Содержание материала

Приложение 1
Нарушения режима работы турбоустановки


Нарушение

Возможная причина

Признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

Осевой сдвиг роторов выше нормального

Паровая перегрузка

Турбина
Увеличение давления в контрольной ступени (по показаниям приборов)

  1. Уменьшить нагрузку турбины до восстановления нормального осевого сдвига роторов.
  2. Проверить температуру баббита Колодок упорного подшипника и температуру масла на сливе из упорного подшипника.

Изменение относительного удлинения роторов

Сброс или наброс нагрузки

Показания приборов

Прекратить нагружение или снижение нагрузки, а затем восстановить нагрузку

Вибрация выше 30 мк

Резкое изменение температуры масла, поступающего на смазку подшипников
Несимметричный нагрев или охлаждение цилиндров турбины
Расширение цилиндров не соответствует нагрузке

Показания приборов, сигнализация
Направленные потоки горячего или холодного воздуха в цехе
Показания прибора (указателя перемещения цилиндра)

Установить температуру масла в пределах 40—45 °С с помощью изменения расхода охлаждающей воды на маслоохладители

  1. Закрыть окна в машинном зале.
  2. Поставить щиты около цилиндров.
  3. Восстановить нагрузку до прежнего значения или до снижения вибрации.
  4. Осмотреть турбину, выяснить и устранить причину несоответствия по направляющим шпонкам.

Нарушение

Возможная причина

Признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

Недопустимое отклонение параметров свежего пара (см. табл. 7.1)

 

Показания приборов

  1. Сообщить старшему инженеру- оператору РЦ и потребовать восстановить параметры изменением режима работы реактора.
  2. Сообщить начальнику смены ТЦ.
  3. При невозможности восстановить параметры пара указанным способом поддерживать их, изменяя нагрузку турбины.

Система маслоснабжения


Температура масла за маслоохладителями выше 45 °С

Засорение водяных фильтров
Попадание воздуха в корпус маслоохладителя
Обрыв «щечек» задвижки на трубопроводе охлаждающей воды
Засорение трубных досок маслоохладителя

Перепад давления воды до и после фильтра выше 0,02 МПа
Повышение температуры воды на сливе из маслоохладителя
При вращении маховика шток задвижки вращается
Снижение перепада температуры масла и охлаждающей воды на выходе из маслоохладителя

Промыть фильтр
Открыть воздушник водяной камеры маслоохладителя, удалить оттуда воздух, затем закрыть воздушник

  1. Включить резервный маслоохладитель.
  2. Отключить маслоохладитель с неисправной задвижкой.
  3. Включить резервный маслоохладитель.
  4. Отключить маслоохладитель с засоренной трубной доской.
  5. Сообщить оператору БЩУ об отключении маслоохладителя и включении резервного.

Нарушение

Возможная причина

Признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

Температура масла за маслоохладителями выше 45 °С

«Срыв» сифона маслоохладителя

Снижение давления на сливе охлаждающей воды из маслоохладителя до нуля

  1. Прикрыть задвижку на сливе охлаждающей воды.
  2. Открыть вентиль воздушника из водяной камеры маслоохладителя и зарядить сифон.
  3. Закрыть воздушник и прикрыть задвижку на сливе охлаждающей воды.

Понижение уровня масла в «чистом» отсеке главного маслобака

Течи в маслопроводах или в маслоохладителях
Засорение сетчатых фильтров в главном маслобаке

Снижение уровня масла во всех отсеках главного маслобака
Увеличение перепада уровней масла между отсеками маслобака

  1. Осмотреть маслопроводы.
  2. Проверить закрытие задвижки аварийного слива масла.
  3. Поочередно опрессовать маслоохладители.
  4. Долить масло в главный маслобак.

Очистить сетчатые фильтры

Понижение       уровня масла в НМБ

Снижение производительности работающего маслонасоса смазки

Снижение или повышение давления на нагнетании насоса; снижение нагрузки электродвигателя по амперметру; включение резервного насоса

  1. Проверить открытие задвижек на всасывающем и нагнетательном трубопроводах.
  2. Проверить закрытие задвижки опорожнения маслобака.
  3. Проверить включение резервного насоса.
  4. Отключить неисправный насос.

Нарушение

Возможная причина

Признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

Понижение уровня масла в НМБ

Обрыв «щечек» задвижки на входе в маслоохладитель или на выходе из него

Увеличение давления масла до и после маслоохладителя

  1. Включить резервный маслоохладитель.
  2. Отключить маслоохладитель с дефектной задвижкой.

Понижение       уровня масла в демпферном маслобаке

Неисправность регулятора давления уплотняющего масла
Снижение давления масла перед регуляторами

Перепад давления «масло — водород» ниже 0,07 МПа
Перепад давления масла на фильтрах выше 0,02 МПа
Снижение давления масла за маслоинжектором

Перевести систему подачи уплотняющего масла на ручное регулирование

  1. Включить резервный фильтр
  2. Отключить засоренный фильтр и очистить его.
  3. Прикрыть вентиль на трубопроводе рециркуляции и восстановить давление масла.
  4. Проверить степень открытия вентилей маслоинжектора.
  5. Включить маслонасос, отключить инжектор.

