Содержание материала

ТУРБИНА ТИПА ПЛ 20-В-930 МОЩНОСТЬЮ 66000 кВт (Рижская ГЭС)

Вертикальная поворотно-лопастная турбина (фиг. 30) является приводом генератора трехфазного тока, опора подпятника которого располагается на крышке турбины.
Бетонная спиральная камера турбины - трапецеидального сечения с углом охвата в плане 180°.
Статор турбины имеет 16 профилированных колонн. Верхнее кольцо статора выполнено заодно с верхним кольцом направляющего аппарата. Конструкция верхнего кольца статора предусматривает выем лопаток направляющего аппарата.
Камера рабочего колеса представляет собой сочетание двух поясов - цилиндрического и конического. Проточная часть камеры выполнена из кавитационностойкой стали. Снаружи камера оребрена вертикальными и горизонтальными ребрами. Новая конструкция камеры значительно снижает расход проката и затраты на ее изготовление.
Направляющий аппарат состоит из 32 направляющих лопаток симметричного профиля. Все подшипники лопаток имеют лигнофолевые втулки на водяной смазке. Верхние цапфы лопаток уплотняются U-образными манжетами. Втулки механизма поворота лопаток - бронзовые на масляной смазке. Регулирующее кольцо направляющего аппарата - сварной конструкции, располагается на крышке турбины. К нему крепится палец для соединения с прямоосным сервомотором. В регулирующем кольце установлен стопор с ручным приводом. Поворот лопаток направляющего аппарата осуществляется четырьмя прямоосными сервомоторами, установленными на крышке турбины. Диаметр поршня сервомотора 550 мм. Корпус сервомотора - сварно-литой из стали. Тяга с поршнем и пальцем регулирующего кольца соединена шаровым шарниром.
Рабочее колесо турбины выполнено со сферическим конусом и состоит из корпуса, отлитого из стали, поворотного механизма, конуса и четырех лопастей, отлитых из кавитационностойкой стали.
Поворотный механизм рабочего колеса имеет рычаги, серьги, проушины, пальцы и поршень. Цапфы лопастей поворачиваются в бронзовых втулках, установленных в специальных расточках корпуса колеса. Снаружи к цапфам крепятся лопасти. На пальцы рычагов, которые неподвижно крепятся к цапфам, надеты серьги, верхние головки которых шарнирно соединяются с проушинами. Проушины при помощи резьбового соединения жестко связаны с чугунным поршнем сервомотора рабочего колеса. К поршню сервомотора сверху укреплен шток, который соединен с маслоподводящими штангами, проходящими через полый вал турбины и надставку к маслоприемнику.

Фиг. 30. Разрез по турбине типа ПЛ 10-В-930 (Рижская ГЭС)

Для предотвращения утечек масла из корпуса рабочего колеса и попадания воды внутрь корпуса по периферии фланцев лопастей установлены съемные наружные уплотнения. Каждое уплотнение состоит из двух V-образных резиновых манжет, установленных противоположно друг к другу через промежуточное стальное кольцо.
К нижнему торцу корпуса рабочего колеса приболчивается сварной обтекатель.
Вал агрегата состоит из верхнего фланца с обечайкой и приваренного к ним литого фланца, который является одновременно крышкой рабочего колеса. В зоне направляющего подшипника для предохранения от коррозии вал облицован листами нержавеющей стали. В верхнем и нижнем фланцах установлены вставки с бронзовыми втулками, служащими направляющими для маслоподводящих штанг и штока рабочего колеса.
Направляющий подшипник с неподвижным вкладышем на водяной смазке состоит из корпуса и вкладыша. Корпус подшипника - сварной из двух частей. Вкладыш состоит из 12 частей, поверхность которых покрыта антифрикционным материалом.
Управление работой гидротурбины полностью автоматизировано и осушествляется электрогидравлическим регулятором типа
ЭГРК-2М-150—4. Регулятор обеспечивает введение любых регулирующих импульсов и регулирование по нескольким параметрам.
Для питания системы регулирования маслом под давлением предназначена маслонапорная установка типа МНУ-20-2/40.
Техническая характеристика
Напор, м: расчетный . 12,9
максимальный ...  18
минимальный ...  10
Мощность, кВт ..  66000
Скорость вращения, об/мин ..  55,5
Диаметр рабочего колеса, мм ..  9300
Количество лопастей рабочего колеса .  4