Содержание материала

Схема затяжки - конструкторско-технологический документ, определяющий технологию монтажа магистральных кабельных трасс на судне (см. табл. 2.5 и рис, 2.3). В большинстве случаев схемы затяжки создаются на электромонтажных предприятиях в период технологической подготовки производства. Они учитывают технологию постройки судна и разбивку его на электромонтажные районы. Процесс разработки схем затяжки магистральных кабелей в общем состоит из следующих этапов: составление ориентировочного плана монтажа кабельных трасс; разделение кабелей на очереди; определение пунктов затяжки и подачи; установление последовательности затяжки различных очередей; определение порядка затяжки кабелей в каждой очереди; уточнение плана монтажа. Ориентировочный план, определяющий общую последовательность монтажа кабельных трасс, намечают после изучения особенностей архитектуры судна, расположения основных кабельных трасс и номенклатуры кабелей, а также принятых методов выполнения электромонтажных работ на судне. Начинается монтаж с бортовых трасс, а затем монтируют трассы подъемов. Обычно в первую очередь формируют трассы между главным распределительным щитом и главными генераторами, кабели электро движения, а также кабели, затяжка которых связана с обеспечением фронта работ по установке оборудования и по выполнению электромонтажа.
Разделение кабелей на очереди, установление последовательности затяжки различных очередей и определение порядка затяжки кабелей в каждой очереди являются наиболее важными задачами проектирования схем затяжки, оказывающими существенное влияние на эффективность и качество монтажа кабельных трасс. Кабели объединяют в очереди по адресному признаку. В очереди входят кабели, соединяющие определенные районы или группы помещений судна, у которых совпадение маршрутов по длине составляет 60—70% и которые имеют общий пункт подачи. Для судов, у которых количество магистральных кабелей превышает 1,5—2,0 тысяч штук, очереди формируются путем составления списков магистральных кабелей.
На листе бумаги вычерчивают маршрут первого по порядку кабеля (с указанием номеров помещений и уплотнительных конструкций, через которые он проходит) и листу присваивают № 1; если второй по маршруту кабель имеет маршрут, совпадающий с маршрутами первого кабеля или весьма близкий к нему, то его наносят на лист № 1, в противном случае маршрут второго кабеля вычерчивают на листе бумаги, которому присваивают № 2. Таким образом распределяются все кабели в соответствии с их маршрутами по различным листам. Совокупность кабелей, изображенных на одном листе, принимается в качестве очереди. Если на каком-либо листе оказывается слишком мало кабелей для самостоятельной очереди, то эти кабели присоединяют к другим, имеющим сравнительно близкий маршрут. В настоящее время разработан алгоритм [4], и очереди формируются с помощью ЭВМ.
При определении пунктов подачи кабелей исходят из следующих требований: количество пунктов подачи должно быть минимальным; размещение судового оборудования, механизмов, трубопроводов не должно препятствовать расположению необходимого количества технологических барабанов с кабелем и удобной подаче кабелей в трассу. Для каждой очереди выбирают тот пункт подачи, с которого кабели доставляются кратчайшим путем в пункт затяжки. В некоторых случаях пункты подачи и затяжки могут совпадать.
При параллельном методе ведения электромонтажных работ на судне для определения последовательности затяжки очередей выполняют подготовительную работу. Рассчитывают количество электромонтажников, трудоемкость и длительность затяжки кабелей каждой очереди.
Очереди, которые можно затягивать одновременно, сводятся в таблицу. Они не должны иметь общих кабельных трасс, но должны обладать разными пунктами затяжки. Все очереди разбивают на группы в зависимости от технологически целесообразного периода их затяжки, минимума затрат на перестановку рабочих и средств технологического оснащения, важности завершения большинства операций (заливка кабельных коробок, крепление кабелей в подвесках) по монтажу кабельных трасс. Зная число электромонтажников, которые участвуют в затяжке, рассчитывают план работ. При этом фиксируют периоды времени перехода от затяжки очередей одной группы к другой. За единицу планирования обычно принимают рабочую смену или ее половину.
При определении последовательности затяжки кабелей в очереди выделяют в трассах кабели с полностью совпадающими маршрутами (пучки). Кроме того, стремятся к минимуму перекрещиваний кабелей при выходе из трассы, а также к заданному порядку укладки кабелей в трассе.