Содержание материала

Глава 1-7
Структура рынка
Работа, которую я собираюсь сделать, заключается в следующем: ... определить, как можно избавиться от отрицательных сторон конкуренции, сохранив ее преимущества.
Альфред Маршал
(1842—1926 гг.)
Плохая структура рынка — самая большая угроза для рынков ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ.

Понятие «структура рынка» относится к характеристикам рынка, тесно связанным с технологией производства и передачи электроэнергии и правами собственности. Например, важная характеристика структуры рынка — индекс концентрации производственных мощностей. В структуру затрат в электроэнергетике (другая характеристика структуры рынка) включаются затраты на производство и передачу электроэнергии.
Многие характеристики структуры рынка изменить трудно, а некоторые характеристики, например большие постоянные затраты угольных электростанций, невозможно. Функционирование рынков электроэнергии определяется также некоторыми несвойственными для других рынков правилами и процедурами, обусловленными технологией производства и передачи электроэнергии. Эти правила легко изменить или скорректировать административными решениями. Такие правила тоже включаются в понятие структуры рынка, и их нужно разрабатывать, как и архитектурные компоненты рынка, описанные в следующей главе.
Понятие структуры рынка было разработано в начале 1950-х гг. в теории организации отраслевых рынков в рамках парадигмы «структура—поведение—результат». Однако приведенный ниже анализ основан на классификации проблем проектирования рынков в рамках другой парадигмы «структура—архитектура—правила», предложенной Чао и Вильсоном (Chao and Wilson, 1999а) и Вильсоном (Wilson, 1999). В настоящей главе введенное ими понятие структуры расширено, в частности в него включена административно устанавливаемая политика обеспечения надежности.
Краткое содержание главы 1-7. Структура рынка оказывает решающее воздействие на рыночную силу и инвестиции. Второй органический недостаток рынка электроэнергии со стороны спроса — возможность потребителей забирать электроэнергию из сети в реальном времени независимо от наличия и условий контракта (см. разд. 1-1.5) — вынуждает регулирующие органы вмешиваться в структуру рынка. Им приходится делать выбор между ценовыми пиками и принудительными отключениями нагрузки, тем самым в значительной степени определяя стимулы для инвестиций в генерирующие мощности.
Регулирующие органы будут продолжать контролировать инвестиции в линии электропередачи непосредственно или путем создания соответствующих стимулов. Пропускная способность линий передачи влияет на степень конкурентности рынка. Эластичность нагрузки можно существенно повысить, улучшая систему коммерческого учета и вводя оплату, зависящую от времени потребления, что может значительно ограничить использование рыночной силы и обеспечить стабильный приток инвестиций в генерирующие мощности. Долгосрочные контракты на покупку электроэнергии и ограничение концентрации генерирующих мощностей также играют ключевую роль в контроле над использованием рыночной силы.
Поскольку структура рынка обычно трудно поддается воздействию, она, как правило, игнорируется теми, кто определяет политику в отрасли. Рынки электроэнергии выделяются в этом отношении, в частности, тем, что они находятся в стадии становления, обладают органическими недостатками и зависят от сетевой инфраструктуры, т. е. от регулируемых и совместно используемых активов. Существующий в настоящее время недостаток внимания к структуре рынка в США приводит к неоправданно большим ценовым пикам, к циклическому характеру инвестиционных процессов и к проблемам с рыночной силой, используемой при недостатке генерирующих мощностей. В части 2 рассматриваются вопросы проектирования структуры рынка, наиболее важные для решения этих проблем.

1-7.1 Требования к надежности.

Системный оператор покупает электроэнергию и различные виды оперативного резерва, чтобы сбалансировать систему и обеспечить надежную работу энергосистемы. Число и тип отдельных рынков, используемых для этой цели, определяются архитектурой рынка, но требования к резервам и устанавливаемые административно ограничения на цены относятся к вопросам структуры рынка.
Устанавливаемые требования к надежности определяют не только краткосрочную надежность, но также высоту и частоту появления ценовых пиков и, следовательно, долгосрочные инвестиции в генерирующие мощности и долговременную (балансовую) надежность. Последствия решений, принимаемых по структуре рынка, нередко бывает трудно предвидеть. Поэтому определение требований к надежности при проектировании рынка часто оказывается недостаточно качественным, что в дальнейшем создает серьезные проблемы.

1-7.2 Система передачи электроэнергии.