Снижение уровня масла в гидрозатворе

Неисправность регулятора уровня

  1. Проверить закрытие вентиля на байпасе регулятора.
  2. Прикрыть вентиль и восстановить уровень масла.
  3. Опробовать регулятор уровня.

Повышение уровня масла в гидрозатворе

Неисправность регулятора уровня

  1. Проверить открытие вентиля на сливе из гидрозатвора.
  2. Приоткрыть вентиль и восстановить уровень масла.
  3. Опробовать регулятор уровня.

Нарушение

Возможная причина

Признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

 

Конденсационная система

 

Прекращение протока циркуляционной вода через конденсаторы турбины и снижение вакуума в конденсаторе

Отключение всех циркуляционных насосов

Снижение давления воды перед конденсаторами; нулевые показания амперметров двигателей циркуляционных насосов; срабатывание сигнализации

  1. Сообщить о предстоящем отключении турбины старшему инженеру- оператору РЦ.
  2. Отключить турбину, если она не отключилась автоматически, действием защиты по вакууму.
  3. Сообщить об отключении турбины начальнику смены ТЦ.
  4. Дать указание старшему машинисту ТЦ осмотреть циркнасосы.
  5. После осмотра и выяснения причины отключения насосов включить их, если пет запрета на включение.
  6. Произвести пуск турбины.

Снижение расхода циркуляционной воды через конденсаторы

Отключение одного циркуляционного насоса
«Срыв» сифона

Снижение давления циркуляционной воды перед конденсатором; нулевое показание амперметра; срабатывание сигнализации
Избыточное давление по мановакуумметру

  1. Разгрузить турбину до 170 МВт.
  2. Закрыть задвижку на трубопроводе отсоса воздуха из соответствующего конденсатора.
  3. Выяснить и устранить причину отключения насоса.
  4. Приоткрыть затвор на сливе циркуляционной воды из конденсатора с «сорванным» сифоном.
  5. Включить эжектор циркуляционной системы и восстановить сифон.

Нарушение

Возможная причина

Признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

Снижение расхода циркуляционной воды через конденсаторы

Самопроизвольный разворот лопастей циркуляционного насоса до минимального угла

Снижение давления воды перед конденсатором; уменьшение нагрузки электродвигателя насоса (по амперметру)

  1. Сообщить начальнику смены ТЦ или старшему машинисту и потребовать восстановить угол разворота лопастей насоса до исходного.
  2. При снижении вакуума разгрузить турбину до прекращения снижения вакуума.

Недостаточная производительность основных эжекторов

Переполнение парового пространства эжектора
Забивание сопел эжектора

Течь конденсата через контрольную трубку третьей ступени эжектора; изменение рабочего шума эжектора
Изменение рабочего шума эжектора (эжектор «захлебывается»)

L Включить резервный основной эжектор.
2. Отключить неисправный эжектор.

  1. Включить резервный основной эжектор.
  2. Продуть сопла неисправного эжектора.

«Запаривание» основных эжекторов

Отключение работающего конденсатного насоса
Снижение уровня в конденсаторе

Нулевая нагрузка электродвигателя насоса (по амперметру); снижение давления основного конденсата
Отсутствие показаний уровнемера; уменьшение нагрузки электродвигателей насосов по амперметру; колебания давления основного конденсатора

  1. Включить в работу резервный конденсатный насос.
  2. Выяснить и устранить причину отключения конденсатного насоса.
  3. Проверить работу регулятора.
  4. Восстановить уровень в конденсаторе.
  5. Выяснить и устранить причину снижения уровня в конденсаторе.

Нарушение

Возможная причина

Признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

«Запаривание» основных эжекторов

Недостаточный расход основного конденсата через охладители эжекторов

Высокое давление основного конденсата

  1. Проверить работу регулятора.
  2. Проверить открытие задвижки на трубопроводе после клапана автоматической рециркуляции.
  3. Приоткрыть задвижку рециркуляции.

Переполнение конденсатора с попаданием воды в трубопровод отсоса паровоздушной смеси

Уровень в конденсаторе выше номинального; высокий вакуум, создаваемый эжекторами перед первой ступенью

  1. Выяснить и устранить причину повышения уровня в конденсаторе.
  2. Закрыть задвижки на подводе пара к эжекторам, открыть их через 10—15 с, слив таким образом воду из трубопровода отсоса паровоздушной смеси.

Увеличение присоса воздуха в вакуумную систему

Неисправность автоматики управления регулятором давления пара в коллекторе уплотнений ЦНД (ЦВД)

Давление пара в коллекторе уплотнений ниже 0,01 МПа; электронный блок не подает импульс на открытие клапана регулятора

  1. Включить резервный основной эжектор.
  2. Перевести регулятор на дистанционное управление и восстановить давление пара в коллекторе уплотнений.
  3. Сообщить о неисправности начальнику смены ЦТАИ и потребовать настроить автоматику управления регулятором давления.

