4.1. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПИТАТЕЛЬНЫХ НАСОСОВ
4.1.1. ПУСК
Основные правила пуска, технического обслуживания и останова являются общими для различных типов лопастных насосов.
При подготовке к пуску питательного агрегата (рис. 4.7) оперативный персонал должен:
проверить наличие масла в маслобаке (баках), слить отстой;
проверить открытие задвижки на всосе;
проверить открытие задвижек рециркуляции;
проверить закрытие задвижки на нагнетании;
проверить готовность к пуску масляных насосов пускаемого питательного насоса (вентили на всосе и нагнетании должны быть открыты), установить переключатель блокировок одного из маслонасосов в положение «работа», а другого — в положение «резерв»;
проверить открытие вентилей на трубопроводе подачи циркуляционной воды на охлаждение сальников и сальниковых рубашек пускаемого насоса;
совместно с персоналом ЦТАИ проверить систему защиты, блокировок и сигнализации; проверка производится перед пуском оборудования после ремонта или длительного простоя или в том случае, когда во время останова на срок менее трех суток проводились ремонтные работы в цепях защит, блокировок или сигнализации;
перевести ПБ пускаемого насоса в положение «отключено».
Рис. 4.7. Схема питательных трубопроводов энергоблока АЭС с турбинами К-220-44
1 — парогенератор; 2 — дополнительный аварийный питательный насос ПЭ-65; 3 — деаэратор; 4 — питательный насос ПЭ-850-65; 5 — ПВД-6; 6 — ПВД-7; 7 — ПВД-8; 8 — аварийный питательный насос СЭП-65
При пуске питательного насоса оперативный персонал должен:
включить насосный агрегат (сначала включается маслонасос смазки питательного насоса; при достижении давления масла перед подшипниками питательного насоса и электродвигателя 0,07 МПа включается электродвигатель);
проверить давление масла перед подшипниками насоса и электродвигателя; нормальное давление масла 0,10—0,12 МПа;
проверить работу маслонасоса смазки;
проверить через смотровые окна сливных маслопроводов поступление масла на все подшипники питательного насоса и электродвигателя;
прослушать насос и электродвигатель, убедиться в их нормальной работе;
отрегулировать подачу циркуляционной воды на охлаждение сальников и сальниковых рубашек;
проверить давление на нагнетании включенного насоса, загрузку электродвигателя;
перевести ПБ насоса в положение «работа»;
убедиться, что задвижки на нагнетательном трубопроводе насоса открылись;
убедиться, что при повышении расхода питательной воды до 230 м3/ч задвижка на трубопроводе рециркуляции закрылась;
проверить показания КИП и записать в суточную ведомость показания приборов;
при повышении температуры масла на смазку подшипников до 45 °С подать воду на маслоохладитель; при этом открыть вентили на подаче охлаждающей воды к маслоохладителю и на сливе охлаждающей воды, отрегулировать температуру масла после маслоохладителя в пределах 40—45 °С;
при повышении температуры воздуха после воздухоохладителей электродвигателя до 40 °С подать воду на воздухоохладители; при этом открыть вентили на подводе и на сливе охлаждающей воды, отрегулировать температуру воздуха за воздухоохладителями в пределах 30—40 °С;
проверить положение ротора насоса по указателю осевого сдвига.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
При обслуживании работающего питательного насоса оперативный персонал должен контролировать следующее: давление питательной воды на нагнетании (не менее 6,5 МПа);
температуру подшипников насоса и электродвигателя (не более 60 °С);
перепад давления на всасывающей сетке насоса (не более 0,03 МПа);
давление в камере гидропяты (не более 0,9 МПа);
поступление циркуляционной воды на охлаждение сальников и сальниковых рубашек, температура которых не должна превышать 60 °С;
уровень масла в маслобаке (100—200 мм по указателю уровня);
температуру масла после маслоохладителя (40—45 °С);
давление масла в системе смазки (0,1—0,12 МПа); состояние работающего и резервного маслонасосов;
отсутствие течи в сальниках, арматуре и фланцевых соединениях; при обнаружении течи принять меры к ее устранению;
температуру воздуха на охлаждение электродвигателя (30— 40 °С);
вибрацию подшипников насоса и электродвигателя (не более 50 мкм);
исправность КИП.
Кроме того, необходимо:
не реже четырех раз в смену прослушивать агрегат;
не допускать попадания пара и воды на электродвигатель насоса;
один раз в смену слить отстой из маслобака.
Для насоса, находящегося в автоматическом резерве: вентили на всасывающих и нагнетательных трубопроводах, а также на трубопроводе рециркуляции должны быть открыты;
переключатель блокировок одного из маслонасосов должен стоять в положении «работа», а другого — в положении «резерв».
Оператор БЩУ должен дополнительно следить;
за состоянием работающего насоса по показаниям приборов на БЩУ;
за загрузкой электродвигателя работающего насоса по показанию амперметра; при перегрузке двигателя его необходимо разгрузить, для чего включить резервный насос;
за открытием задвижек на нагнетательном трубопроводе и трубопроводе рециркуляции насоса, находящегося в автоматическом резерве.
4.4.3. ОСТАНОВ
Плановый останов питательного насоса, особенно при параллельной работе нескольких насосов, обязательно должен начинаться с закрытия задвижки на нагнетании. Таким путем насос плавно разгружается, исключается сильный удар обратного клапана, насос предохраняется от обратного вращения в случае неисправности обратного клапана. Это особенно важно для питательных насосов, так как они имеют большой перепад давления между нагнетательной и всасывающей частями. При этом необходимо убедиться, что по мере закрытия задвижки на нагнетании произошло автоматическое открытие вентилей рециркуляции.
Действия оперативного персонала при останове питательного электронасоса:
включить резервный питательный насос (см. выше), если это необходимо по условиям работы энергоблока;
перевести переключатель блокировок в положение «отключено»;
закрыть задвижку на нагнетательном трубопроводе;
проконтролировать автоматическое открытие задвижки на трубопроводе рециркуляции при снижении расхода питательной воды через насос до 200 м3/ч;
отключить электродвигатель поворотом ключа управления в положение «отключено»;
открыть задвижку на нагнетательном трубопроводе отключенного насоса;
записать в суточную ведомость время отключения насоса;
проверить плотность обратного клапана на нагнетании насоса по отсутствию обратного вращения ротора насоса;
закрыть вентили подвода охлаждающей воды к маслоохладителю и воздухоохладителям;
проконтролировать отключение маслонасоса через 5 мин после отключения питательного насоса.
В разделе рассмотрены вопросы пуска, технического обслуживания и останова питательных насосов с электроприводом. Применение трубопровода осложняет эксплуатацию питательного агрегата, поскольку приводная турбина представляет собой весьма сложный агрегат с системой регулирования, управления и автоматизации, защиты и контроля.