Содержание материала

ПУСК

При подготовке к пуску оборудования маслосистемы оперативный персонал должен:
проверить наличие смазки в подшипниках насосов;
проверить установку пальцев на полумуфтах насосного оборудования и наличие постоянного ограждения вращающихся частей;
проверить состояние крепежа на фланцевых соединениях, люках, лазах и др.;
проверить наличие и исправность КИП, состояние электрических схем приводов арматуры и электродвигателей насосного оборудования, работоспособность средств управления и связи;
проверить кабели на отсутствие оголенных концов, подсоединение кабелей к электрооборудованию, заземление, состояние средств аварийного отключения электродвигателей насосного оборудования;
опробовать арматуру на открытие и закрытие;
проверить освещение в районе пускаемого оборудования и тепловую изоляцию;
слить отстой масла из маслобака и проверить уровень масла;
проверить положение (закрытие или открытие) соответствующей арматуры маслосистемы.
При пуске оборудования маслосистемы смазки:
включить маслонасос смазки, проверить состояние работающего насоса и электродвигателя, а также давление масла на нагнетании (при открытой задвижке должно быть 0,4 МПа); заполнить, маслосистему смазки маслом; при необходимости в режиме пуска маслонасоса в маслоохладитель подается сетевая вода вместо охлаждающей, а после нагрева масла в системе смазки до 40 °С подача сетевой воды прекращается и подается охлаждающая вода;
проверить на плотность оборудование и маслопроводы, уровень в главном маслобаке;
убедиться в достаточности слива масла из подшипников турбоустановки и в наличии перелива из НМБ;
проверить, соответствует ли давление масла в системе смазки инструкции по эксплуатации;
проверить системы защиты, блокировки и сигнализацию в маслосистеме смазки совместно с персоналом цеха тепловой автоматики и измерений (ЦТАИ) и электроцеха (ЭЦ); согласно ПТЭ, эта проверка производится перед пуском оборудования. После ремонта или длительного (более трех суток) простоя; запрещается включение оборудования после любого останова при неисправности защит, действующих на отключение оборудования.
При пуске пускового маслонасоса системы регулирования:

проверить состояние насоса, электродвигателя, соответствующей арматуры; пуск пускового маслонасоса системы регулирования возможен при работающем маслонасосе смазки и заполненных НМ Б;
после пуска насоса проверить давление в нагнетательном трубопроводе, установить 0,5—0,6 МПа и работать при этом давлении в течение 15—20 мин для предотвращения колебаний давления масла и вибрации маслопроводов из-за наличия воздуха в системе регулирования;
полностью открыть задвижку на нагнетательном трубопроводе, осмотреть оборудование и маслопроводы системы регулирования и убедиться в их плотности (отсутствии течи);
проверить системы защиты (совместно с персоналом ЦТАИ) пускового маслонасоса от понижения давления на всосе;
опробовать систему регулирования турбины, проверить защиты и блокировки системы регулирования (см. гл. 6).
Примечание: в процессе пуска турбоагрегата при достижении давления 1,6 МПа за главным маслонасосом турбины пусковой маслонасос системы регулирования автоматически отключается блокировкой.
После включения маслосистемы в работу:
опломбировать согласно ПТЭ в рабочем положении маховики задвижек и вентилей, установленных до и после маслоохладителей, на всасывающих и нагнетательных линиях насосов, до и после фильтров, на линии аварийного слива масла из маслобаков; сделать соответствующую запись в суточной ведомости.
Примечание: снятие пломб во время работы турбоустановки разрешается только для опробования узлов маслосистемы, при переходе с работающего на резервное оборудование или выводе оборудования в ремонт; после окончания переключений пломбы должны быть восстановлены, а в суточную ведомость занесена запись о проделанной работе.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Во время эксплуатации маслосистемы смазки оперативный персонал обязан;
производить обход и осмотр оборудования каждые два часа;
проверять оборудование, маслопроводы на отсутствие течей и при обнаружении их принимать меры по устранению;
следить за состоянием сальников работающих насосов, за состоянием насосов, электродвигателей; подтягивать сальники при появлении течи; в нормальном состоянии должно быть слабое капание масла (воды) через сальники;
прослушивать и проверять подшипники работающих насосов и электродвигателей; не должно быть посторонних шумов; температура подшипников поддерживается в пределах 50— 60°С;
следить за состоянием насосов, находящихся в резерве; постоянно должны быть открыты задвижки на всосе и нагнетании, а на маслонасосе смазки еще и вентиль отвода воздуха из верхней части насоса;
следить за температурой статора работающего электродвигателя; максимальная допустимая температура статора не должна превышать 90 °С;
следить за вибрацией подшипников насосов и электродвигателей; согласно ПТЭ [14] вибрация подшипников электродвигателей должна находиться в следующих пределах:
Синхронная частота вращения, об/мин............................. 750 1000 1500 3000
Двойная амплитуда вибрации, мкм................................... 160 130 100 50
следить за исправностью КИП и их показаниями;
своевременно принимать меры к устранению неисправностей;
производить профилактические осмотры и опробование резервного оборудования согласно графику;
опробовать систему защиты и блокировки совместно с персоналом ЦТАИ и электроцеха согласно графику;
следить, чтобы арматура системы смазки и уплотнений вала генератора была опломбирована в рабочем положении;
следить за работой регуляторов уровня, давления;
следить за наличием и качеством смазки в подшипниках насосов, своевременно добавлять или заменять ее;
следить за напряжением на ключах управления электродвигателями механизмов и приводов арматуры, а также за положением ключей блокировки и защиты.
В процессе эксплуатации маслосистемы смазки оперативный персонал обязан:
следить за уровнем масла в главном маслобаке (должен быть в пределах 50—170 мм при заполненных НМБ);
следить за давлением масла в системе смазки (0,06—0,07 МПа на отметке 9,6 м);
следить за температурой масла, поступающего на подшипники (40—45 °С);
следить за температурой и количеством масла, сливающегося из подшипников; количество сливающегося масла не должно изменяться, температура должна быть в пределах 45— 70 °С;
опробовать системы защиты, блокировки и сигнализации совместно с персоналом ЦТАИ и ЭЦ согласно графику;
производить чистку масляных фильтров согласно графику; во время чистки фильтров запрещается производство около маслобака всех видов работ, особенно с открытым огнем.
При работе маслонасосов возможны неисправности, способы устранения которых приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1. Возможные неисправности в работе маслонасоса и способы их устранения


Неисправность

Возможная причина

Действия персонала

*оперативного

ремонтного

Отсутствие давления на нагнетании и расхода

Неправильное направление вращения ротора

Остановить насос, сообщить начальнику смены электроцеха

Изменить направление вращения ротора

Отсутствие давления масла на всосе

  • Проверить состояние арматуры на всасывающем трубопроводе; при обнаружении закрытой арматуры открыть ее
  • Выпустить воздух из верхней части насоса (при работе насоса с подпором) или отсосать воздух (при работе насоса с разрежением на всосе)

При обнаружении неисправности арматуры на всасывающем трубопроводе и невозможности устранения дефекта во время работы вывести насос в ремонт с разрешения начальника смены

Произвести ремонт арматуры или заменить ее новой

Уменьшение давления нагнетания и расхода

Недостаточный подпор на всосе

1. Увеличить подпор на всосе
2. Уменьшить расход, прикрывая арматуру на всасывающем трубопроводе

Присос воздуха на всосе и в концевых уплотнениях

  • Определить места присоса и устранить присос
  • Выпустить воздух из верхней части насоса

При невозможности устранить присос воздуха вывести насос в ремонт с разрешения начальника смены

Устранить присос воздуха

Неисправность

Возможная причина

Действия персонала

*оперативного

ремонтного

Уменьшение давления нагнетания и расхода

Попадание посторонних предметов в каналы рабочего колеса

Удалить посторонние предметы из каналов рабочего колеса

Износ уплотнений проточной части

Устранить дефекты или заменить дефектные детали

Повышенная вибрация агрегата

Расцентровка роторов

Произвести центровку роторов

Дисбаланс ротора

Произвести балансировку ротора; при необходимости заменить дефектные детали

Повреждение подшипников

Заменить поврежденные подшипники

Повышенная вибрация трубопроводов

Проверить состояние опор и подвесок трубопроводов: при смещении поставить на место, устранить повреждения, если это возможно, или вывести в ремонт