Нарушение

Возможная причина

Признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

Увеличение присоса воздуха в вакуумную систему

Механическая неисправность клапана регулятора давления пара в коллекторе уплотнений ЦНД (ЦВД)
Нарушение плотности сварных или фланцевых соединений оборудования, арматуры или трубопроводов, находящихся под разрежением

Давление пара в коллекторе уплотнений ниже 0,01 МПа; клапан регулятора не управляется

  1. Отключить неисправный регулятор,
  2. Открыть задвижку на байпасе регулятора и установить давление пара в коллекторе уплотнений 0,01— 0,03 МПа.
  3. Сообщить о неисправности регулятора начальнику смены ТЦ.
  4. Осмотреть трубопроводы, арматуру и оборудование, находящееся под разрежением, и определить места присоса воздуха.
  5. Устранить присосы или отключить поврежденный участок.

Повышение уровня в конденсаторе

Отключение конденсатного насоса и отказ блокировки резервного насоса
«Срыв» конденсатного насоса

Сигнализация; нулевое показание амперметра; низкое давление основного конденсата
Резкие колебания давления на нагнетании насоса и нагрузки электродвигателя

  1. Включить резервный конденсатный насос.
  2. Выяснить и устранить причины отключения конденсатного насоса и отказа блокировки резервного насоса.
  3. Проверить уровень в конденсаторе.
  4. Проверить подачу воды на уплотнение сальника резервного насоса.
  5. Проверить открытие вентиля на трубопроводе отсоса воздуха из корпуса насоса.
  6. Включить резервный насос.

Нарушение

Возможная причина-

Признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

Повышение уровня В конденсаторе

Неисправность автоматики управления регулятором уровня

Электронный блок не подает импульс на открытие клапана регулятора

  1. Перевести регулятор на дистанционное управление и восстановить уровень в конденсаторе.
  2. Сообщить о неисправности начальнику смены ЦТАИ и потребовать настроить автоматику управления регулятором.

 

Механическая неисправность регулятора уровня

Клапан регулятора не управляется дистанционно и по месту

  1. Приоткрыть задвижку на байпасе регулятора и восстановить номинальный уровень в конденсаторе.
  2. Сообщить о неисправности регулятора начальнику смены ТЦ.

 

Увеличение присоса циркуляционной воды

Увеличение расхода основного конденсата при неизменной нагрузке

  1. Прекратить подпитку конденсатора химобессоленной ВОДОЙ.
  2. Открыть задвижку на сбросе конденсата в бак «грязного» конденсата и восстановить уровень, после чего задвижку закрыть,
  3. Попросить лаборанта ХЦ определить жесткость основного конденсата.
  4. Отыскать место присоса циркуляционной воды, поочередно отключая конденсаторы турбины (с соответствующим снижением нагрузки) и заглушить дефектные трубки.

Нарушение

Возможная причина

Признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

Повышение уровня в конденсаторе

Обрыв клина задвижки на линии основного конденсата

Резкое уменьшение расхода основного конденсата; при открытии клапана регулятора уровня в конденсаторе расход существенно не меняется

  1. Определить дефектную задвижку.
  2. Отключить подогреватель с дефектной задвижкой.
  3. Если дефектная задвижка находится на неотключаемой участке, то сообщить об этом начальнику смены ТЦ и с его разрешения разгрузить и остановить турбину.

Понижение уровня в конденсаторе

Неисправность автоматики управления регулятором уровня

Электронный блок не подает импульс на закрытие клапана регулятора

  1. Перевести регулятор на дистанционное управление и восстановить уровень.
  2. Сообщить о неисправности начальнику смены ЦТАИ и потребовать настроить автоматику управления регулятором.

Механическая неисправность регулятора уровня

Клапан регулятора не управляется

  1. Восстановить уровень, прикрывая задвижку на выходе основного конденсата из ПНД-5.
  2. Сообщить о неисправности регулятора начальнику смены ТЦ.

Неплотность арматуры на трубопроводах слива основного конденсата или циркуляционной воды

Нагрев трубопровода после задвижки

  1. Проверить закрытие задвижек.
  2. Обжать задвижки вручную.

Нарушение

Возможная причина

Признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

 

Система регенерации

 

Температура питательной воды или основного конденсата после подогревателя ниже номинальной

Неполное открытие задвижки или обратного клапана на паропроводе к подогревателю

Значительное увеличение перепада давления пара в отборе турбины и в подогревателе

  1. Полностью открыть задвижку на паропроводе к подогревателю.
  2. Опробовать и открыть обратный клапан на паропроводе к подогревателю,
  3. Проверить плотность клапанов подачи конденсата на гидропроводы обратных клапанов.

