ТУРБИНА ТИПА РО 75-В-450 МОЩНОСТЬЮ 88000 кВт
(Вилюйская II ГЭС).
Радиально-осевая турбина (фиг. 43, табл.2) служит приводом генератора трехфазного тока подвесного типа с расположением подпятника и направляющего подшипника на верхней крестовине генератора.
Вода к турбине подводится отдельным напорным трубопроводом диаметром 6 м. На входе трубопровод имеет плоский быстропадающий затвор.
Металлическая спиральная камера турбины - круглого сечения с углом охвата в плане 345°. Спиральная камера состоит из вальцованных стальных обечаек различной толщины. Обечайки спиральной камеры привариваются к статору, поэтому грань обечайки, примыкающая к статору, имеет соответствующую разделку под сварку.
Статор воспринимает и передает на фундамент подводной части нагрузки от веса турбины, генератора и частично массива здания станции, расположенного над спиральной камерой. Статор - сварно-литой конструкции из четырех частей. Колонны, верхнее и нижнее кольца статора отлиты отдельно. Вертикальные фланцевые разъемы имеют болтовое соединение. К литым (верхнему и нижнему) кольцам приварены 12 (включая зуб) литых колонн.
Шахта турбины представляет собой цилиндрическую облицовку, состоящую из четырех частей, которые для жесткости оребрены горизонтальными и вертикальными ребрами. Все части облицовки шахты турбины сболчиваются между собой с последующей заваркой стыков.
Направляющий аппарат состоит из 24 лопаток асимметричного профиля, крышки турбины, регулирующего кольца, нижнего кольца механизма поворота лопаток и др. Лопатки направляющего аппарата опираются на три втулки из древесного пластика, работающие на водяной смазке. Втулки верхней и средней опор запрессованы в корпус подшипника лопатки, нижняя втулка - в нижнее кольцо направляющего аппарата. Подшипники лопаток - съемные литые из чугуна.
Направляющий аппарат в закрытом положении уплотняется резиновыми шнурами, которые закладываются в специальные пазы в утолщенной части лопаток, а также в верхнем и нижнем кольцах. Шарнирные соединения серег и рычагов направляющего аппарата ввиду значительных удельных давлении снабжены бронзовыми втулками, работающими на густой смазке. С мазка всех узлов трения механизма поворота лопаток осуществляется централизованно автоматической станцией.
Нижнее кольцо направляющего аппарата сварно-литой конструкции, выполнено из стали.
Фиг. 43. Разрез по турбине типа РО 75-В-450 (Вилюйская II ГЭС)
Крышка турбины - сварной конструкции, состоит из двух частей, выполнена заодно с верхним кольцом направляющего аппарата. В крышке размешены два клапана срыва вакуума, люк диаметром 500 мм, электродное реле уровня и два приемных клапана (дренажный насос и эжектор). Между крышкой турбины и статором размешен уплотнительный шнур, предотвращающий попадание воды из проточной части в полость между облицовкой шахты турбины и крышкой турбины.
Регулирующее кольцо направляющего аппарата выполнено цельнолитым из стали.
Для поворота лопаток направляющего аппарата используются два сервомотора диаметром 600 мм, установленные в специальном помещении на фундаментных плитах. Каждый сервомотор имеет цилиндр, внутри которого перемешается поршень с укрепленным на нем стаканом. Внутри стакана проходит тяга сервомотора, соединенная с поршнем. Другой конец тяги сервомотора соединен при помощи муфты и гаек с тягой регулирующего кольца. Один из сервомоторов имеет ручное стопорное устройство, стопорящее направляющий аппарат в закрытом положении.
Рабочее колесо - неразъемное, сварно-литой конструкции, выполнено из нержавеющей стали. Колесо состоит из ступицы, нижнего обода и 14 лопастей, которые отлиты отдельно. Все детали рабочего колеса перед сваркой подвергались предварительной механической обработке. Верхнее щелевое уплотнение рабочего колеса выполнено из четырех частей из нержавеющей кавитационностойкой стали, нижнее уплотнение изготовлено заодно с нижним кольцом направляющего аппарата.
Вал турбины - цельнокованый из стали с толщиной стенки 100 мм, имеет два фланца: нижний фланец соединен со ступицей рабочего колеса, верхний - с фланцем вала генератора.
Направляющий подшипник - сегментный на масляной смазке и имеет восемь сегментов. Поверхность сегментов, соприкасающаяся с рубашкой вала, покрыта антифрикционным материалом. Конструкция подшипника допускает регулировку зазоров между валом и сегментами. Управление работой агрегата осуществляется электрогидравлическим регулятором скорости типа ЭГР-2М-100-4. Регулятор обеспечивает работу агрегата в режимах: холостого хода; изолированной нагрузки; индивидуального и группового регулирования.
Питание системы регулирования и управления маслом под давлением осуществляется маслонапорной установкой типа МНУ-5,6-1/40.
Техническая характеристика
Напор, м:
расчетный . 55
максимальный ... 67
минимальный ... 51
Мощность, кВт 88000
Скорость вращения, об/мин .. 136,4
Диаметр рабочего колеса, мм ... 4500
Количество лопастей рабочего колеса 14