1-2.5 Конкуренция в розничной сфере
Стремление к дерегулированию в секторе генерирующих мощностей, несомненно, основывалось на возможности уменьшения стоимости производства электроэнергии, составляющей почти половину ее полной стоимости. Конкуренция в сфере оптовой торговли может сэкономить много денег; но целесообразность запуска механизмов конкуренции в сфере розничной торговли требует иного логического обоснования.
Когда речь идет об отдельных составляющих затрат на производство электроэнергии, их традиционно разделяют на три основные категории: производство, передача и распределение электроэнергии, а розничный сбыт не упоминается. Даже если бы затраты на розничный сбыт электроэнергии можно было сократить наполовину, этого никто бы не заметил, поскольку они составляют лишь малую часть затрат в распределительной сети1.
Что такое розничный сбыт? Это не распределение электроэнергии на локальном уровне и даже не подключение отдельных потребителей. Этот вид деятельности обычно предусматривает только осуществление финансовых сделок и рассылку счетов, а также иногда может включать ведение коммерческого учета. Обычно розничный поставщик покупает электроэнергию по оптовой цене, подписывает контракты с потребителями и рассылает счета. Хотя розничный поставщик порой может договориться о более низкой цене за покупаемую электроэнергию, в среднем он будет оплачивать оптовую электроэнергию по средней стоимости. Нет также никаких оснований считать, что конкуренция на стороне спроса на этом рынке уменьшит стоимость электроэнергии на стороне предложения.
Возможно, издержки на оформление счетов могут быть немного снижены, однако для введения конкуренции на розничном уровне имеются и другие мотивы.
Импульс к развитию розничной конкуренции исходит в основном от двух заинтересованных сторон: от тех, кто считает, что сможет получить прибыль, занимаясь розничной торговлей электроэнергией, и от крупных коммерческих и промышленных потребителей. Некоторые из них считают себя более искушенными или наиболее привлекательными покупателями и поэтому полагают, что смогут самостоятельно (без посредников) лучше осуществлять сделки по покупке электроэнергии. Эта мотивация, хотя сама по себе достаточно сильна, в столь откровенном виде политически неубедительна, и поэтому привлекаются дополнительные теоретические обоснования полезности либерализации розничного сбыта. Их можно разделить на три категории: потребительский выбор, инновационные продукты и ценовая конкуренция.
Потребительский выбор
Хотя среди тех, кто больше всего выступает за введение розничной конкуренции, мало действительных приверженцев «зеленой» идеологии, наиболее популярный пример, используемый ими в защиту потребительского выбора, — это «зеленая (экологически чистая)» электроэнергия. Поставки «зеленой» электроэнергии можно было бы достаточно просто организовать и в условиях регулируемой энергетики, но этого не произошло; поэтому «зеленый выбор» может стать одним из полезных результатов от введения розничной конкуренции. В условиях розничной конкуренции потребители получат возможность платить за «зеленую» электроэнергию надбавку, часть которой дойдет до владельцев генерирующих установок, использующих возобновляемые источники энергии.
Один из недостатков розничной конкуренции заключается в том, что в условиях этой системы проверка реальности поставки этого «зеленого» продукта становится намного сложнее. В физическом отношении «зеленая» электроэнергия не отличается от электроэнергии, производимой на угольных электростанциях. Потребитель не в состоянии удостовериться в получении «зеленого» продукта без помощи третьей стороны, способной осуществлять проверку производителей. За источниками электроэнергии значительно сложнее наблюдать, когда вместо одной регулируемой организации имеется много конкурирующих поставщиков, обеспечивающих поставки полностью или частично «зеленой» электроэнергии.
1 По сведениям, приведенным в работе (Joskow, 2002а, 29), полная стоимость услуг розничного сбыта электроэнергии составляет 3,5—4,7% полной выручки от розничных продаж электроэнергии. Сокращение стоимости сбытовых услуг наполовину приведет к экономии затрат, не превышающей 2,4%.
Другая часто обсуждаемая, но до настоящего времени не реализованная возможность потребительского выбора, — это выбор уровня надежности электроснабжения. Несомненно, что у некоторых потребителей потребность в надежном электроснабжении намного выше, чем у других, и это один из параметров, по которым услуги электроснабжения потребителей могут быть дифференцированы. Невозможно обеспечить более стабильную частоту электрического тока или лучшее качество регулирования напряжения в соответствии с индивидуальными запросами отдельных потребителей, но некоторые услуги, повышающие степень надежности электроснабжения (сокращающие отключения потребителей), могут быть предоставлены на индивидуальной основе. Для этого может потребоваться установка дистанционно управляемых индивидуальных выключателей. К сожалению, в настоящее время подобное решение вряд ли будет практичным.