 

Попадание воздуха в подогреватель

 

  1. Проверить открытие вентилей на трубопроводе отсоса паровоздушной смеси из ПНД-2, ПНД-3.
  2. Открыть вентили отсоса паровоздушной смеси из ПНД-4, ПНД-5 или ПВД-6 — ПВД-8.
  3. Через 60 мин закрыть вентили отсоса паровоздушной смеси из ПНД-4, ПВД-5 или ПВД-6-ПВД-8.

 

Тепловая перегрузка подогревателя

Температура воды на входе в подогреватель ниже номинальной; клапан регулятора уровня открыт полностью или более, чем обычно

  1. Выполнить операции, указанные выше, для предыдущего подогревателя.
  2. Проверить положение задвижки на обводе предыдущего подогревателя и закрыть ее полностью (для ПНД).
  3. Проверить давление в деаэраторе 0,6 МПа кгс/см2 и восстановить его до номинального (для ПВД).

 

Нарушение

Возможная причина

Признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

Температура питательной воды или основного конденсата после подогревателя ниже номинальной

Тепловая перегрузка подогревателя

Расход питательной воды через группу ПВД выше номинального (по расходомеру)

Проверить работу регулятора расхода питательной воды через группу ПВД. Восстановить номинальный расход питательной воды через группу ПВД

Повышение      уровня конденсата греющего пара в ПНД

Неисправность автоматики управления            регулятором уровня в подогревателе
Механическая неисправость регулятора уровня в подогревателе

Электронный блок не подает импульс на открытие клапана регулятора
При воздействии на регулятор уровень в подогревателе не меняется; кланам регулятора не управляется дистанционно и по месту

  1. Перевести регулятор на дистанционное управление и восстановить нормальный уровень в подогревателе.
  2. Сообщить о неисправности начальнику смены ЦТАИ и потребовать настроить автоматику управления регулятором.
  3. Перевести регулятор на автоматическое управление и проверить, что регулятор устойчиво поддерживает в подогревателе нормальный уровень.
  4. Сообщить о неисправности регулятора начальнику смены ТЦ.
  5. Открыть задвижку на сливе конденсата греющего пара из подогревателя в конденсатор турбины (для ПНД-2, ПНД-4, ПНД-5).
  6. Перевести слив сепарата из сепа- ратосборника СПП в кондесатор (вместо ПНД-3).
  7. Приоткрыть задвижку на байпасе ПНД по основному конденсату так, чтобы восстановился уровень в подогревателе, и контролировать при этом уровень в последующих ПНД.

 

Нарушение

Возможная причина

Признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

Повышение уровня конденсата греющего пара в ПНД

Механическая неисправность регулятора уровня в подогревателе
Разрыв трубного пучка ПНД

При воздействии на регулятор уровень в подогревателе не меняется; клапан регулятора не управляется дистанционно и по месту
Клапан регулятора уровня полностью открыт

5. При повышении уровня в подогревателе, несмотря на принятые меры, до 2400 мм проверить работу защиты ПНД; в случае ее отказа отключить подогреватель по всем потокам.

  1. Проверить работу защиты при повышении уровня до 2400 мм; при отказе защиты отключить подогреватель по всем потокам.
  2. Опрессовать трубный пучок отключенного подогревателя.
  3. Проверить уровни в ПНД и деаэраторах 0,7 МПа.

Повышение      уровня конденсата греющего пара в ПВД

Неисправность автоматики управления регулятором уровня

Электронный блок не подает импульс на открытие клапана регулятора

  1. Перевести регулятор на дистанционное управление и восстановить в подогревателе нормальный уровень.
  2. Сообщить о неисправности начальнику смены ЦТАИ и потребовать настроить автоматику управления регулятором.
  3. Перевести регулятор на автоматическое управление и проверить, что регулятор устойчиво поддерживает в подогревателе нормальный уровень.

 

Нарушение

Возможная причина

Признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

Повышение уровня конденсата греющего пара в ПВД

Механическая неисправность регулятора уровня
Разрыв трубного пучка ПВД

Клапан регулятора не управляется дистанционно и по месту
Клапан регулятора открыт полностью

  1. Отключить группу ПВД по пару и питательной воде.
  2. Сообщить об отключении группы ПВД старшему инженеру-оператору РЦ и начальнику смены ТЦ.
  3. Разгрузить турбину до нагрузки, соответствующей расходу пара не более 1243 т/ч {для турбины К-220-44).
  4. Отключить группу ПВД по всем потокам.
  5. Опрессовать трубные пучки ПВД и определить дефектный подогреватель.
  6. Сообщить о результатах опрессовки начальнику смены ТЦ.
  7. По указанию начальника смены ТЦ вывести группу ПВД в ремонт.
  8. Если после отключения группы ПВД уровень в подогревателе продолжает повышаться, то при уровне 900 мм открыть вентили дренажа из парового пространства подогревателя и из трубной системы группы ПВД.
  9. При повышении уровня в отключенном подогревателе до 2000 мм предупредить старшего инженера-оператора РЦ о необходимости разгрузки турбины и отключения полуколлектора питательной воды и трех парогенераторов.

