцентрик
Угловой рольганг
Рис. 4.4. Угловой рольганг

1 — телескопическая стойка; 2 — основание; 3 — рольганги; 4 — узлы крепления

Транспортер состоит из лебедки с пневмоприводом, набора линейных и угловых рольгангов, проходников кабельных коробок, тягового каната с захватом для кабеля (рис. 4,2). В качестве привода лебедки используется реверсивная пневматическая сверлильная машина РМС-60, которая стыкуется с барабаном — отдельным переносным блоком. Лебедку устанавливают на металлической раме.

Рис. 4.5. Проходник кабельной коробки
I — узел крепления; 2 — кабельная коробка; 3 — рольганги; 4 — пружина
Рис. 4.6. Концевой захват кабеля
1 — канат; 2 — конусная крышка; 3 — стопор; 4 — наконечник; 5 — кабель; 6 — чулок; 7 — опора

Технические характеристики лебедки
Максимальное тяговое усилие, кН .. 7
Диаметр тягового каната, мм .. 8
Скорость затяжки кабеля, м/мин ... 20
Максимальная длина затягиваемого кабеля, м .  100
Мощность двигателя (при давлении воздуха 0,5 МПа) , кВт . . .             2,6
Расход воздуха, м3/мин ; . 2,4
Масса, кг ... ·..
Габариты, мм ... 570x830x480

На прямолинейных участках трассы для поддержания кабеля размещают линейные рольганги, которые крепят к кабельным подвескам через каждые 3-4 м, Рольганг выполнен в виде четырехугольной рамки, на которой размещены ролики. Для крепления рольганга к подвескам различной ширины в основании рамки с одной стороны имеется фиксатор, а с другой - металлический эксцентрик (рис. 4.3).
На поворотах трассы располагают угловые рольганги, которые обеспечивают проход кабеля с заданным радиусом изгиба (рис. 4.4). Конструкция рольганга состоит из телескопической стойки с упорами, на которой размещено дугообразное основание с рольгангами. Перестановка основания относительно стойки позволяет затягивать кабели по внутреннему и наружному поворотам трассы. Угловые рольганги крепят к палубе и волоку с помощью упоров телескопической стойки.
Для беспрепятственной затяжки кабелей через переборки устанавливают проходники кабельных коробок, представляющие собой металлическое основание с двумя направляющими рольгангами и узлом крепления (рис, 4.5). Проходник располагают в верхней части коробки, он уменьшает сопротивление движению кабеля при затяжке,
Кабель подсоединяется к тяговому канату с помощью концевого захвата (рис. 4.6). Захват включает чулок и металлический наконечник с конусной крышкой, В наконечнике имеется полость с опорой для петли тягового каната и стопор. С наконечника снимают крышку, на опору надевают петлю тягового каната и фиксируют стопором. Затем надевают крышку. В чулок, сплетенный из стальных канатиков, продевают кабель, и с помощью бандажа его соединяют с кабелем. При затяжке кабелей в ответвлении от основных трасс используется промежуточный захват кабеля (рис. 4,7), Захват состоит из шарнирно соединенных металлических пластин, на двух из которых имеются выступы для крепления к тяговому канату. С внутренней стороны к пластинам приклеены резиновые прокладки, которые обеспечивают сцепление захвата с кабелем. Диаметр захвата регулируется удалением нескольких пластин или их наращиванием с помощью разъемных шарнирных соединений.

Рис. 4.7. Промежуточный захват кабеля
1 — кабель; 2 — пластины; 3 —  тяговый канат

В пункте затяжки или в пункте подачи монтажник крепит захват к кабелю и по радиосвязи сообщает о готовности к затяжке. Оператор включает лебедку и затягивает кабель по маршруту, Остальные монтажники на своих рабочих местах следят за равномерным перемещением кабеля по рольгангам и проходникам коробок (табл. 4.1). Таким образом, при затяжке механизированы технологические переходы подачи конца кабеля от монтажника к монтажнику, изгиба кабеля на поворотах трассы, а также перемещения кабеля. В результате облегчения переходов расширяется зона обслуживания на рабочих местах, сокращается количество монтажников. Однако появляются дополнительные ручные переходы возврата каната в пункт затяжки и надевания захвата на кабель.
Укладка кабелей — типовая операция, состоящая из переходов нанесения слоя уплотнительной замазки в проходных коробках, освобождения кабеля из рольгангов и захвата, размещения кабеля в крепежных изделиях, намотки уплотнительного шнура на кабель, вдавливания кабеля со шнуром в уплотнительную замазку, увязки кабеля шпагатом в крепежных изделиях, Операцию выполняют вручную на тех же рабочих местах, на которых затягивают кабель (см. табл. 4.1) .
Слой уплотнительной замазки наносят на дно проходной коробки около ее торцов (рис. 4,8). Этот слой шириной 30 мм и толщиной примерно 15 мм должен закрывать нижнюю рамку коробки. Затем освобождают кабели из замкнутого по периметру контура рольгангов. 