Сеть электропередачи определяет значительную часть структуры затрат оптового рынка электроэнергии. Инвестиции в сети и структура платежей за доступ к сети существенно влияют на возможности продажи электроэнергии на большие расстояния и, следовательно, на то, насколько конкурентным будет рынок. Этот аспект структуры рынка может и должен определяться правильной политикой регулирования.

1-7.3 Эластичность эффективного спроса.

Спрос оказывается неэластичным, потому что потребители не получают сигналов о цене электроэнергии в реальном времени. Спрос стал бы более эластичным, если бы у потребителей были стимулы покупать и использовать оборудование, необходимое для реагирования на изменение цены. Политика регулирования может легко повлиять на два ключевых аспекта структуры рынка — систему коммерческого учета и выбор системы оплаты электроэнергии, что могло бы резко увеличить эластичность эффективного спроса на электроэнергию*. Это уменьшило бы потребность в инвестициях для ввода новых пиковых генерирующих агрегатов, и, что еще важнее, ограничило бы использование рыночной силы.

* С позиции оптового рынка формы оплаты розничных поставок электроэнергии относятся к вопросам структуры рынка. При рассмотрении розничного рынка это просто результат работы рынка.

1-7.4 Долгосрочные контракты.

Объем сектора долгосрочных обязательств поставщиков является элементом структуры рынка1. На недавно работающих рынках электроэнергии этот структурный элемент может зависеть от принятой политики регулирования. Она может потребовать как использования регулируемых (предписанных) контрактов для генерирующих мощностей, выводимых из состава регулируемых энергокомпаний, так и ограничения общей величины этих выводимых мощностей с тем, чтобы сохранить обязательства по снабжению потребителей по определенным регулируемым ценам. Увеличение объемов долгосрочных обязательств делает спотовый рынок более конкурентным.

1-7.5 Концентрация производства.

Индекс Херфиндаля—Хиршмана ΗΗΙ (классический структурный индекс) измеряет концентрацию производственных мощностей у отдельных собственников. Эта характеристика структуры рынка заметно влияет на рыночную силу, но ее трудно изменить, хотя на вновь создаваемых рынках этого можно добиться путем установления требований к разделению компаний при выходе на свободный рынок.

1-7.1 Требования к надежности

Второй органический недостаток рынка электроэнергии на стороне спроса.

Потребители электроэнергии могут забирать ее из сети в реальном времени без контракта и создавать ситуацию, когда других потребителей приходится отключать, хотя в большинстве случаев сами они не испытывают перебоев в получении электроэнергии (см. разд. 1-1.5). Веерные отключения потребителей применяются независимо от контрактов или уровней потребления. В таких случаях системный оператор стоит перед трудным выбором: он может установить более высокую цену для расчетов между продавцами и покупателями или отключить еще больше потребителей. Выбор обычно осуществляется в пользу электроснабжения потребителей, когда цена не превышает среднее значение более чем в 10 раз. Но если требуется повышение цены в 100 раз, правильный выбор менее очевиден. При некоторой цене каждый системный оператор предпочитает отключить потребителей, а не устанавливать такую цену.

Требования к оперативному резерву.

Намеренные перерывы электроснабжения — редкие события, но их возможность оказывает огромное воздействие на рынок. Чтобы предотвратить такого рода отключения, энергосистема покупает несколько видов оперативного резерва, т. е. услуги электростанций, которым платят за то, чтобы они были готовы начать вырабатывать электроэнергию через определенное время после поступления указания. Суммарно эти виды резервов составляют примерно 10% мощности нагрузки в любой момент времени.
Обычно рыночная цена слабо зависит от величины оперативного резерва. Когда располагаемая мощность превышает мощность нагрузки более чем на 10%, конкурентный рынок будет держать цену на электроэнергию на уровне, примерно равном переменным затратам самой дорогой из производящих в данный момент электроэнергию электростанций. При работе генерирующих агрегатов в нормальном рабочем диапазоне мощности эти затраты не превышают 100 долл./МВт-ч. В те годы, когда нагрузка системы не превышает нормального уровня, цены оказываются достаточно умеренными несмотря на административно устанавливаемые требования к оперативному резерву.  

  При рассмотрении рынка долгосрочных контрактов это является результатом работы рынка, а не частью его структуры.
Фактически цены оказываются настолько низкими, что генерирующие компании не могут покрыть своих постоянных затрат. Если бы такая ситуация продолжалась год за годом, то никаких новых электростанций не строилось, и это было бы правильной политикой в такой ситуации.