 

Нарушение

Возможная причина

признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

Повышение уровня конденсата греющего пара в ПВД

Разрыв трубного пучка
ПВД

Клапан регулятора открыт полностью

  1. Разгрузить и остановить турбину.
  2. Отключить три парогенератора, питающиеся от отключаемого полуколлектора.
  3. Отключить полуколлектор питательной воды, связанный с поврежденной группой ПВД.
  4. Сообщить об отключении полуколлектора питательной воды и останове турбины начальнику смены ТЦ.

Понижение      уровня конденсата греющего пара в ПВД или ПНД

Неисправность автоматики управления регулятором уровня
Механическая неисправность клапана регулятора

Электронный блок регулятора не подает импульс на закрытие клапана регулятора
Клапан регулятора не управляется дистанционно и по месту

  1. Перевести регулятор на дистанционное управление и, прикрывая клапан, восстановить в подогревателе нормальный уровень.
  2. Сообщить о неисправности начальнику смены ЦТАИ и потребовать настроить автоматику управления регулятором.
  3. Прикрыть задвижку на трубопроводе после регулятора и восстановить нормальный уровень в подогревателе.
  4. Сообщить о неисправности регулятора начальнику смены ТЦ.

 

Нарушение

Возможная причина

Признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

Сепаратор-пароперегреватель

Повышение уровня в сепаратосборнике СПП

Неисправность автоматики управления регулятором уровня
Механическая неисправность клапана регулятора уровня

Электронный блок не подает импульс на открытие клапана регулятора
Клапан регулятора не управляется дистанционно и по месту

  1. Перевести регулятор на дистанционное управление и, открывая клапан, восстановить номинальный уровень в сепаратосборнике.
  2. Сообщить о неисправности начальнику смены ЦТАИ и потребовать настроить автоматику управления регулятором.
  3. Открыть вентиль на байпасе регулятора и восстановить номинальный уровень в сепаратосборнике.
  4. Открыть задвижку на сливе из сепаратосборника в конденсатор и закрыть задвижку на сливе из сепаратосборника в ПНД-3.
  5. Сообщить о неисправности регулятора начальнику смены ТЦ.

Понижение      уровня в сепаратосборнике СПП

Неисправность автоматики управления регулятором уровня

Электронный блок не подает импульс на закрытие клапана регулятора

  1. Перевести регулятор на дистанционное управление и, прикрывая клапан, восстановить номинальный уровень в сепаратосборнике.
  2. Сообщить о неисправности начальнику смены ЦТАИ ц потребовать настроить автоматику управления регулятором.

Нарушение

Возможная причина

Признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

Повышение или понижение уровня в конденсатосборниках первой или второй ступени СПП

Неисправность автоматики управления регулятором уровня
Механическая неисправность регулятора уровня

Электронный блок не подает импульс на закрытие клапана регулятора
Клапан регулятора не управляется дистанционно и по месту

  1. Перевести регулятор на дистанционное управление и, прикрывая клапан, восстановить номинальный уровень в сепаратосборнике.
  2. Сообщить о неисправности начальнику смены ЦТАИ и потребовать настроить автоматику управления регулятором.

При повышении уровня:

  1. Открыть задвижки на сливе из конденсатосборника первой ступени в конденсатор или на сливе из конденсатосборника второй ступени в деаэратор.
  2. Сообщить о неисправности регулятора начальнику смены ТЦ.

При понижении уровня:

  1. Проверить, что при снижении уровня в конденсатосборнике второй ступени СПП до 50 мм ступень автоматически отключилась и турбина разгрузилась до 100 МВт.
  2. При отказе автоматики выполнить отключение второй ступени и разгрузку турбины вручную.

Нарушение

Возможная причина

Признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

Система охлаждения статора генератора

Снижение потока химобессоленной воды, через обмотку статора генератора

Засорение механических фильтров
Снижение давления на нагнетании работающего насоса

Перепад давления воды в фильтре более 0,02 МПа
Показания приборов; сигнализация

  1. Включить резервный фильтр.
  2. Отключить работающий фильтр, очистить и ввести в резерв.
  3. Проверить, что задвижки на всасывающем и нагнетательном трубопроводах насоса открыты полностью.
  4. Отрегулировать давление на нагнетании насоса, прикрывая вентиль на линии рециркуляции.
  5. Включить резервный насос.
  6. Отключить насос, не создающий номинального давления.

Повышение или понижение уровня химобессоленной воды в вакуумном баке

Неисправность регулятора уровня в баке

Сигнализация

Опробовать регулятор

Удельное сопротивление химобессоленной воды ниже 200 кОм-см

Показания приборов; сигнализация

Произвести обмен химобессоленной воды в системе

Нарушение

Возможная причина

Признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

Повышение температуры подшипника насоса

Недостаточное количество смазки в подшипнике
В подшипник не поступает масло
Низкое качество масла (обводнение или загрязнение)
Недостаточный поток охлаждающей воды (для подшипников с охлаждением)
Дефект подшипника

Маслонасосы
Низкий уровень масла в маслованне
Отсутствие смазки в масленке
Вспенивание масла
Посторонний шум в подшипнике

Долить масло в маслованны
Добавить смазку в масленки

  1. Включить резервный насос и остановить насос с нагревшимся подшипником.
  2. Заменить смазку в подшипнике.
  3. Ввести насос в резерв или в работу.

