ТУРБИНА ТИПА ПЛ 548-Г-550 МОЩНОСТЬЮ 20600 кВт (Перепадная ГЭС)
Капсульная поворотно-лопастная турбина (фиг. 11, табл. 1) предназначена для непосредственного соединения с горизонтальным ге нератором, размещенным в капсуле со стороны верхнего бьефа. Капсула состоит из головной части, корпуса статора генератора, внутреннего пояса опорного статора турбины, внутреннего кольца направляющего аппарата и опорного конуса подшипника турбины.
Внутри капсулы расположены ротор генератора, подшипники вращающихся частей агрегата, подпятник, масловодоприемник, трассы маслопроводов к направляющему аппарату и рабочему колесу, а также маслопроводы системы смазки подшипников и подпятников. Вход в капсулу осуществляется через проходную вертикальную колонну в головной части и через верхнюю колонну опорного статора турбины. Головная часть капсулы выполнена в виде сварной оболочки с внутренним оребрением.
Для улучшения транспортабельности головная часть имеет горизонтальный и вертикальный разъемы.
Статор турбины закреплен на сварном кольце из швеллеров, заложенных в первичный бетон, и состоит из шести частей, каждая из которых имеет одну колонну.
К наружному фланцу статора, со стороны верхнего бьефа, примыкает рама монтажного люка. К внутреннему фланцу, со стороны верхнего бьефа, крепится статор генератора. К наружному и внутреннему фланцам статора, со стороны нижнего бьефа, крепятся наружное и внутреннее кольца направляющего аппарата.
Конический направляющий аппарат с наружным регулированием имеет 16 лопаток, отлитых из углеродистой стали. Поворот лопаток производится двумя сервомоторами, установленными вертикально в шахте турбины на специальных тумбах. Уплотнение лопаток направляющего аппарата в закрытом положении в местах соприкосновения с наружным и внутренним кольцами осуществляется с помощью резиновых шнуров, уложенных в специальные канавки, выполненные на поверхности колец. Уплотнение по кромкам лопаток достигается припиловкой и пригонкой последних до минимальных зазоров. Двухопорные лопатки установлены в лигнофолевых подшипниках во внутреннем и наружном кольцах.
Самоустанавливающийся подшипник турбины состоит из сегментов с баббитовой заливкой и корпуса, состоящего из двух частей. Нижняя часть корпуса - литая из стали, верхняя - сварная из стального проката. В нижней части имеются лапы для крепления подшипников в конусе и специальные пазы, где установлены четыре балансира, на концы которых через шаровые пяты опираются восемь сегментов. Балансиры опираются на корпус через цилиндрические пяты.
Фиг. 11. Разрез по турбине типа ПЛ 548-Г-550 (Перепадная ГЭС)
Уплотнение подшипника, расположенное по обе стороны, обеспечивает сохранение уровня масла в корпусе подшипника. Уплотнение выполнено из силумина и представляет собой устройство с рядом кольцевых лабиринтов. Труба, отводящая смазку из подшипника, изготовлена в виде петли, что позволяет сохранять в подшипнике постоянный уровень масла. Реле, установленное на вершине петли, контролирует подачу масла через подшипник.
Рабочее колесо диаметром 5500 мм с втулочным отношением 0,35 установлено консольно на валу турбины. В литом из углеродистой стали корпусе рабочего колеса расположен поршень сервомотора, который при помощи штока соединен с крестовиной, а последняя через серьги и рычаги соединяется с лопастями. В зависимости от направления подачи масла поршень перемешает крестовину, осуществляя поворот лопастей рабочего колеса. Уплотнения лопастей выполнены двусторонними из профильной резины.
Вал - стальной, цельнокованый, с двумя фланцами, один из которых крепится к рабочему колесу, другой - к фланцу вала генератора. Внутреннее отверстие вала используется для установки масло проводных штанг, соединяющих шток рабочего колеса с масловодоприемником. По одной из штанг подается масло под давлением, по другой осуществляется слив. Зона внутри вала вокруг наружной штанги является дренажной и соединена с баком МНУ.
Турбина снабжена масловодоприемником, представляющим собой совмещенное устройство для подачи масла из системы регулирования в сервомотор рабочего колеса и воды для
охлаждения ротора генератора. Масловодоприемник состоит из распределительной штанги, корпуса водоприемника, крышки, сливной ванны, корпуса маслоприемника, буксы маслоприемника, кольцевых уплотнений и др.
Водоприемник примыкает непосредственно к торцу генераторного вала, на котором установлена распределительная штанга для направления волы в специальные сверления вала генератора. На корпусе водоприемника имеются лапы, центрирующие его положение.
Корпус маслоприемника закреплен на сливной ванне, и его положение сцентрировано независимо от положения корпуса водоприемника двумя специальными опорами. Буксы и штанги делят маслоприемник на три зоны: две напорные, соединенные штангами с соответствующими полостями сервомотора рабочего колеса, и одну дренажную, отводящую все протечки из рабочего колеса.
Агрегат управляется регулятором скорости типа ПОК-100, который располагается в помещении бычка между агрегатами. Установка типа МНУ-1 2,5-А-1 40 (одна на две турбины) снабжает маслом под давлением 40 кгс/см системы регулирования обоих агрегатов.
Техническая характеристика
Напор, м:
расчётный . 11,13
максимальный ... 13,98
ми минимальный ... 11,08
Мощность, кВт 20600
Скорость вращения, об/мин ... 93,75
Диаметр рабочего колеса, мм ... 5500
Количество лопастей рабочего колеса . 4