Ценовые пики и инвестиции.

С ростом потребления электроэнергии удовлетворять спрос становится все сложнее, и системный оператор уже не может постоянно поддерживать оперативные резервы на уровне 10%. Когда резервов начинает не хватать, системный оператор сообщает, что он готов платить больше за электроэнергию или за резервы, что приводит к повышению цен на электроэнергию, а высокие цены стимулируют инвестиции. В основе этого процесса лежит административное решение о том, сколько платить в зависимости от того, какое положение с оперативными резервами возникает в каждый отдельный момент. Таким образом, поддержание надежности связывается со стимулами для инвестиций.
Высокие цены, выплачиваемые системным оператором, чтобы выполнить требования по надежности, оказывают определяющее влияние на все высокие цены на рынке электроэнергии. Потребители могут выбирать между форвардными закупками и покупкой электроэнергии в реальном времени через системного оператора, и они выбирают то, что дешевле. Это не позволяет ценам на всех форвардных рынках подниматься выше уровня цены, которую системный оператор формирует на покупку электроэнергии в реальном времени, а для покупателей он назначает лишь ту цену, которую платит сам. Поэтому цена, которую платит системный оператор, определяет предел цен, возможных на всех форвардных рынках1. В те периоды времени, когда требования к оперативному резерву не удовлетворяются, политика ценообразования, используемая системным оператором, определяет уровень ценовых пиков и высоких форвардных цен, которые стимулируют инвестиции.

Структура и архитектура балансирующего рынка.

Балансирующий рынок обеспечивает баланс между предложением и спросом до тех пор, пока системному оператору не приходится отключать нагрузку, чтобы сбалансировать систему. Этот рынок должен управляться системным оператором, но может также включать значительную часть, состоящую из двусторонних контрактов2. Он может быть объединен с рынками оперативных резервов или работать самостоятельно. Это вопросы архитектуры рынка. На более детальном уровне имеется бесконечное число вариантов выбора различных правил рынка.
От правил рынка и его архитектуры не зависят высота и продолжительность ценовых пиков на рынке реального времени, а также насколько точно поддерживаются напряжение и частота и какова вероятность самостоятельного восстановления системы после неожиданного отключения какого-либо генерирующего агрегата. Эти основные характеристики определяются структурой балансирующего рынка. Правила рынка и его архитектура определяют, насколько эффективно организованы торги, кто останавливает их проведение при возникновении угрозы для надежности энергоснабжения и насколько точно цены приближаются к конкурентному уровню3.
На структуру балансирующего рынка отчасти влияет организация, определяющая политику в области надежности режимов энергообъединений (Совет по надежности NERC), отчасти местные Особенности, а также Федеральная энергетическая регулирующая комиссия FERC, когда она ограничивает цены в реальном времени.

1 Предположение, что введение предельных цен на рынке реального времени эффективно ограничивает цены на форвардном рынке, было подтверждено на практике работы Биржи электроэнергии Калифорнии.

2 Использование двусторонних контрактов на балансирующем рынке в реальном времени представляется весьма проблематичным (см. раздел 3-6.3). — Примеч. ред.

3 В предположении, что правила рынка хоть в какой-то мере работоспособны.

Точность балансирования и краткосрочная надежность в основном определяются структурой балансирующего рынка.
Менее очевидно, что ценовые пики, инвестиции в генерирующие мощности и долгосрочная надежность также в большой степени определяются балансирующим рынком. С этой точки зрения современные модели балансирующего рынка выглядят хаотичными и неудовлетворительными. Эти проблемы, а также методы проектирования наилучшей структуры рынка рассматриваются в части 2.