Увеличить проток охлаждающей воды через охладители в маслованне подшипника

  1. Сообщить начальнику смены ТЦ или старшему машинисту.
  2. Включить резервный насос, оста повить насос с дефектным подшипни ком и вывести в ремонт.

Температура подшипника электродвигателя насоса выше 60 °С

Недостаточное количество или низкое качество смазки в подшипнике
Дефект подшипника

Показания термометра
Посторонний шум в подшипнике

Сообщить начальнику смены ТЦ и поставить перед начальником смены ЭЦ вопрос о возможности дальнейшей работы электродвигателя
Сообщить начальнику смены ТЦ или старшему машинисту и перейти на резервный агрегат

Нарушение

Возможная причина

Признак

Действия оператора БІДУ и машиниста-обходчика основного оборудования

 

Питательные насосы

 

Температура подшипника ПЭН выше 60 °С

Засорение масляного фильтра

Понижение давления масла на смазку подшипников и одновременное повышение температуры подшипников насоса и электродвигателя

  1. Включить резервный масляный фильтр.
  2. Отключить засоренный масляный фильтр и очистить его.

«Пропуск» через вентиль на линии рециркуляции

Понижение давления масла по манометру

Прикрытием вентиля на линии рециркуляции установить давление масла в пределах 0,12—0,2 МПа

Неудовлетворительная работа масляного насоса

То же

Перейти на резервный масляный насос

Недостаточное открытие вентиля на сливе из маслоохладителя

Повышение температуры масла после маслоохладителя

Понизить температуру после маслоохладителя до 40—45 °С открытием вентиля на сливе охлаждающей воды из маслоохладителя

Понижение давления циркуляционной воды

Одновременное повышение температуры всех подшипников насоса и электродвигателя

Повысить давление циркуляционной воды до уровня, обеспечивающего нормальное охлаждение масла в маслоохладителе

Засорение трубных досок маслоохладителя
Дефект подшипника

То же
Посторонний шум в подшипнике; повышение температуры только одного подшипника

  1. С разрешения начальника смены ТП, включить резервный ПЭН.
  2. Отключить дефектный ПЭН и вывести его в ремонт.

То же

Нарушение

Возможная причина

Признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

Температура подшипника АПЭН выше 60 °С

Недостаточное открытие вентиля на подводе технической воды
Понижение давления технической воды
Появление накипи в охладителе маслованны при полном открытии вентиля на подводе технической воды
Дефект подшипника

Повышение температуры одного подшипника
Повышение температуры обоих подшипников
Повышение температуры одного подшипника
Посторонний шум в подшипнике; повышение температуры одного подшипника

Понизить температуру подшипника открытием вентиля на подводе охлаждающей воды
Поднять давление технической воды до уровня, обеспечивающего нормальную температуру подшипников
1. С разрешения начальника смены ТЦ включить резервный АПЭН.
2. Отключить дефектный насос и вывести его в ремонт.
То же

Температура «холодного» воздуха в электродвигателе ПЭН выше 60 °С

Недостаточное открытие вентилей на сливе из газоохладителей
Понижение давления циркуляционной воды
Засорение трубных досок газоохладителей при полном открытии вентиля на сливе охлаждающей воды

Показания термометра
Показание манометра; одновременное повышение температуры «холодного» воздуха во всех электродвигателях ПЭН
Показания термометра

Увеличить проток охлаждающей воды через газоохладители открытием вентилей на сливе, установить температуру «холодного» воздуха в пределах 30—40 °С
Поднять давление циркуляционной воды до уровня, обеспечивающего нормальное охлаждение электродвигателей

  1. С разрешения начальника смены ТЦ включить резервный ПЭН.
  2. Остановить дефектный насос и вывести его в ремонт.

Нарушение

Возможная причина

Признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

Температура статора электродвигателя АПЭН выше 90 °С

Перегрузка насоса вследствие неисправности регуляторов расхода

Расход питательной воды через насос выше 70 м3/ч; перегрузка двигателя по току

  1. Перевести регулятор на дистанционное управление и разгрузить насос, прикрывая клапан регулятора.
  2. Потребовать у начальника смены ЦТАИ настройки регулятора.
  3. Если снизить температуру статора электродвигателя прикрытием клапана регулятора невозможно, то включить резервный АПЭН и остановить дефектный.

