ПРОВЕРКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ
Действия оперативного персонала при проверке взаимодействия органов регулирования и защиты турбины в процессе эксплуатации приведены в табл. 6.1.
Таблица 6.1. Действия оперативного персонала при проверке взаимодействия органов системы регулирования и защиты турбины К-220-44
Действия оператора БЩУ | Действия машиниста-обходчика основного оборудования |
Проверка привода разгонного устройства турбины | |
Дать указание машинисту-обходчику контролировать выполняемые операции | Контролировать по месту перемещение золотника разгонного устройства и фиксацию его в положениях «разгон», «подхват оборотов» и «среднее» по указателю на разгонном устройстве |
Проверка привода поворотного золотника АБ турбины | |
Дать указание машинисту-обходчику контролировать выполняемые операции | Контролировать по месту перемещение поворотного золотника АБ и фиксацию его в положениях «среднее», «взведение левого (правого) золотника», «опробование левого (правого) кольца регулятора безопасности» по указателю па разгонном устройстве |
Действия оператора ЄЩУ | Действия машиниста-обходчикагосновного оборудования | ||
Установить ключ управления электродвигателем поворотного золотника поочередно в положения, указанные выше, и проверить, что электродвигатель автоматически отключается при установке золотника в соответствующее положение | Проверить, что после опробования поворотный золотник установлен в среднее положение, и сообщить оператору БЩУ | ||
Проверка МУТ, стопорных клапанов и заслонок промперегрева | |||
Дать указание машинисту-обходчику контролировать выполняемые операции | Проверить закрытие ГПЗ турбины и их байпаса и отсутствие давления в паропроводах после ГПЗ | ||
Действия оператора БЩУ | Действия машиниста-обходчика основного оборудования | ||
Включить МУТ в режим «убавить» и проверить, что при движении регулятора скорости вниз 1) совершил полный ход вниз поршень главного сервомотора и закрылись РК; 2) поршни сервомоторов заслонок совершили полный ход вниз и заслонки промперегрева закрылись; 3) защитные золотники автоматически сработали; 4) закрылись СК; 5) электродвигатель МУТ автоматически отключился при крайнем нижнем положении регулятора скорости по указателю на разгонном устройстве | Проверить, что при работе МУТ в режиме «убавить» последовательно закрываются РК, заслонки промперегрева, срабатывают защитные золотники и закрываются СК турбины | ||
Включить МУТ в режим «прибавить» и проверить, что взвелись защитные золотники, полностью открылись СК, заслонки промперегрева и РК. Затем ключом отключения турбины подать импульс на защитные золотники и проверить, что они сработали, закрылись СК и РК и заслонки промперегрева | Проверить, что при срабатывании защитных золотников одновременно закрываются СК, РК и заслонки промперегрева турбины | ||
Действия оператора БЩУ | Действия машиниста-обходчика основного оборудования | ||
Установить ключ управления стопорными клапанами в положение «опробование» и проверить, что поршни сервомоторов СК совершили ход в сторону закрытия до размыкания концевых выключателей (КВ), фиксирующих открытие клапанов (положение «отключено») | Проверить, что при опробовании СК и заслонок промперегрева их поршни совершают ход в сторону закрытия на 15—30 мм и размыкаются КВ, а после опробования полностью открываются клапаны и замыкаются КВ |
Примечание. 1. Все указанные действия выполняются до включения пускового маслонасоса системы регулирования. 2. Исходное состояние оборудования и действия персонала при проверке системы защиты турбоагрегата приводятся в эксплуатационной инструкции о порядке опробования и ввода технологических защит и блокировок турбоагрегата, и его вспомогательного оборудования. 3. Проверка защиты от снижения вакуума в конденсаторе турбины производится после набора вакуума в конденсаторе не ниже 700 мм рт. ст.
ПРОВЕРКА СИСТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПАРОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Проверка регулирования и парораспределения в процессе эксплуатации включает в себя согласно ПТЭ: проверку плотности стопорных и регулирующих клапанов (СК и РК) турбины; снятие статической характеристики турбоагрегата; проверку времени закрытия СК, главного сервомотора, обратных клапанов отборов, а также проверку автомата безопасности (АБ) [17].
Проверка плотности СК и РК должна производиться при пуске после монтажа, перед остановом турбины в ремонт, после капитального ремонта и перед испытанием АБ, но не реже, чем •один раз в год. Клапаны считаются плотными, если при их закрытом состоянии, номинальных параметрах пара перед клапанами и номинальном вакууме в конденсаторе ротор турбоагрегата не вращается.
При закрытии только стопорных или только регулирующих клапанов установившаяся частота вращения ротора турбоагрегата не должна превышать 50 % номинальной.
