Содержание материала

ПРОВЕРКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ

Действия оперативного персонала при проверке взаимодействия органов регулирования и защиты турбины в процессе эксплуатации приведены в табл. 6.1.

Таблица 6.1. Действия оперативного персонала при проверке взаимодействия органов системы регулирования и защиты турбины К-220-44


Действия оператора БЩУ

Действия машиниста-обходчика основного оборудования

Проверка привода разгонного устройства турбины

Дать указание машинисту-обходчику контролировать выполняемые операции
Поставить переключатель режимов работы разгонного устройства в положение «испытание разгоном»
Поставить переключатель режимов в положение «разгон»
Нажать кнопку «разгон» и проверить, что электродвигатель включился и золотник начал поворачиваться в сторону «прибавить». Отпустить кнопку и проверить, что электродвигатель остановился (электродвигатель должен вращаться только при нажатой кнопке)
Поставить переключатель режимов в положение «подхват оборотов» и проверить, что электродвигатель включился, золотник начал поворачиваться в сторону «убавить» и, дойдя до крайнего положения, автоматически отключился
Поставить переключатель режимов в положение «среднее», нажать кнопку «разгон» и проверить, что электродвигатель включился, золотник начал поворачиваться в сторону «прибавить» и, дойдя до среднего положения, автоматически отключился. Отпустить кнопку «разгон»

Контролировать по месту перемещение золотника разгонного устройства и фиксацию его в положениях «разгон», «подхват оборотов» и «среднее» по указателю на разгонном устройстве
Проверить, что после опробования золотник разгонного устройства установлен в среднем положении по указателю на устройстве, и сообщить оператору БЩУ

Проверка привода поворотного золотника АБ турбины

Дать указание машинисту-обходчику контролировать выполняемые операции

Контролировать по месту перемещение поворотного золотника АБ и фиксацию его в положениях «среднее», «взведение левого (правого) золотника», «опробование левого (правого) кольца регулятора безопасности» по указателю па разгонном устройстве

Действия оператора ЄЩУ

Действия машиниста-обходчикагосновного оборудования

Установить ключ управления электродвигателем поворотного золотника поочередно в положения, указанные выше, и проверить, что электродвигатель автоматически отключается при установке золотника в соответствующее положение
Поставить ключ управления электродвигателем в положение «среднее» и проверить, что поворотный золотник установился в среднем положении и электродвигатель автоматически отключился

Проверить, что после опробования поворотный золотник установлен в среднее положение, и сообщить оператору БЩУ

Проверка МУТ, стопорных клапанов и заслонок промперегрева

Дать указание машинисту-обходчику контролировать выполняемые операции
Проверить, что главные паровые задвижки (ГПЗ) турбины и их байпас закрыты, давление в паропроводах за ГПЗ равно нулю
Включить МУТ в режим «прибавить» и проверить, что при ходе регулятора скорости вверх 1) последовательно взвелись защитные золотники; 2) открылись стопорные клапаны (СК); 3) поршни сервомоторов заслонок совершили полный ход вверх и заслонки промперегрева полностью открылись; 4) поршень главного сервомотора совершил полный ход вверх (на 320 мм по шкале указателя положения) и регулирующие клапаны (РК) полностью открылись; 5) электродвигатель МУТ автоматически отключился при крайнем верхнем положении регулятора скорости по указателю на разгонном устройстве

Проверить закрытие ГПЗ турбины и их байпаса и отсутствие давления в паропроводах после ГПЗ
Проверить, что электродвигатель МУТ отключается при крайнем положении (верхнем и нижнем) штока регулятора скорости по указателю на разгонном устройстве
Проверить, что при работе МУТ в режиме «прибавить» последовательно взводятся защитные золотники, открываются СК заслонки промперегрева и РК турбины

Действия оператора БЩУ

Действия машиниста-обходчика основного оборудования

Включить МУТ в режим «убавить» и проверить, что при движении регулятора скорости вниз 1) совершил полный ход вниз поршень главного сервомотора и закрылись РК; 2) поршни сервомоторов заслонок совершили полный ход вниз и заслонки промперегрева закрылись; 3) защитные золотники автоматически сработали; 4) закрылись СК; 5) электродвигатель МУТ автоматически отключился при крайнем нижнем положении регулятора скорости по указателю на разгонном устройстве