Температура сальника или сальниковой рубашки ПЭН или АПЭН выше 60 °С

Недостаточное открытие вентиля на подводе охлаждающей воды к сальнику или сальниковой рубашке
Понижение давления циркуляционной или технической воды
Образование накипи в водяных камерах сальника или сальниковой рубашки при полном открытии вентиля на подводе охлаждающей воды к сальнику или сальниковой рубашке

Повышение температуры только одного сальника или сальниковой рубашки
Одновременное повышение температуры сальников и сальниковых рубашек на всех ПЭН или АПЭН
Повышение температуры одного сальника или сальниковой рубашки

Увеличить проток охлаждающей воды через сальник или сальниковую рубашку открытием вентилей на подводе, установить температуру сальника или сальниковой рубашки в пределах 50—60 °С
Поднять давление циркуляционной или технической воды до уровня, обеспечивающего нормальное охлаждение сальника и сальниковой рубашки

  1. При повышении температуры сальника или сальниковой рубашки до 90 °С с разрешения начальника смены ТЦ включить резервный ПЭН или АПЭН.
  2. Остановить дефектный насос и вывести его в ремонт.

Нарушение

Возможная причина

Признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

 

Деаэраторы

 

Содержание кислорода в воде деаэраторов выше 10 мкг/кг

Недостаточный отвод газов
Паровая перегрузка деаэрационных колонок вследствие повышенного расхода холодной воды

Эжекторы турбины работают от коллектора 0,7 МПа или от БРУ-Д, задвижки на трубопроводе выпара деаэраторов в атмосферу закрыты
Клапаны регуляторов давления в деаэраторах открыты полностью; понижение температуры основного конденсата после ПНД вследствие отключения или неудовлетворительной работы одного или группы ПНД; понижение давления в деаэраторе

Перевести эжекторы турбины на работу от выпара деаэраторов
Восстановить нормальный режим работы ПНД

Гидравлическая перегрузка деаэрационных колонок

Засорение отверстий в ситах или отрыв сит от стенок деаэрационной колонки («обрыв» сит)

  1. Уменьшить количество основного конденсата, поступающего в дефектный деаэратор, путем перевода подачи химобессоленной воды на конденсатор другой турбины.
  2. С разрешения начальника смены АЭС снизить нагрузку на соответствующей турбине.

Давление в деаэраторах выше 0,61 МПа

Неудовлетворительная работа регулятора давления

Обрыв тягц, соединяющей привод регулятора с клапаном

Прикрыть задвижку на паропроводах от второго и третьего отборов к деаэраторам так, чтобы обеспечить поддержание нормального давления в деаэраторах

Нарушение

Возможная причина

Признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

Давление в деаэраторах выше 0,61 МПа

Неудовлетворительная работа регулятора давления

Заклинивание золотника регулирующего клапана в открытом положении
Давление в деаэраторе меняется (неисправность автоматики управления регулятором давления)

Вывести дефектный клапан или ре* гулятор в ремонт и перейти на резервный

  1. Перевести регулятор давления на дистанционное управление и прикрытием клапана регулятора восстановить нормальное давление в деаэраторе,
  2. Потребовать у начальника смены ЦТАИ настройки блока автоматического управления регулятором давления.

Давление в деаэраторах ниже 0,59 МПа

Неудовлетворительная работа регулятора давления

Обрыв тяги, соединяющей привод регулятора с клапаном
Заклинивание золотника регулирующего клапана в закрытом положении
Клапан БРУ-Д не открывается

  1. Перевести БРУ-Д на дистанционное управление, прикрытием клапана БРУ-Д восстановить давление в деаэраторе.
  2. Потребовать у начальника смены ЦТАИ настройки блока автоматического регулирования БРУ-Д.

Вывести дефектный, клапан или регулятор в ремонт и перейти на резервный
Открыть клапан БРУ-Д вручную

Нарушение

Возможная причина

Признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

Давление в деаэраторах ниже 0,59 МПа

Неудовлетворительная работа регулятора давления

Давление в деаэраторе меняется (неисправность автоматики управления регулятором давления)

  1. Перевести регулятор давления на дистанционное управление и открытием клапана регулятора восстановить нормальное давление в деаэраторе.
  2. Потребовать у начальника смены ЦТАИ настройки блока автоматического управления регулятором давления.

Уровень в деаэраторе выше 2550 мм по водоуказательному стеклу

Неудовлетворительная работа регулятора уровня
Течь в трубном пучке конденсаторов турбин или сетевых подогревателей

Обрыв тяги, соединяющей привод регулятора с клапаном; заклинивание золотника регулирующего клапана в открытом положении
Давление в деаэраторе меняется (неисправность автоматики управления регулятором уровня)
Полное закрытие клапанов регуляторов уровня в деаэраторе; повышение солесодержания основного конденсата

  1. Перевести резервный регулятор уровня на автоматическое управление.
  2. Вывести дефектный регулятор или клапан в ремонт.
  3. Перевести регулятор уровня на дистанционное управление и прикрытием клапана регулятора восстановить нормальный уровень в деаэраторе.
  4. Потребовать у начальника смены ЦТАИ настройки блока автоматического управления регулятором уровня.

