ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАСЛОСИСТЕМЫ УПЛОТНЕНИЙ ВАЛА ГЕНЕРАТОРА
ПУСК
Система уплотнений вала генератора включается при вводе генератора в резерв одновременно с подачей воздуха в корпус генератора и после включения системы охлаждения обмоток статора генератора. Перед включением системы уплотнений генератор должен быть заполнен воздухом под давлением не менее 0,1 МПа.
При пуске системы уплотнений вала генератора оперативный персонал должен выполнить следующие операции: проверить закрытие-открытие соответствующей арматуры на оборудовании и трубопроводах системы уплотнений;
удалить воздух через воздушники из РМНУ, АМНУ, маслоохладителей и масляных фильтров;
включить РМНУ, проверить состояние работающего насоса и электродвигателя, давление на нагнетании (не менее 1,2 МПа);
медленно открывая задвижку на нагнетательном трубопроводе, заполнить маслопроводы системы уплотнений, вентилем рециркуляции установить давление после фильтров 0,7— 0,8 МПа;
проверить на плотность оборудование и маслопроводы системы уплотнений;
проверить через смотровые окна слив из уплотнений (со стороны водорода масло должно сливаться с расходом 3— 4 л/мин);
проверить работу регулятора уровня в гидрозатворе; должен поддерживаться уровень не менее половины нижнего маслоуказательного стекла;
убедиться через смотровое окно на трубопроводе перелива в отсутствии перелива масла из демпферного бака;
проверить, чтобы при повышении давления перед регулятором прижимного масла РПМ-17 до 0,5—0,8 МПа начал вращаться золотник регулятора, а давление прижимного масла после регулятора РПМ-17 установилось в диапазоне 0,18— 0,20 МПа;
проверить, чтобы при повышении давления перед регулятором уплотняющего масла ДРДМ-12М до 0,5—0,8 МПа начал вращаться золотник регулятора и давление уплотняющего масла на уплотнениях вала генератора установилось на 0,07— 0,09 МПа выше давления воздуха (газа) в генераторе; давление воздуха в генераторе к моменту выхода регуляторов на номинальный режим должно быть не менее 0,1 МПа;
проверить системы защиты, блокировки и сигнализации совместно с персоналом ЦТАИ и ЭЦ;
опломбировать согласно ПТЭ [14] в рабочем положении маховики задвижек и вентилей, установленных до и после маслоохладителя, на всасывающих и нагнетательных трубопроводах РМНУ, АМНУ, до и после фильтров и в схеме уплотнений вала генератора; сделать соответствующую запись в суточной ведомости.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
В процессе эксплуатации системы уплотнений вала генератора оперативный персонал должен выполнять следующие операции:
следить за температурой и количеством масла, сливающегося из подшипников генератора и возбудителя, не допуская подпора в сливных маслопроводах; температура масла на сливе должна быть 45—70 °С;
следить за температурой баббитовых упорных вкладышей (50—60 °С);
следить за температурой масла после маслоохладителя и поддерживать ее в пределах 40—45 °С, регулируя открытие задвижки на сливе охлаждающей воды;
следить за работой регуляторов масла и давлением масла до и после регуляторов; давление масла в системе подачи перед регуляторами должно быть 0,7—0,8 МПа; после регулятора прижимающего масла — 0,18—0,20 МПа; после регулятора уплотняющего масла должно быть на 0,07—0,09 МПа выше давления водорода в корпусе генератора;
следить за уровнем масла в гидрозатворе (не должен превышать половины нижнего масломерного стекла);
опробовать системы защиты, блокировки и сигнализации согласно графику;
производить чистку масляных фильтров согласно графику, при этом проверить характер загрязнений, отсутствие на сетках следов баббита и бронзы; во время чистки фильтров запрещается производить около маслобака работы всех видов, особенно с открытым огнем.
При работе системы уплотнений возможны неисправности, способы устранения которых приведены в табл. 2.2 и 2.3.
ОСТАНОВ
При нормальной эксплуатации системы уплотнений вала генератора иногда необходимо отключение насосного оборудования (РМНУ, АМНУ, инжектор уплотнений, демпферный бак, регуляторы уплотняющего и прижимающего масла, масляные фильтры).