Отчасти проблема состоит в том, что именно потребители, наиболее финансово заинтересованные в установке такого оборудования, — это как раз те потребители, которые нуждаются в более надежном электроснабжении. Поэтому повышенная надежность не может быть обеспечена установкой выключателей у таких потребителей. Она требует установки выключателей у большого числа других потребителей, которые готовы согласиться на прерываемые поставки электроэнергии в кризисной ситуации, чтобы обеспечить повышенную надежность электроснабжения потребителям, заплатившим за эту услугу.
Инновационные продукты
Существует мнение о том, что конкуренция в розничном секторе электроэнергетики вызовет к жизни новые инновационные электроэнергетические продукты (услуги) подобно тому, как конкуренция в сфере телекоммуникаций привела к появлению новых видов телефонных аппаратов и телекоммуникационных услуг1. Однако в настоящее не существует никаких признаков того, что технология передачи переменного тока станет беспроводной. Электроэнергетика пережила период бурных инноваций между 1870 и 1910 годами, что напоминало современный период инноваций в телекоммуникационной сфере, и когда-нибудь это может произойти снова. Технический прогресс непредсказуем. Конкуренция может отчасти стимулировать усовершенствование технологий производства электроэнергии, но общий характер технологии переменного тока останется неизменным в течение определенного времени.
Те эксперты, кто пять лет тому назад обещали революционные технические достижения в сфере розничного сбыта, основное внимание теперь перенесли с новых видов приборов коммерческого учета и интеллектуальных электробытовых приборов на передовые системы выставления счетов. Интересно, считали бы они сферу телекоммуникаций примером успехов дерегулирования, если бы за последние пятнадцать лет появились только новые, более сложные системы выставления телефонных счетов, а телефоны по-прежнему оснащались бы дисковыми номеронабирателями.
Аргумент относительно ценности прогресса в оформлении счетов весьма курьезный. В Англии дерегулирование в электроэнергетике привело к таким же осложнениям при покупке электроэнергии, с которыми в настоящее время сталкиваются потребители в США при приобретении телекоммуникационных услуг. Литлчайлд (Littlechild)2 утверждает, что тот факт, что потребители тратят такие большие усилия на сравнение цен на предлагаемую им электроэнергию, доказывает, что им выгодно этим заниматься3. Вероятно, потребители делают другие выводы, чем экономисты, потому что они понимают, что их усилия в такой же мере направлены на то, чтобы избежать плохих цен, которые раньше не представляли опасности, как и на то, чтобы найти хорошие цены, которые раньше были недоступны4. Во всяком случае, кроме возможности платить по ценам реального времени, трудно представить себе, как усовершенствование практики выставления счетов за электроэнергию может заметно улучшить жизнь рядового потребителя.
Ценовая конкуренция
И, наконец, недавно появившееся обоснование розничной конкуренции основывается на доводах о полезности ценовой конкуренции. Даже если потребители не считают, что хитроумные счета за электроэнергию так же полезны, как сотовые телефоны, снижение расходов на оплату счетов, безусловно, будет популярным. Литлчайлд (2000, стр. 9) считает ценовую конкуренцию главным преимуществом введения розничной конкуренции и называет два пути ее проявления. Первый из них — «уменьшение стоимости услуг розничного сбыта электроэнергии». К сожалению, как уже отмечалось выше, стоимость услуг в сфере розничного сбыта в регулируемой электроэнергетике крайне мала. Даже при резком повышении эффективности сбыта потребители, вероятно, не заметят разницы, и вполне возможно, что рост издержек на маркетинговую деятельность перевесит любой выигрыш от повышения эффективности розничного сбыта.
1 Несомненно, что конкуренция способствовала техническому прогрессу в области телекоммуникаций. Однако, если бы конкуренция пришла в данную отрасль на сорок лет раньше, это не привело бы к появлению в 1950 г. ламповых сотовых телефонов. Многое из того, что считается выдающимся результатом конкуренции в области телекоммуникаций, на самом деле следствие естественного хода научно-технического прогресса.
2 В период реструктуризации электроэнергетики в Англии и Уэльсе — директор государственного агентства по регулированию электроэнергетики (Office for Electricity Regulation — Offer). — Примеч. ред.