Поставить на место смещенные опоры и подвески, исправить повреждения, усилить крепление трубопроводов

Неисправность

Возможная причина

Действия персонала

*оперативного

ремонтного

Давление на нагнетании выше проектного

Повышение сопротивления на нагнетательном трубопроводе

Проверить состояние арматуры на нагнетательном трубопроводе; при обнаружении закрытой арматуры открыть ее

Производительность ниже проектной

Обрыв обратного клапана

Произвести ремонт обратного клапана

Перегрузка электродвигателя

Производительность выше номинальной

Уменьшить расход рабочей жидкости путем прикрытия арматуры на нагнетательном трубопроводе; при необходимости включить резервный насос

Тугая затяжка сальников

Ослабить затяжку сальников с помощью гаек прижима буксы

Задевание ротора за корпус, заедание в уплотнениях

Устранить задевания или заедания; при необходимости заменить поврежденные детали

Попадание посторонних предметов в проточную часть

 

Удалить посторонние предметы из проточной части

Неисправность

Возможная причина

Действия персонала

*оперативного

ремонтного

Повышение температуры подшипников

Недостаточная смазка подшипников

Проверить работу масленок, добавить смазки

Увеличение осевых усилий

 

  • Проверить зазоры в уплотнениях насоса; при необходимости заменить уплотняющие кольца или рабочее колесо
  • Проверить каналы рабочего колеса, удалить из них посторонние предметы

Дефект подшипника

Заменить дефектный подшипник

Повышенная течь через сальники концевых уплотнений

Износ сальниковой набивки или неправильная набивка

Заменить сальниковую набивку, шлифовать защитные втулки или произвести центровку роторов агрегата

Нагрев букс концевых уплотнений

Тугая затяжка сальников

Ослабить затяжку сальников с помощью гаек прижима буксы

Обратное вращение ротора при вводе насоса в резерв

Неисправность обратного клапана или попадание под него посторонних предметов

Устранить дефект обратного клапана или удалить посторонние предметы из-под него

ОСТАНОВ

Останов насосного оборудования производится при переходе с работающего на резервное оборудование по графику и при выводе оборудования в ремонт. Отключение маслоохладителей производится при вводе в резерв, при переходе с работающего маслоохладителя на резервный и при выводе в ремонт.
Действия оперативного персонала при плановом останове насоса:
включить при необходимости резервный насос;
поставить в положение «отключено» переключатель блокировки отключаемого насоса (для резервного и аварийного маслонасоса уплотнений — РМНУ и АМНУ) и резервного насоса (для маслонасоса смазки — МНС);
закрыть задвижку на нагнетании отключаемого насоса (для МНС, РМНУ, АМНУ), проверить, соответствует ли давление (расход) масла в системе номинальному;
отключить электродвигатель работающего насоса;
закрыть подачу воды на охлаждение подшипников (для РМНУ, АМНУ).
Действия оперативного персонала при вводе насоса в автоматический резерв:
открыть задвижку на нагнетании, проверить, что обратный клапан не пропускает;
эксплуатация насоса с неисправным обратным клапаном запрещается;
поставить переключатель блокировки насоса в положение «резерв».
Действия оперативного персонала при вводе маслоохладителя в резерв:
включить маслоохладитель, находящийся в резерве;
отключить работающий маслоохладитель;
убедиться в устойчивости поддержания температуры масла за маслоохладителями в пределах 40—45 °С;
опломбировать задвижки на выходе масла из работающего и резервного маслоохладителя.
Действия персонала при выводе маслоохладителя в ремонт: вывести отключаемый маслоохладитель в резерв;
закрыть задвижки входа-выхода масла и воды;
открыть вентиль воздушника по воде, вентили опорожнения маслоохладителя по воде и по маслу.