ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИЙ ПОВОРОТНО-ЛОПАСТНЫХ И РАДИАЛЬНО-ОСЕВЫХ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ТУРБИН
ТУРБИНА ТИПА ПЛ 587а-В-950 МОЩНОСТЬЮ 178000 кВт
(ГЭС Джардап - Железные Ворота)
Вертикальная поворотно-лопастная турбина служит приводом генератора трехфазного тока. Спиральная камера турбины (фиг. 1, табл. 1) бетонная с углом охвата в плане 225°.
Статор состоит из верхнего и нижнего поясов, сваренных из листового проката и соединенных 12 профилированными колоннами, одна из которых является зубом спиральной камеры. Пояса с колоннами соединены сваркой. Статор выполнен из шести частей, соединенных болтами.
Рабочее колесо имеет шесть поворотных лопастей из нержавеющей стали. Механизм поворота - бескрестовинной конструкции, со стаканами и прямыми серьгами. Камера рабочего колеса - сварная, состоит из трех поясов. Проточная часть камеры выполнена штампосварной: в области возможной кавитации - из двухслойной нержавеющей стали, остальная часть - из углеродистой стали. Для осмотра и ремонта периферийных кромок лопастей в камере имеется съемный лист, доступ к которому предусмотрен со стороны спиральной камеры через специальный проход в бетоне. Корпус отлит из стали.
Цапфы лопастей уплотняются пятью резиновыми манжетами, между которыми проложены промежуточные кольца. Три манжета предотвращают утечки масла из корпуса, две - проникновение в него воды. Вал турбины - единый, сварно-кованый, трубчатого сечения, состоит из трех частей, соединенных электрошлаковой сваркой. Нижним фланцем вал крепится к крышке рабочего колеса, верхним соединяется со ступицей ротора генератора.
В средней части вала заодно с ним откован кольцевой направляющий пояс, являющийся опорной поверхностью подшипника. Внутри вала размещены штанги, подводящие масло к сервомотору рабочего колеса.
Направляющий аппарат - цилиндрический, состоит из 32 направляющих поворотных лопаток симметричного профиля. Каждая лопатка своими цапфами опирается на три бронзовые втулки, которые смазываются солидолом от автоматической станции. Уплотнение нижних и средних цапф достигается профильными резиновыми манжетами.
Для уменьшения протечек воды из спиральной камеры через закрытый направляющий аппарат предусмотрены профильные резиновые шнуры, заложенные в специальные пазы вдоль тела лопаток - в месте соприкосновения с соседней лопаткой.
Поворот направляющих лопаток осуществляется сдвоенными сервомоторами, расположенными на крышке турбины. Индивидуальный выем направляющих лопаток не предусмотрен.
Направляющий подшипник, фиксирующий положение вала турбины, - самосмазывающийся сегментный; смазка производится жидким маслом. В месте установки направляющего подшипника к валу приварена юбка, являющаяся опорной шейкой подшипника.
Фиг. 1. Разрез по турбине типа ПЛ 587а-В-950 (ГЭС Джардап-Железные Ворота)
Уплотнение вала - торцевого типа. Рабочей парой уплотнения являются углеграфитовые кольца и контактирующееся с ними неподвижное съемное металлическое кольцо, прикрепленное к нажимной втулке. Упругим элементом уплотнения является набор пружин, установленных на нажимной втулке. Пружины обеспечивают герметичность стыка пары трения при изменении давления воды в проточной части турбины и компенсацию износа колец пары.
В кольцевую часть между углеграфитовыми кольцами для охлаждения рабочих поверхностей и предохранения от попадания взвешенных частиц в зону контакта рабочей пары подается чистая вода давлением, несколько превосходящим давление в проточной части.
Все детали уплотнения выполнены из частей, что позволяет производить монтаж и демонтаж деталей уплотнения без разборки обтекаемого конуса.
Маслоприемник состоит из сварного основания, установленного на подставку генератора, сварного корпуса, прикрепленного к основанию, и маслоотражателя. Маслоотражатель, закрепленный на подставке вала генератора, совместно с гребнями основания образует уплотнение, препятствующее попаданию масла на подставку генератора. Основание маслоприемника служит сливной ванной и соединяется трубой с баком МНУ,
В крышке турбины установлены четыре клапана срыва вакуума, лекажный аппарат и два
дренажных насоса.
Турбина снабжена регулятором типа ЭГРКМ-250-3, маслонапорной установкой типа МНУ—36—2/40 и аварийной маслонапорной установкой (АМНУ).
Максимальное давление в системе регулирования 40 кгс/см
Техническая характеристика
Напор, м: расчетный .. 27,16
максимальный 35,46
минимальный .. 17,5
Мощность, кВт 178000
Скорость вращения, об/мин . 71,5
Диаметр рабочего колеса, мм . 9500
Количество лопастей рабочего колеса .. 6