Насосное оборудование системы уплотнений может выводиться в резерв (при включении инжектора уплотнений перед синхронизацией генератора или после ремонта инжектора) и в ремонт. Инжектор уплотнений может выводиться в резерв (перед отключением генератора от сети) и в ремонт. Демпферный бак и регуляторы масла могут выводиться только в ремонт, а масляные фильтры — в резерв и в ремонт (для очистки сеток).
Таблица 2.2. Возможные неисправности в работе системы уплотнений вала генератора и способы их устранения
Неисправность | Возможная причина | Действия оперативного персонала |
Понижение уровня масла в демпферном баке | Отказ регулятора давления уплотняющего масла | Перевести систему подачи уплотняющего масла на ручное управление |
Снижение давления масла перед регуляторами давления прижимного и уплотняющего масла |
| |
Понижение уровня масла в гидрозатворе | Механическая неисправность регулятора уровня |
|
Повышение уровня масла в гидрозатворе | То же |
|
Таблица 2.3. Возможные неисправности в работе регуляторов давления масла типа ДРДМ-12М и РПМ-17 и способы их устранения
Неисправность | Возможная причина | Действия персонала | ||||
оперативного | ремонтного и др. | |||||
Не вращается золотник | Попадание инородных частиц в зазор между буксой и золотником | Перейти на ручное управление, отключить регулятор и вывести в ремонт | Вынуть золотник и буксу, очистить и промыть | |||
Отложение шлама на золотнике и буксе | ||||||
Образование «задиров» | Вынуть золотник и буксу, зашлифовать «задиры», очистить и промыть золотник и буксу | |||||
Попадание инородных частиц в сопла | Вынуть золотник, промыть и продуть сопла | |||||
Низкое давление масла перед регулятором | Прикрыть вентиль на линии рециркуляции, если он открыт; перейти на резервный источник подачи масла | — | ||||
Неисправность | Возможная причина | Действия персонала | ||||
оперативного | ремонтного и др. | |||||
Периодические колебания давления масла после регулятора | Попадание инородных частиц в зазор между буксой и золотником | Перейти на ручное управление, отключить регулятор и вывести в ремонт | Вынуть золотник и буксу, очистить и промыть | |||
Отложение шлама на золотнике и буксе | ||||||
Образование «задиров» | Вынуть золотник и буксу, зашлифовать «задиры», очистить и промыть золотник и буксу | |||||
Постоянные колебания давления масла после регулятора | Велик диаметр дроссельной шайбы | Установить новую дроссельную шайбу с меньшим диаметром отверстия (минимальный диаметр 0,8 мм) | ||||
Медленные колебания перепада давления «масло—водород» (только для регулятора ДРДМ-12М) | Засорение фильтра дроссельного устройства | Перейти на ручное управление, отключить регулятор; очистить, промыть и продуть фильтр | — | |||
Образование масляной пробки в импульсной водородной линии | Проверить состояние импульсной водородной линии; устранить «обратный» уклон импульсной линии путем установки дополнительных опор |
|
Действия оперативного персонала при плановом отключении насосов:
включить инжектор уплотнений;
медленно открывая задвижку на подводе силового давления к инжектору и одновременно закрывая задвижку на нагнетательном трубопроводе насоса, поддерживать давление масла за фильтрами уплотнений в пределах 0,7—0,8 МПа; при необходимости дополнительно регулировать открытие вентиля рециркуляции;
после полного закрытия нагнетательной задвижки поставить переключатель блокировок в положение «отключено», остановить насос;
после разборки электросхемы двигателя насоса открыть задвижку на нагнетании и поставить переключатель блокировок в положение «резерв» (если насос выводится в резерв) или закрыть задвижку на всосе насоса (если насос выводится в ремонт);
опломбировать соответствующую арматуру.