Таблица 4.1. Типовые рабочие места при монтаже кабельных трасс


Типовое рабочее место

Выполняемые операции

Количество электро монтажников

Разряд электромонтажника

Зона обслуживания

Трассы от пункта подачи до лебедки

Подготовительные работы

2

3

Трассы от пункта подачи до лебедки

Пункт подачи

Затяжка

2

3

5 м

Пункт затяжки

Затяжка, укладка, крепление

1

3

2 м

Линейный участок

Затяжка, укладка, крепление

1

3

По 4 м от углового рольганга в каждую

У переборки

Затяжка, укладка, уплотнение, крепление

1

3

сторону
10—12 м от переборки

У лебедки

Затяжка

1

4-5

2 м


Рис. 4.8. Укладка и уплотнение кабелей в проходной коробке
1 — болты из отверстий для выхода воздуха; 2 — переборка; 3 — замазка; 4 —  асбестовый шнур; 5 — кабели; 6 — проходная коробка; 7 — заливочное отверстие; 8 — полиэтиленовый шланг; 9 — шприц; 10 — компаунд

Рис. 4.9. Инструмент для крепления кабельных трасс в подвесках 1 — замок подвески; 2 — инструмент; 3 — подвеска; 4 — кабели
Размещают кабели в подвесках, при этом выбирают слабину, начиная от контрольной переборки в обе стороны трассы, а также выгибают кабель на поворотах
трассы. Наматывают на кабель в местах его пересечения с торцевыми плоскостями проходных коробок один—два витка асбестового шнура диаметром 5—6 мм, и кабель вдавливают в замазку. Кабель увязывают шпагатом через 2—3 м по длине маршрута, на поворотах трассы и на смежных участках с другими трассами. После укладки ряда кабелей повторяется переход нанесения слоя замазки. При укладке не допускается перекрещивание кабелей в пучке. К концам кабелей крепят маркировочные бирки.
Уплотнение прохода кабелей через переборку — типовая операция монтажа, состоящая из ряда переходов. Выворачивают болты из отверстий для выхода воздуха и из заливочного отверстия коробки (см. рис. 4.8). Шланг надевают на наконечник, который вворачивают в заливочное отверстие коробки, В мешалке, заполненной компаундом, перемешивают отвердитель в течение 7-10 мин. Шприц заливают компаундом, который по шлангу подают в коробку. При достижении компаундом уровня 15—20 мм от верхней кромки коробки делают паузу 2—3 мин для выхода пузырей воздуха, а затем продолжают заполнение коробки до появления компаунда в отверстии для выхода воздуха, Заполнение коробки контролируют щупом, вставляемым в отверстие для выхода воздуха, которое закрывают болтом после заполнения коробки. Штурвал шприца поворачивают на 0,5—1 оборот, и пережатый шланг снимают со шприца. Через 18—24 ч наконечник выворачивают из заливочного отверстия и туда вставляют болт-заглушку. На 6—8 сут после окончания заливки твердомером проверяют жесткость компаунда в коробке. Обычно уплотнение выполняет отдельная бригада заливщиков.
Операцию крепления кабелей в подвесках выполняют рычажным инструментом (рис. 4.9). Если в верхнем слое трассы расположены кабели с пластмассовой оболочкой, то под резиновую прокладку замка подвески устанавливают дополнительную прокладку из поливинилхлоридного пластика. Хвостовик замка вставляют в прорезь подвески, и с помощью инструмента совмещают отверстия в замке и подвеске; в них вставляют винт, который затягивают гайкой. Затем ножом разрезают увязочный шпагат и удаляют его из трассы.
Для уплотнения прохода оконцованных оптических кабелей с полиэтиленовой оболочкой, не имеющей адгезии к компаунду К-126, применяется специально разработанное устройство (см. рис. 1.10). Монтаж трасс с такими устройствами производят следующим образом. Из уплотнительного устройства удаляют прижимы и резиновую втулку. Оконцованные оптические кабели с захватами на концах затягивают вручную по трассе пучком или по одному. Через уплотнительное устройство кабели протягивают по очереди один за другим.
При укладке кабелей в трассы из устройства выворачивают гайку, вынимают кольца. Затем в заданной чертежом последовательности вставляют все детали устройства: прижимы, резиновую втулку, кольца. Детали в устройстве поджимаются гайкой до указанной в технических условиях величины. После контроля величины сжатия заворачивают стопорный винт, и устройство обеспечивает необходимую герметичность и непроницаемость прохода кабелей в течение всего срока службы.