Снятие статической характеристики и проверка времени закрытия СК, главного сервомотора и обратных клапанов отборов должны производиться до и после капитального ремонта или ремонта основных узлов системы регулирования и парораспределения. Время закрытия СК и главного сервомотора не должно превышать 0,8, обратных клапанов отборов — 0,8—1,0с (отсчитывается с момента подачи импульса на защитные золотники или соленоидные клапаны до полного закрытия клапанов и сервомотора).
Проверка АБ турбины производится после его разборки, после ремонта системы регулирования, перед испытанием турбины со сбросом нагрузки, после длительного (более 30 сут) простоя турбоагрегата, но не реже, чем один раз в четыре месяца [12, 14].
Проверка АБ повышением частоты вращения производится после ремонта АБ, перед испытанием турбины со сбросом нагрузки и после длительного (более 30 сут) простоя. В остальных случаях производится проверка АБ маслом (без повышения частоты вращения). Перед проверкой повышением частоты вращения обязательно производится проверка маслом.
Рассмотрим для примера действия оперативного персонала при проверке автомата безопасности турбины К-220-44.
Действия оператора БЩУ.
- Открыть вентиль и РК на байпасе ГПЗ, закрыть задвижки ГПЗ.
- Проверить, что система регулирования устойчиво поддерживает частоту вращения роторов турбины 3000 об/мин.
- Дать указание машинисту-обходчику основного оборудования произвести проверку АБ.
Действия машиниста-обходчика основного оборудования при проверке АБ маслом.
- Медленным вращением маховика поставить поворотный золотник АБ в положение «испытание левого кольца» и проверить, что исполнительный золотник левого кольца сработал, т. е. занял верхнее положение.
- Установить поворотный золотник в положение «взведение золотника левого кольца» и проверить, что исполнительный золотник взведен, т. е. занял нижнее положение.
- Произвести испытание правого кольца АБ аналогично указанному выше.
- Установить поворотный золотник в среднее положение.
Примечание. Испытание колец АБ может произвести оператор БЩУ, дистанционно управляя электродвигателем привода поворотного золотника. При этом машинист-обходчик должен наблюдать за срабатыванием и взведением исполнительных золотников колец АБ.
Действия машиниста-обходчика при проверке АБ повышением частоты вращения ротора турбины.
- Медленным поворотом рукоятки разгонного устройства против часовой стрелки перевести золотник устройства в направлении «разгон».
- Следить за повышением частоты вращения ротора турбины и записать число оборотов, при котором сработало первое из колец АБ, т. е. исполнительный золотник занял верхнее положение.
- Проверить, что при срабатывании АБ закрылись СК и РК, заслонки- промперегрева, вентиль и РК на байпасе ГПЗ, обратные клапаны на паропроводах отборов и частота вращения начала снижаться. Если частота вращения повысилась до 3370 об/мин, а автомат не сработал, немедленно остановить турбину воздействием на защитные золотники вручную.
- После срабатывания АБ установить золотник разгонного устройства в положение «подхват оборотов» (поворотом рукоятки разгонного устройства) .
- После снижения частоты вращения до 3000 об/мин установить поворотный золотник АБ в положение «взведение золотника» сработавшего кольца, проверить, что исполнительный золотник сработавшего кольца взведен, т. е. занял нижнее положение, а затем установить поворотный золотник в среднее положение.
- Взвести защитные золотники; проверить, что СК открылись.
- Установить золотник разгонного устройства в среднее положение, наблюдая при этом за частотой вращения. Проверить, что регулятор скорости устойчиво поддерживает частоту вращения 3000 об/мин.
- Отключить золотник сработавшего кольца АБ, поставив поворотный: золотник в положение «испытание» сработавшего кольца.
- Произвести испытание АБ на срабатывание второго кольца аналогично тому, как указано выше.
- Проверить, что золотник разгонного устройства и поворотный золотник АБ установлены в среднее положение и регулятор скорости устойчиво поддерживает частоту вращения 3000 об/мин.
- Сообщить оператору БЩУ об окончании испытаний АБ.
Примечание. Перед проверкой системы регулирования и парораспределения турбины машинист-обходчик основного оборудования под руководством старшего машиниста турбинного цеха должен включить маслонасос н отключить маслоинжектор системы уплотнений вала генератора. После проверки системы регулирования и парораспределения необходимо выполнить обратные переключения — включить маслоинжектор и отключить маслонасос.
Проверка системы регулирования и парораспределения производится по программе, утвержденной главным инженером АЭС и под непосредственным руководством начальника турбинного цеха или его заместителя по эксплуатации.