Действия оперативного персонала при отключении инжектора уплотнений:
включить РМНУ (АМНУ);
медленно открывая задвижку на нагнетательном патрубке РМНУ (АМНУ) и закрывая задвижку на подводе силового масла к инжектору уплотнений, поддерживать давление масла за фильтрами в пределах 0,7—0,8 МПа; при необходимости дополнительно регулировать открытие вентиля рециркуляции;
после полного закрытия вентиля на подводе силового масла к инжектору закрыть вентили на подводе рабочего масла к инжектору и на выходе масла из инжектора (при выводе инжектора в ремонт) или закрыть вентиль на подводе рабочего масла к инжектору (при выводе инжектора в резерв);
опломбировать соответствующую арматуру.
Действия оперативного персонала при отключении демпферного бака:
перевести защиту от понижения уровня в демпферном баке «на сигнал» (совместно с персоналом ЦТАИ);
медленно закрыть вентиль на байпасе демпферного бака; медленно закрыть вентили на входе в демпферный бак;
закрыть вентиль на линиях перелива и «срыва» сифона демпферного бака.
Примечание: необходимо вести постоянный контроль за давлением уплотняющего масла, не допуская его колебаний более чем на 0,02 МПа.
Действия персонала при вводе масляного фильтра уплотнений в резерв:
включить резервный фильтр;
закрыть вентиль на выходе масла из отключаемого фильтра;
проверить давление масла за фильтрами (должно быть в пределах 0,7—0,8 МПа).
При отключении фильтра в ремонт (для чистки) закрыть вентиль на входе масла в отключаемый фильтр.
ПЕРЕВОД МАСЛОСИСТЕМЫ УПЛОТНЕНИЙ С АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РУЧНОЕ И ОБРАТНО
Действия оперативного персонала при переводе системы подачи уплотняющего масла с автоматического регулирования на ручное (вывод регулятора уплотняющего масла ДРДМ-12М в ремонт):
медленно открывать вентиль на маслопроводе в обвод регулятора ДРДМ-12М, одновременно закрывая вентиль перед регулятором; при этом давление уплотняющего масла не должно колебаться более чем на ±0,02 МПа;
после полного закрытия вентиля перед регулятором ДРДМ-12М закрыть вентили на маслопроводах после регулятора, на линиях обратной связи и слива из камеры регулирования;
после перевода системы подачи уплотняющего масла на ручное управление поддерживать давление масла вручную, регулируя открытие вентиля в обвод регулятора ДРДМ-12М.
Перевод системы подачи уплотняющего масла с ручного управления на автоматическое производится в обратном порядке: открыть вентиль обратной связи и вентиль слива из камеры регулятора ДРДМ-12М;
медленно открыть вентиль на маслопроводе после регулятора;
медленно открыть вентиль перед регулятором, прикрывая одновременно вентиль в обвод регулятора; при этом давление уплотняющего масла не должно колебаться более чем на ±0,02 МПа;
после полного открытия вентиля перед регулятором закрыть вентиль в обвод регулятора и убедиться, что регулятор ДРДМ-12М устойчиво поддерживает давление уплотняющего масла с точностью ±0,01 МПа.
Действия оперативного персонала при переводе системы подачи прижимающего масла, с автоматического управления на ручное (вывод регулятора РПМ-17 в ремонт):
медленно открыть вентиль на маслопроводе в обвод регулятора, одновременно закрывая вентиль перед регулятором; при этом давление прижимающего масла не должно колебаться более чем на ±0,01 МПа;
после полного закрытия вентиля на маслопроводе перед регулятором закрыть вентиль за регулятором и вентиль на линии обратной связи;
после перевода системы подачи прижимающего масла на ручное управление поддерживать давление прижимающего масла вручную, регулируя открытие вентиля в обвод регулятора РПМ-17.
Перевод системы подачи прижимающего масла с ручного управления на автоматическое производится в обратном порядке:
открыть вентиль обратной связи;
медленно открыть вентиль на маслопроводе перед регулятором РПМ-17, закрывая одновременно вентиль в обвод регулятора; при этом давление не должно колебаться более чем на ±0,01 МПа;
после полного открытия вентиля перед регулятором закрыть вентиль на маслопроводе в обвод регулятора и убедиться, что регулятор прижимающего масла РПМ-17 устойчиво поддерживает давление масла с точностью ±0,01 МПа.