ТУРБИНА ТИПА РО 310 В-225 МОЩНОСТЬЮ 87400 кВт
(Шамбская ГЭС)
Вертикальная радиально-осевая турбина является приводом генератора трехфазного тока подвесного типа с опорой пяты, установленной на верхней крестовине генератора. Вода к турбине поступает от индивидуального водовода. Перед входом в турбину установлен шаровой затвор.
Спиральная камера турбины - металлическая сварная круглого сечения с углом охвата в плане 345°, выполнена из вальцованных стальных листов толщиной 36 мм, частично оребренных радиальными ребрами. Спиральная камера приварена к сварно-литому статору, имеющему 12 профилированных колонн (включая зуб), которые связывают между собой
верхнее и нижнее кольца статора. На спиральной камере приварены две опоры, на которые устанавливаются сервомоторы направляющего аппарата.
Отсасывающая труба - изогнутая высотой 2,6D1. Конус отсасывающей трубы по высоте делится на две части. Верхняя часть представляет собой сварной из нержавеющей стали неразъемный конус, снаружи оребренный горизонтальными и вертикальными ребрами. В нем имеется люк для осмотра нижнего обода лопастей рабочего колеса. Конструктивно нижняя часть конуса выполнена, как и верхняя, но из углеродистой стали.
Направляющий аппарат имеет 16 лопаток асимметричного профиля. Лопатки направляющего аппарата, отлитые из износоустойчивой стали, установлены в трех подшипниках с бронзовыми втулками, работающими на густой смазке. Густая смазка подводится по центральному отверстию, идущему вдоль всего тела лопатки к радиальным отверстиям в шейках лопатки. На верхних концах цапф лопаток закреплены рычаги, которые при помощи накладок и серег связаны с регулирующим кольцом. Шарнирные соединения серег выполнены с бронзовыми втулками, работающими также на густой смазке. Уплотнение лопаток в закрытом положении достигается за счет точной подгонки лопаток по торцам и кромкам.
Направляющий аппарат приводится в действие двумя прямоосными сервомоторами диаметром 400 мм, установленными на опорах, приваренных к спиральной камере и связанных с регулирующим кольцом при помощи тяг и пальцев. Регулирующее кольцо - литой конструкции, выполнено из двух частей. Крышка турбины и нижнее кольцо направляющего аппарата - сварные и для зашиты от кавитации в проточной части облицованы съемными листами из нержавеющей износоустойчивой стали.
Рабочее колесо турбины - литое из износоустойчивой кавитационностойкой стали, состоит из верхнего и нижнего ободов, 15 лопастей, съемных уплотнений гребенчатого типa, состоящих из неподвижного и подвижного колец, которые снабжены резьбовыми канавками. Вращающиеся кольца крепятся к ободам рабочего колеса, а неподвижные: верхнее - к крышке турбины, нижнее - к нижнему кольцу направляющего аппарата. Материал колец уплотнения - износоустойчивая сталь. К нижней части верхнего обода крепится обтекатель конической формы. Для подачи воздуха в зону рабочего колеса во время работы турбины в неустановившихся режимах в теле верхнего обода и в верхнем фланце обтекателя имеются осевые отверстия.
Направляющий подшипник - сегментный самосмазывающегося типа, с восемью сегментами, залитыми баббитом. Сегменты воспринимают радиальную нагрузку. Отверстия в гребне вала перекачивают масло из одной полости в другую и тем самым обеспечивают смазку и охлаждение подшипника.
Вал турбины - кованый, имеющий специальный гребень в месте установки направляющего подшипника.
Управление работой агрегата осуществляется электрогидравлическим регулятором скорости типа ЭГР-2М-100-4, который обеспечивает работу агрегата в режимах: холостого хода, изолированной нагрузки, индивидуального и группового регулирования. Питание систем регулирования и управления маслом под давлением производится маслонапорной установкой типа МНУ-5,6-1/40, обшей для турбины и шарового затвора.
Предусмотрена работа агрегата в режиме синхронного компенсатора.
Техническая характеристика
Напор, м:
расчетный .. 267,7
максимальный 314,65
минимальный ... 257,7
Мощность, кВт 87400
Скорость вращения, об/мин .. 500
Диаметр рабочего колеса, мм .. 2250
Количество лопастей рабочего колеса 15