3 См. (Littlechild, 2000, 11).
4 Недавно, несколько позже написания этого раздела книги, этот феномен на рынке системы PJM был отмечен Майклом Роткопфом (Michael Rothkopf), получившим предложение платить на 38% больше действующей ставки тарифа с единственной компенсацией в виде права получения дополнительной неустойки при прекращении электроснабжения. На розничном рынке электроэнергии в Калифорнии быстро распространилась обманчивая практика ценовой конкуренции, подобно конкуренции цен на рынке телекоммуникационных услуг.
Литлчайлд также упоминает сокращение оптовой стоимости энергии, обусловленное «улучшением практики оптовых закупок электроэнергии».
Благодаря чему будет достигнуто сокращение этих издержек: за счет оптимизации издержек в секторе генерирующих мощностей, за счет более эффективного функционирования энергосистемы или за счет уменьшения возможностей для использования рыночной силы? Независимо от введения розничной конкуренции, генерирующие компании все равно оставят себе каждый доллар, который им удастся сэкономить, не больше и не меньше; поэтому конкуренция в розничной сфере, вероятно, не сможет улучшить стимулы генерирующих компаний к минимизации затрат. При той же величине издержек на производство электроэнергии единственный источник для экономии издержек на оптовую закупку электроэнергии — сокращение прибыли генерирующих компаний. Поскольку электроэнергетика не может обеспечить свое выживание в условиях, когда прибыль меньше нормальной, сокращение прибыли может произойти только в случае, если имеется некоторая избыточная прибыль с самого начала.
Поэтому розничная конкуренция может понизить издержки на оптовую закупку электроэнергии лишь за счет уменьшения рыночной силы оптовых продавцов. Однако рыночную силу со стороны предложения на оптовом рынке можно уменьшить увеличением конкуренции среди поставщиков, а не увеличением конкуренции среди покупателей (т. е. компаний розничного сбыта). На самом деле усиление конкуренции среди покупателей уменьшает их монопсоническую рыночную силу, необходимую для уравновешивания монопольной силы продавцов электроэнергии.
Представляется, что существует лишь одна скромная возможность ограничить рыночную силу в сфере оптовой торговли электроэнергией. Если розничные сбытовые компании заключают долгосрочные контракты с оптовыми продавцами, эти контракты будут ограничивать рыночную силу продавцов на оптовом рынке. К сожалению, конкурирующие между собой розничные сбытовые компании сталкиваются не с меньшими, а с большими трудностями при подписании таких долгосрочных контрактов, чем монопольные распределительные компании общего пользования1, поскольку их клиентская база менее стабильна. Клиенты таких распределительных компаний не могут отказаться от их услуг, если отсутствует розничная конкуренция, а клиенты конкурирующих розничных сбытовых компаний могут разорвать контрактные отношения с этими компаниями достаточно быстро и обязательно сделают это, если их перестанет устраивать текущая контрактная цена электроэнергии.
1 Распределительные компании общего пользования обеспечивают распределение и сбыт собственной или купленной электроэнергии на закрепленной за ними монопольно обслуживаемой территории. — Примеч. ред.
Эти обстоятельства осложняют для розничных сбытовых компаний подписание долгосрочных контрактов на оптовую поставку электроэнергии, особенно в случае, когда сбытовая компания обслуживает потребителей в бытовом секторе. Если розничная сбытовая компания покупает электроэнергию по долгосрочному контракту, а продает ее потребителям по краткосрочным контрактам, она принимает на себя громадный риск. Если рыночная цена электроэнергии в последующий период времени становится ниже цены в контракте на оптовую поставку, то розничная сбытовая компания должна либо продавать электроэнергию клиентам в бытовом секторе по сниженной цене, неся убытки, либо она потеряет своих клиентов и вынуждена будет с убытками продавать электроэнергию каким- либо другим покупателям.
Таким образом, суммируя сказанное, можно утверждать, что розничная конкуренция не будет способствовать уменьшению рыночной силы оптовых продавцов электроэнергии. А поскольку эта конкуренция не влияет на сокращение издержек производства, она, как представляется, вряд ли сможет заметно повысить эффективность в сфере оптового оборота электроэнергии. Слабая надежда на то, что ценовая конкуренция обеспечит превышение экономии издержек на выставлении счетов над затратами на маркетинговую деятельность, — слишком шаткое основание для проведения такого масштабного эксперимента с введением розничной конкуренции.