Содержание материала

ТУРБИНА ТИПА ПЛ-40-В-680 МОЩНОСТЬЮ 107000 кВт
(Днепрогэс II)

Вертикальная поворотно-лопастная турбина (фиг. 27, табл. 2) служит приводом генератора трехфазного тока зонтичного типа с опорой подпятника на крышке турбины. Спиральная камера турбины - бетонная трапецеидального сечения с углом охвата в плане 187°30'.
Статор - сварно-литой конструкции. Верхнее и нижнее кольца и 12 профилированных колонн статора отлиты из стали и соединены между собой сваркой. Кольца для большей жесткости снабжены ребрами, в которых имеются отверстия для заполнения бетоном.
Направляющий аппарат состоит из 24 направляющих лопаток симметричного профиля, механизма поворота лопаток, регулирующего кольца и других деталей. Роль верхнего кольца направляющего аппарата выполняет крышка турбины. Каждая лопатка установлена в трех подшипниках. Втулка верхнего подшипника выполнена из бронзы и работает на густой масляной смазке, втулки нижнего и среднего подшипников - из древеснослоистых пластиков и смачиваются водой из проточного тракта турбины.
Профильные резиновые шнуры, заложенные в пазы на торцевых поверхностях крышки турбины и нижнего кольца направляющего аппарата и теле пера лопаток, обеспечивают необходимую плотность закрытого направляющего аппарата. Регулирующее кольцо, выполненное сварным из листовой стали, имеет три опоры скольжения: две кольцевые и одну торцевую. В закрытом положении направляющего аппарата кольцо удерживается стопорным устройством с ручным управлением.
Крышка турбины - сварной конструкции, выполнена из четырех частей, соединяемых на монтаже болтами. Нижнее кольцо направляющего аппарата - сварное из листовой стали, выполнено из четырех частей.
Направляющий аппарат управляется четырьмя сервомоторами, установленными на крышке турбины диаметром 450 мм. Сервомотор состоит из корпуса, внутри которого перемещается поршень. К поршню крепится тяга, имеющая шарнирное соединение с регулирующим кольцом. Сервомоторы выполнены качающимися в горизонтальной плоскости, что достигнуто шарнирным соединением корпуса с крышкой турбины. Для стопорения направляющего аппарата в закрытом положении предусмотрен ручной стопор, расположенный на регулирующем кольце.
Рабочее колесо имеет шесть поворотных лопастей, отлитых из нержавеющей кавитационностойкой стали. Лопасть выполнена с отъемной цапфой и опирается на два радиальных бронзовых подшипника, запрессованных в расточке корпуса рабочего колеса. Корпус рабочего колеса, отлитый из стали вместе с днищем, и зоне поворота лопастей выполнен сферическим. Поворот лопастей осуществляется непосредственно от поршня сервомотора рабочего колеса кривошипным механизмом через рычаги, связанные через серьги, пальцы и проушины с поршнем сервомотора рабочего колеса. Поршень сервомотора перемешается в цилиндре, выполненном заодно с корпусом рабочего колеса, и удерживается от поворота шпонками.
При движении поршня вверх (на закрытие)

Фиг. 27. Разрез по турбине типа ПЛ 40-R-680 ( Днепрогэс)

вся внутренняя полость корпуса рабочего колеса под поршнем сервомотора находятся под рабочим давлением масла. Для предотвращения утечки масла из корпуса рабочего колеса и попадания воды в корпус по периферии фланцев лопастей установлены съемные наружные уплотнения, состоящие из резиновой манжеты, которая поджимается с внутренней стороны стальным кольцом, а с наружной стороны удерживается кожухом.
Направляющий подшипник - масляный с принудительной циркуляцией масла. Корпус подшипника отлит из стали в виде жесткого оребренного цилиндра с фланцем в верхней части и кольцевым поясом в нижней. Внутренняя, рабочая, поверхность подшипника залита баббитом; имеются смазочные канавки, обеспечивающие равномерную смазку шейки вала турбины.
Вал турбины уплотняется двусторонним резиновым уплотнением лепесткового типа. Резиновые лепестки давлением воды, подаваемой в камеру уплотнения, прижимаются к рабочим поверхностям подвески. Зазоры в уплотнении регулируются во время монтажа перемещением подвески вдоль вала при помощи регулировочных шпилек. На рабочих поверхностях подвески имеются канавки для смазки лепестков.
Вал турбины - кованный из стали в виде обечайки с двумя фланцами. Бронзовые втулки, запрессованные в опоры верхнего и нижнего фланцев, являются направляющими для маслоподводящих штанг и штока рабочего колеса.

Поверхность вала, сопряженная с направляющим подшипником, тщательно обработана и отполирована. В зоне установки ремонтного уплотнения вал облицован листами из нержавеющей стали.
Управление агрегатом осуществляется электрогидравлическим регулятором типа ЭГРК-2М-150-3, который обеспечивает пуск и останов агрегата на ручном и автоматическом управлении, устойчивую работу агрегата на холостом ходу и во всем диапазоне гарантированных нагрузок при индивидуальном и групповом регулировании, работу в режиме синхронного компенсатора.
Для питания системы регулирования маслом под давлением установлена маслонапорная установка типа МНУ-16-2/40.

Техническая характеристика
Напор, м:
расчетный ... .. 34,3
максимальный  38,3
минимальный . ... 30,2
Мощность, кВт .  107000
Скорость вращения, об/мин ... 56-140
Диаметр рабочего колеса, мм ...  6800
Количество лопастей рабочего колеса ..  6