ТУРБИНА ТИПА ПЛ 80-В-410 МОЩНОСТЬЮ 79500 кВт (Вилюйская I ГЭС)
Вертикальная поворотно-лопастная турбина (фиг. 28, табл. 2) служит приводом подвесного генератора трехфазного тока.
Турбина устанавливается с большим заглублением относительно нижнего бьефа, а потому по кавитационным условиям допускает форсировку приведенного расхода свыше 1300 л/с.
Металлическая спиральная камера турбины - круглого сечения. Угол охвата камеры в плане 345°. Камера - сварная из листового проката переменной толщины. Отсасывающая труба - бетонная изогнутая, с коленом торообразного типа, круглые сечения которого переходят в диффузор с овальными сечениями. Высота трубы составляет 4,702D1, длина 11,732D1. Часть конуса отсасывающей трубы облицована стальными листами.
Статор состоит из верхнего и нижнего колец, соединенных 12 сварно-литыми профилированными колоннами.
Направляющий аппарат состоит из 24 лопаток асимметричного профиля, нижнего кольца, крышки турбины, выполненной заодно с верхним кольцом направляющего аппарата, регулирующего кольца и механизма поворота лопаток. Диаметр окружности расположения направляющих лопаток 4750, высота направляющего аппарата 1440 мм.
Поворот направляющих лопаток осуществляется двумя прямоосными сервомоторами диаметром 500 мм каждый, соединенными тягами с регулирующим кольцом, которое связано серьгами с рычагами лопаток. Сервомоторы установлены в специальных металлических забетонированных нишах. Один из сервомоторов снабжен действующим автоматически или вручную стопорным устройством.
Выем лопаток направляющего аппарата возможен при поднятой крышке турбины. Места соприкосновения лопаток, крышка и нижнее кольцо направляющего аппарата уплотнены резиновыми шнурами.
Рабочее колесо (фиг. 29) имеет восемь поворотных лопастей, отлитых из нержавеющей стали заодно с цапфами. Рабочее колесо характеризуется максимальным приведенным расходом, достигающим 1350 л/с, коэффициентом быстроходности 412 и втулочным отношением 0,552D1.
Фиг. 28. Разрез по турбине типа ПЛ 80-В-410 (Вилюйская I ГЭС)
Поворот лопастей осуществляется механизмом, расположенным внутри корпуса рабочего колеса, и приводится в движение дифференциальным поршнем сервомотора, соединенным со штоком. Шток соединен с маслоподводящими штангами, проходящими сквозь полый вал турбины к маслоприемнику.
Между фланцами лопастей и корпусом рабочего колеса установлены съемные наружные уплотнения. Конструкция последних позволяет производить смену манжет и частичную разборку уплотнения без демонтажа рабочего колеса.
Вал турбины - сварно-кованый, нижний фланец вала служит крышкой рабочего колеса. Внутри полых валов турбины и генератора проходят трубчатые штанги, по которым подается масло под давлением от маслонапорной установки через главный золотник регулятора к сервомотору рабочего колеса. Маслоприемник частично расположен внутри вала генератора, что позволило сократить осевую протяженность гидроагрегата.
Направляющий подшипник выполнен с обрезиненным вкладышем; смазка производится водой, поступающей из спиральной камеры через водяной фильтр. Резервирование смазки осуществляется от трубопровода технического водоснабжения станции. Подшипник оборудован торцевым уплотнением.
В зоне установки направляющего подшипника вал турбины облицован рубашкой из нержавеющей стали.
Фиг. 29. Рабочее колесо турбины типа ПЛ 80-В-110
Регулирование турбины осуществляется электрогидравлическим регулятором типа ЭГРК-100, который обеспечивает полную автоматизацию процессов пуска, останова и работу агрегата на холостом ходу и под нагрузкой, а также в режиме группового регулирования. Система регулирования питается маслом под давлением от маслонапорной установки типа МНУ-12,5-40.
Техническая характеристика
Напор, м:
расчетный . . 55
максимальный 68
минимальный ... ... 48
Мощность, кВт ... 79500
Скорость вращения, об/мин 187,5
Диаметр рабочего колеса, мм ... 4100
Количество лопастей рабочего колеса ... 8