Проверить, что при работе МУТ в режиме «убавить» последовательно закрываются РК, заслонки промперегрева, срабатывают защитные золотники и закрываются СК турбины

Включить МУТ в режим «прибавить» и проверить, что взвелись защитные золотники, полностью открылись СК, заслонки промперегрева и РК. Затем ключом отключения турбины подать импульс на защитные золотники и проверить, что они сработали, закрылись СК и РК и заслонки промперегрева
Включить МУТ в режим «убавить», вывести регулятор скорости в крайнее нижнее положение, проверить автоматическое отключение электродвигателя МУТ
Включить МУТ в режим «прибавить» до взведения защитных золотников и открытия СК и заслонок промперегрева. После этого отключить электродвигатель МУТ

Проверить, что при срабатывании защитных золотников одновременно закрываются СК, РК и заслонки промперегрева турбины

Действия оператора БЩУ

Действия машиниста-обходчика основного оборудования

Установить ключ управления стопорными клапанами в положение «опробование» и проверить, что поршни сервомоторов СК совершили ход в сторону закрытия до размыкания концевых выключателей (КВ), фиксирующих открытие клапанов (положение «отключено»)
Установить ключ управления СК в положение «возврат» и проверить, что СК полностью открылись, т. е. замкнулись КВ, фиксирующие открытие клапанов (положение «отключено»)
Проверить работу устройств частичного перемещения остальных СК и заслонок промперегрева аналогично тому, как указано выше
Включить МУТ в режим «прибавить» до полного открытия РК турбины
Совместно с персоналом ЦТАИ и ЭЦ проверить систему защиты турбоагрегата

Проверить, что при опробовании СК и заслонок промперегрева их поршни совершают ход в сторону закрытия на 15—30 мм и размыкаются КВ, а после опробования полностью открываются клапаны и замыкаются КВ

Примечание. 1. Все указанные действия выполняются до включения пускового маслонасоса системы регулирования. 2. Исходное состояние оборудования и действия персонала при проверке системы защиты турбоагрегата приводятся в эксплуатационной инструкции о порядке опробования и ввода технологических защит и блокировок турбоагрегата, и его вспомогательного оборудования. 3. Проверка защиты от снижения вакуума в конденсаторе турбины производится после набора вакуума в конденсаторе не ниже 700 мм рт. ст.

ПРОВЕРКА СИСТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПАРОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Проверка регулирования и парораспределения в процессе эксплуатации включает в себя согласно ПТЭ: проверку плотности стопорных и регулирующих клапанов (СК и РК) турбины; снятие статической характеристики турбоагрегата; проверку времени закрытия СК, главного сервомотора, обратных клапанов отборов, а также проверку автомата безопасности (АБ) [17].
Проверка плотности СК и РК должна производиться при пуске после монтажа, перед остановом турбины в ремонт, после капитального ремонта и перед испытанием АБ, но не реже, чем •один раз в год. Клапаны считаются плотными, если при их закрытом состоянии, номинальных параметрах пара перед клапанами и номинальном вакууме в конденсаторе ротор турбоагрегата не вращается.
При закрытии только стопорных или только регулирующих клапанов установившаяся частота вращения ротора турбоагрегата не должна превышать 50 % номинальной.
Снятие статической характеристики и проверка времени закрытия СК, главного сервомотора и обратных клапанов отборов должны производиться до и после капитального ремонта или ремонта основных узлов системы регулирования и парораспределения. Время закрытия СК и главного сервомотора не должно превышать 0,8, обратных клапанов отборов — 0,8—1,0с (отсчитывается с момента подачи импульса на защитные золотники или соленоидные клапаны до полного закрытия клапанов и сервомотора).
Проверка АБ турбины производится после его разборки, после ремонта системы регулирования, перед испытанием турбины со сбросом нагрузки, после длительного (более 30 сут) простоя турбоагрегата, но не реже, чем один раз в четыре месяца [12, 14].
Проверка АБ повышением частоты вращения производится после ремонта АБ, перед испытанием турбины со сбросом нагрузки и после длительного (более 30 сут) простоя. В остальных случаях производится проверка АБ маслом (без повышения частоты вращения). Перед проверкой повышением частоты вращения обязательно производится проверка маслом.

