ТУРБИНА ТИПА РО 75 В-315 МОЩНОСТЬЮ 56700 кВт (Сигалда ГЭС)
Вертикальная радиально-осевая турбина (фиг. 46, табл. 2) предназначена для привода генератора трехфазного тока с опорой подпятника, установленной на верхней крестовине генератора. Вода к каждой турбине подводится отдельным напорным водоводом.
Металлическая спиральная камера - круглого сечения с углом охвата в плане 351°. Спиральная камера - сварная из листового проката, состоит из 25 секций и рассчитана на восприятие максимального давления (с учетом гидроудара) 10 кгс/см2.
Статор турбины сварно-литой конструкции, выполнен из четырех частей. Верхний и нижний пояса и 18 колонн отливаются отдельно и затем свариваются. Кольца статора снабжены ребрами жесткости.
Рабочее колесо - сварно-литой конструкции. 16 лопастей рабочего колеса, нижний обод и ступица отлиты из нержавеющей стали. Для соединения лопастей с ободом и ступицей последние имеют профильные пазы по форме лопастей. На ступице и ободе установлены уплотнительные кольца из нержавеющей стали. В нижней части рабочего колеса установлен сварной обтекатель.
Направляющий аппарат состоит из 20 лопаток, механизма поворота лопаток, регулирующего, нижнего и двух уплотнительных колец. Верхнее кольцо направляющего аппарата и крышки турбины представляют собой единую конструкцию.
Лопатки направляющего аппарата асимметричного профиля отлиты из нержавеющей стали. Тщательная обработка торца пера лопатки обеспечивает наименьший зазор между лопатками, торцами крышки турбины и нижнего кольца. В закрытом положении кромки соседних лопаток плотно касаются одна другую. Каждая лопатка направляется тремя втулками, одна из них расположена в нижнем кольце, а две другие - в корпусе подшипника лопатки. Втулки выполнены из нержавеющей стали, их внутренние поверхности, соприкасающиеся с цапфами лопаток, облицованы пластмассой, не требующей смазки. Вокруг нижней и средней цапф лопаток установлены уплотнения манжетного типа.
Механизм поворота лопаток имеет оптимальную кинематическую и силовую схемы, обеспечивающие необходимые перестановочные усилия. Все подшипники шарниров механизма поворота изготовлены из пластмассы. Регулирующее кольцо выполнено цельнолитым из углеродистой стали и имеет две опоры скольжения - кольцевую и торцевую.
Крышка турбины - сварной конструкции из углеродистой стали, рассчитанная на максимальное рабочее давление 10 кгс/см2, выполнена из двух частей, соединенных болтами. Поверхность крышки, соприкасающаяся с торцами лопаток направляющего аппарата, облицована съемными листами из нержавеющей стали. На крышке турбины закреплено неподвижное кольцо лабиринтного уплотнения, выполненное из нержавеющей стали.
Нижнее кольцо направляющего аппарата представляет собой сварную конструкцию из углеродистой стали, состоящую из двух половин. В нем предусмотрено 20 гнезд для нижних цапф лопаток, нижний торец кольца имеет съемную облицовку из листов нержавеющей стали. На кольце установлено съемное кольцо лабиринтного уплотнения.
Управление направляющими лопатками турбины осуществляется двумя прямоосными сервомоторами двойного действия диаметром 450 мм, расположенными на фундаментных плитах.
Сервомотор состоит из цилиндра, внутри которого перемешается поршень. С поршнем связаны стакан, направляющийся в крышке, и тяга, передающая усилие регулирующему кольцу. Цилиндр, стакан, крышки и тяга выполнены из стали, а поршень - из чугуна. Сервомоторы имеют ручные стопоры, необходимые для стопорения направляющего аппарата в закрытом и полностью открытом положениях.
Направляющий подшипник с масляной смазкой имеет восемь самоустанавливающихся сегментов с баббитовым покрытием. Зазор между валом и сегментом регулируется прокладками, установленными между сегментами и корпусом подшипника. Циркуляция масла в подшипнике во время работы турбины - автоматическая. Радиальные отверстия в нижней части юбки вала выполняют роль центробежных насосов.
Вал турбины - единый цельнокованый полый, выполнен из стали с внутренним диаметром 640 мм. В зоне установки сегментного направляющего подшипника вал развит в специальную юбку.
Фиг. 46. Разрез по турбине типа РО 75-В-315 (Ситалла ГЭС)
Торцевое уплотнение вала при работе турбины осуществляется с помощью контакта графитового кольца, расположенного на вращающейся стальной крышке фланца вала, с бронзовой облицовкой, установленной на "плавающем" кольце. Графитовое уплотнение нормально работает даже при небольших (порядка 5 мм) осевых перемещениях.
Регулятор РИТМ обеспечивает работу агрегата в режимах холостого хода, изолированной нагрузки, параллельной работы в сеть, в режимах индивидуального и группового регулирования.
Питание маслом под давлением системы регулирования и управления осуществляется маслонапорной установкой типа МНУ-ЗС-1-40.
Техническая характеристика
Напор, м: расчетный 70,7
максимальный .. 74
минимальный 56
Мощность, кВт . 567 00
Скорость вращения, об/мин .. 200
Диаметр рабочего колеса, мм ... 3150
Количество лопастей рабочего колеса . 16