Выявить и отключить дефектный теплообменник в соответствии с инструкцией по эксплуатации

Нарушение

Возможная причина

Признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

Уровень в деаэраторе ниже 1450 мм по водоуказательному стеклу

Неудовлетворительная работа регулятора уровня в деаэраторе
Пропуск конденсата через задвижки на трубопроводах сброса основного конденсата в циркуляционный водовод или в бак «грязного» конденсата

Обрыв тяги, соединяющей привод регулятора с клапаном; заклинивание золотника регулирующего клапана в закрытом положении
Уровень в деаэраторе меняется (неисправность автоматики управления регулятором уровня)
Задвижка не закрывается

  1. Перевести резервный регулятор уровня на автоматическое управление.
  2. Вывести дефектный регулятор или клапан в ремонт.
  3. Перевести регулятор уровня на дистанционное управление и прикрытием клапана регулятора восстановить нормальный уровень в деаэраторе.
  4. Потребовать у начальника смены ЦТАИ настройки блока автоматического управления регулятором уровня.

Обжать задвижку

Разный уровень между деаэраторами

Неудовлетворительная работа уравнительных трубопроводов по пару и воде (неполное открытие задвижек)

Показания уровнемера

Открыть полностью задвижки

Нарушение

Возможная причина

Признак

Действия оператора БЩУ и машиниста-обходчика основного оборудования

Разный уровень между деаэраторами

Значительная разность давлений между деаэраторами

Отключение одного или группы ПНД на одной турбине

  1. Перевести регулятор давления в деаэраторе на дистанционное управление (со стороны деаэратора, имеющего меньший уровень) и прикрытием клапана регулятора восстановить нормальный уровень в деаэраторах.
  2. Контролировать давление пара в деаэраторах; при давлении ниже 0,4 МПа перевести питание эжекторов с выпара на питание от рабочего коллектора 0,7 МПа, для чего открыть (закрыть) задвижки.

Приложение 2

ПАМЯТКА НАЧАЛЬНИКУ СМЕНЫ ТУРБИННОГО ЦЕХА по выполнению операций при останове турбины К-220-44 и пуске после останова


Операция

Останов менее 3 сут

Останов более 3 сут

Средний ремонт

Капитальный ремонт

Условия и время выполнения операции

 

Перед остановом

 

Проверка плотности СК и РК

—.

—;

+

На холостом ходу

Проверка посадки обратных клапанов отборов

+

+

+

+

На холостом ходу или при выбеге роторов

Операция

Останов менее 3 сут

Останов более 3 сут

Средний ремонт

Капитальный ремонт

Условия и время выполнения операции

Снятие статической характеристики регулирования и проверка времени закрытия СК

"—

+

На холостом ходу перед ремонтом основных узлов системы регулирования или парораспределения

Опробование и проверка АВР маслонасосов

4-

+

+

 

На ВПУ

Сообщение старшему аппаратчику ХЦ о закрытии подачи гидразинаммиачной смеси

4-

После разгрузки турбины

Замер длительности выбега роторов

4-

+

+

+

После посадки СК при полном вакууме, а также при останове со срывом вакуума

Проверка плотности трубных. пучков ПВД и ПНД опрессовкой

+

+

+

+

После включения ВПУ; для ПНД — при останове турбины на 8—10 ч

Перед пуском


Проверка защит, блокировок и сигнализации турбины и вспомогательного оборудования

+

+

+

Для ПНД и ПВД — перед любым пуском

Проверка работы АБ:

 

 

 

 

 

маслом

+

+

 

 

На холостом ходу и в том случае, если до дня проверки по графику не планируется останов на средний или капитальный ремонт, а также после разборки системы регулирования

увеличением частоты вращения

 

+

+

На холостом ходу — после разборки АБ, после длительного (более 1 мес) простоя, перед испытанием на сброс нагрузки

Проверка плотности СК и РК

-—

+

На холостом ходу, а также перед испытанием АБ увеличением частоты вращения

Операция

Останов менее 3 сут

Останов более 3 сут

Средний ремонт

Капитальный ремонт

условия и время выполнения операции

Проверка плотности обратных клапанов отборов

4-

4-

На холостом ходу, а также перед испытанием на сброс нагрузки

Проверка посадки обратных клапанов отборов

 

4-

4-

+

На холостом ходу

Проверка системы регулирования сбросом нагрузки

После реконструкции, изменяющей динамическую характеристику регулирования

Снятие статической характеристики регулирования и проверка времени закрытия СК

 

То же, а также после ремонта основных узлов системы регулирования или парораспределения

Опробование и проверка АВР маслонасосов уплотнений, а также пусковых и аварийных

4-

4-

4-

 

Сообщение старшему. аппаратчику ХЦ об открытии подачи гидразинаммиачной смеси

-

4-

4-

4-

Перед набором нагрузки

Проверка плотности трубных пучков
ПНД и ПВД

-

4-

4-

+

После включения КН, ПЭН

Опробования СК и РК на полный ход

_

4-

+

4-

До толчка ротора