Содержание материала

Двустворчатые ворота являются самым распространенным типом шлюзных затворов для нижней головы судоходного шлюза; они ставятся нередко и на верхней голове шлюза. Двустворчатые ворота (рис. 11—3) имеют вертикальные оси вращения; при закрытии пролета оба полотнища давлением воды прижимаются друг к другу (створяются) в плоскости, продольной оси шлюза, образуя в плане трехшарнирную систему (так называемую арку) с центральным углом, принимаемым равным 135—140; внизу оба полотнища (створки) прижимаются к уступу флютбета — к королю.
Ворота закрывают, когда уровни воды перед воротами и за ними одинаковы; при открытии ворот уровень перед ними может превышать уровень за воротами на 15—20 см. В открытом положении пролета полотнища ворот помещают в нишу устоя, в так называемый шкаф, длина которого принимается на 10% больше длины полотнищ. Глубина шкафа принимается большей, чем ширина полотнищ, именно такой, чтобы они не только не выступали из шкафа, но были на 10—15 см заглублены от внешнем поверхности продольных стенок шлюза. Чтобы уменьшить сопротивление вращению ворот, низ их не доходит до флютбета на 20—30 см. Служебные мостики устраивают по верху ворот. Стык полотнищ ворот производится по створному столбу, имеющему трапецеидальное сечение с уплотнением дубовыми брусьями, закрепленными в металлической обойме, или металлическими пластинками. Но конструкции различают ригельные и стоечно-ригельные двустворчатые ворота. В ригельных воротах основной конструкцией, воспринимающей большие усилия от трехшарнирной арки, являются горизонтальные ригели (рис. 11—4), передающие эти усилия через упорные подушки на упоры, поставленные на стене шкафа против каждого ригеля. Многоопорность ригельных ворот вносит некоторую неопределенность в их работу и осложняет монтаж конструкций.

1 В. С. Жданов, Л. С. Кусков, Л. П. Лавринович, Д. Η. Межнев. Е. М. Порочкин, А. М. Румянцев, Μ. Ф. Светлов, А. А. Ярустонский, под редакцией Н. А. Ржаницына. Эксплуатация гидротехнических сооружений, «Речной транспорт», М., 1956: А. А. Ярустовский. Плоские скользящие затворы водопроводных галерей шлюзов. «Гидротехническое строительство» № 10, 1951.


Рис. 11— 3. Схема судоходного шлюза:
1 — верхняя голова шлюза; 2 — нижняя голова шлюза; 3 — камера шлюза; 4 — верхние двустворчатые порота; 5 — нижние двустворчатые ворота; 6 — король; 7 — ремонтные затворы; 8 — водоводы наполнений и опорожнений камеры; 9 — затворы водоводов.

Рис. 11—4. Фасад и план створки ворот:
1 — створный брус; 2 — верея; 3 — нижняя часть вращения: 4 — верхняя часть вращения; 5 — упорные подушки; 6 — поворотная тяга. Внизу верея опирается на нижнюю ось вращения створки — пятовое устройство.


Рис. 11—5. Стоечно-ригельные ворота.

Вереяльный столб (верея) обрамляет створку ворот со стороны шкафа: он представляет собой металлическую колонку, закрепленную на ригелях. 
Стоечно-ригельные ворота1 состоят из мощной трехшарнирной арки, образуемой парой верхних ригелей, и двух полотнищ, подвешенных к ней (рис. 11—5). Для придания створке большей жесткости между стойками поставлены горизонтальные диафрагмы, а с низовой стороны — диагональные связи. Опорами створки являются пятовое устройство, расположенное под верхним ригелем (легко доступное осмотру), и пятовое устройство, помещенное против нижней обвязки. При работе ворот опорами трехшарнирной арки являются пяты и упорные подушки, установленные против верхних ригелей. Вращение ворот осуществляется механизмами, поставленными на головах шлюза и соединенными со створками ворот поверху жесткой связью (рис. 11—4) или понизу — системой тросов, запасованных близ дна в стены шкафов с верховой стороны.