Содержание материала

§ 23—6. МОСТЫ И ВЕРХНИЕ ОПОРНЫЕ БРУСЬЯ
Для размещения подъемных механизмов и возможности маневрирования ими па плотине устраивают служебный мост, а для движения транспорта — проезжий. Если промежуточные стойки плотины своими верхними концами опираются па крайний со стороны верхнего бьефа прогон моста, то, кроме вертикальных нагрузок, па прогон будут передаваться еще горизонтальные, что заставляет усиливать прогон, делая его из нескольких бревен. Поэтому желательно так конструировать проезжий мост, чтобы прогоны его по воспринимали горизонтальных нагрузок. Для этого служебный мост надо устраивать раздельно от проезжего, впереди его или сзади (рис. 23—7). В тех случаях, когда подъемный механизм затворов (ворот) устанавливают на верхних концах стоек, служебный мост устраивают непосредственно за линией затворов. Если же для подъема применяется подвижной ворот на тележке, передвигаемой но рельсам, уложенным по балкам моста, то служебный мост делают с двух сторон от линии затворов (рис. 23—4).
В многопролетных плотинах, в которых перед паводком разбирается пролетное строение, для удобства и быстроты маневрирования затворами, подъема и установки съемных стоек применяют ручные передвижные реечные подъемники (рис. 23—7 и 23—8).
Служебный мост обычно делают балочной конструкции шириной в 1,5 — 3 Прогоны его укладывают на устои и промежуточные опоры (контрфорсы и быки). Настил иола делают из досок или пластин, прибиваемых к поперечинам горбом вниз. По краям моста ставят церила высотой 1 м. Прогоны служебного моста рассчитывают, как балки на двух опорах, находящиеся под нагрузкой от собственного веса, веса части пастила и временной нагрузки: толпы, передвижного ворота с учетом подъемного усилия, развиваемого при подъеме затворов и передаваемого через колеса ворога на прогоны.
Верхний упорный брус из одного или нескольких бревен врубают в ряжевые степы устоя и быка или в насадки контрфорсов. Если прогон моста не воспринимает горизонтальных усилий, то его врубают в насадки или устои с некоторым зазором между ним и стойкой.
Упорный брус, если он является одновременно прогоном служебного или проезжего моста, работает па косой изгиб, так как находится под действием вертикальных и горизонтальных сил. Максимальный момент в упорном брусе от действия горизонтальных сил находится, как для балки на двух опорах, находящейся под действием нескольких сосредоточенных сил (от давления воды, передаваемого верхними концами стоек).
Ширина проезжего моста назначается в зависимости от технического класса дороги. Конструкция мостов в деревянных плотинах в большинстве случаев балочная.