Рассмотрим для примера действия оперативного персонала при проверке автомата безопасности турбины К-220-44.

Действия оператора БЩУ.

  1. Открыть вентиль и РК на байпасе ГПЗ, закрыть задвижки ГПЗ.
  2. Проверить, что система регулирования устойчиво поддерживает частоту вращения роторов турбины 3000 об/мин.
  3. Дать указание машинисту-обходчику основного оборудования произвести проверку АБ.

Действия машиниста-обходчика основного оборудования при проверке АБ маслом.

  1. Медленным вращением маховика поставить поворотный золотник АБ в положение «испытание левого кольца» и проверить, что исполнительный золотник левого кольца сработал, т. е. занял верхнее положение.
  2. Установить поворотный золотник в положение «взведение золотника левого кольца» и проверить, что исполнительный золотник взведен, т. е. занял нижнее положение.
  3. Произвести испытание правого кольца АБ аналогично указанному выше.
  4. Установить поворотный золотник в среднее положение.

Примечание. Испытание колец АБ может произвести оператор БЩУ, дистанционно управляя электродвигателем привода поворотного золотника. При этом машинист-обходчик должен наблюдать за срабатыванием и взведением исполнительных золотников колец АБ.

Действия машиниста-обходчика при проверке АБ повышением частоты вращения ротора турбины.

  1. Медленным поворотом рукоятки разгонного устройства против часовой стрелки перевести золотник устройства в направлении «разгон».
  2. Следить за повышением частоты вращения ротора турбины и записать число оборотов, при котором сработало первое из колец АБ, т. е. исполнительный золотник занял верхнее положение.
  3. Проверить, что при срабатывании АБ закрылись СК и РК, заслонки- промперегрева, вентиль и РК на байпасе ГПЗ, обратные клапаны на паропроводах отборов и частота вращения начала снижаться. Если частота вращения повысилась до 3370 об/мин, а автомат не сработал, немедленно остановить турбину воздействием на защитные золотники вручную.
  4. После срабатывания АБ установить золотник разгонного устройства в положение «подхват оборотов» (поворотом рукоятки разгонного устройства) .
  5. После снижения частоты вращения до 3000 об/мин установить поворотный золотник АБ в положение «взведение золотника» сработавшего кольца, проверить, что исполнительный золотник сработавшего кольца взведен, т. е. занял нижнее положение, а затем установить поворотный золотник в среднее положение.
  6. Взвести защитные золотники; проверить, что СК открылись.
  7. Установить золотник разгонного устройства в среднее положение, наблюдая при этом за частотой вращения. Проверить, что регулятор скорости устойчиво поддерживает частоту вращения 3000 об/мин.
  8. Отключить золотник сработавшего кольца АБ, поставив поворотный: золотник в положение «испытание» сработавшего кольца.
  9. Произвести испытание АБ на срабатывание второго кольца аналогично тому, как указано выше.
  10. Проверить, что золотник разгонного устройства и поворотный золотник АБ установлены в среднее положение и регулятор скорости устойчиво поддерживает частоту вращения 3000 об/мин.
  11. Сообщить оператору БЩУ об окончании испытаний АБ.

Примечание. Перед проверкой системы регулирования и парораспределения турбины машинист-обходчик основного оборудования под руководством старшего машиниста турбинного цеха должен включить маслонасос н отключить маслоинжектор системы уплотнений вала генератора. После проверки системы регулирования и парораспределения необходимо выполнить обратные переключения — включить маслоинжектор и отключить маслонасос.
Проверка системы регулирования и парораспределения производится по программе, утвержденной главным инженером АЭС и под непосредственным руководством начальника турбинного цеха или его заместителя по эксплуатации.