1-7.2 Система передачи электроэнергии

Топология и пропускная способность линий электропередачи также относятся к элементам структуры рынка. Недостаточная пропускная способность сети может вызвать «запирание» электроэнергии и привести к использованию локальной рыночной силы, тогда как увеличение пропускной способности приводит к росту масштабов рынка и ограничивает рыночную силу. Поскольку система передачи электроэнергии влияет на рыночную силу, развитие этой системы значительно важнее для конкурентного рынка, чем для регулируемого.
Хотя этот структурный элемент (система передачи электроэнергии) изменяется достаточно медленно, его построением и проектированием нельзя пренебрегать. Если только существующая уже 100 лет тенденция не изменится, для поддержания надежности энергоснабжения и экономичности будут нужны новые линии, поскольку потребности в электроэнергии продолжают постоянно расти. Решения о строительстве новых линий будут приниматься или по рекомендации проектировщиков рынков, работающих на системных операторов, или коммерческими сетевыми организациями типа TRANSCO. Стимулы последних определяются регулирующими органами и влияют на выбор вариантов развития систем передачи.
До настоящего времени этому структурному компоненту уделялось наибольшее внимание, и связанные с ним вопросы проектирования оказались сложными и спорными. Рынки, созданные в Австралии, Новой Зеландии, Аргентине, провинции Альберта (Канада), в штате Калифорния (США) и Великобритании, дают наглядные примеры успешного, хотя и не безупречного решения проблемы проектирования сетевого компонента структуры рынка. Пример Альберты особенно интересен, так как он в наиболее явном виде представил проблему выбора между развитием системы передачи и размещением строящихся станций. Коммерческая компания «Администратор системы передач» (АСП) в Альберте предпочла не усиливать основную группу линий электропередачи в Альберте, а предложила долгосрочные стимулы для новых инвестиций в генерирующие мощности с учетом их территориального расположения, чтобы снять остроту потребности в развитии системы электропередачи. Это оказалось вполне удачным решением, однако два года спустя АСП настойчиво стала выступать за уже ненужное усиление системы передачи для облегчения экспорта электроэнергии с севера Альберты в США.
Вопросы развития основной электрической сети в Альберте не были связаны с влиянием системы передачи на рыночную силу, но в Австралии и Калифорнии эта проблема вышла на первый план. Из-за исторически сложившегося соперничества двух самых больших частных (принадлежащих инвесторам) энергетических компаний в Калифорнии электрические связи между ними традиционно были достаточно слабыми. В результате после образования единого рынка электроэнергии часто возникают ограничения в торговле, растут затраты на производство электроэнергии и отдельные поставщики применяют рыночную силу. Помимо этих основных ограничений пропускной способности сети (по границе балансовой принадлежности электрических сетей), существует множество других менее значимых ограничений, приводящих к не столь частым, но ощутимым проявлениям локальной рыночной силы. Время от времени для более чем половины всех генерирующих мощностей в Калифорнии вводится административное регулирование, вероятно, в связи с возникающими сетевыми ограничениями1. Хотя отнесение генерирующих агрегатов к системным генераторам (работающим в вынужденном режиме) иногда используется лишь для оправдания коммерчески выгодного контракта на работу в «вынужденном режиме», заключаемого на условиях, определяемых регулирующим органом, во многих случаях оно обусловлено реальными сетевыми ограничениями.

1-7.3 Эластичность эффективного спроса

Возможно, наиболее острая проблема, связанная со структурой рынков электроэнергии, — почти полное отсутствие реакции со стороны спроса на изменения оптовой цены. В результате возникают трудности концептуального характера, поскольку это приводит иногда к ситуации, когда кривые предложения и спроса на рынке вообще не пересекаются. Такого рода затруднения настолько фундаментальны, что они вообще не рассматривались в экономической литературе. Последствия этой проблемы отражаются в заголовках газет, когда в Калифорнии происходят полные отключения, а в Нью-Йорке цены взлетают до 6000 долл./МВт-ч.

1 Генерирующие установки, работающие в вынужденном режиме («must-run» generators), оплачиваются по регулируемым ценам (которые оказываются порой довольно высокими), если их использование обусловлено ограничениями пропускной способности сети.

Именно этот органический недостаток рынка электроэнергии обостряет проблему рыночной силы на многих рынках электроэнергии, которые без этого недостатка имели бы хорошую структуру. Но, как ни странно, существует простое решение этой проблемы, и оно вполне себя окупает. Тот факт, что такое не стоящее больших денег решение проблемы неэластичности спроса постоянно выпадало из поля зрения, отчасти связано с недоразумениями относительно предполагаемых огромных затрат на введение тарифных планов с трансляцией цен реального времени (розничных цен реального времени). В определенной мере это также следствие стандартного подхода, игнорирующего структурные проблемы рынка и направленного в основном на разрешение проблем архитектуры и споров о правилах рынка.
Когда реальная стоимость поставляемой электроэнергии составляет 1000 долл./МВт-ч вместо нормальной стоимости 35 долл./МВт-ч, большинство потребителей сэкономят только 35 долл., если будут потреблять на 1 МВт меньше. Они не реагируют на цену поставляемой электроэнергии потому, что не получают от этого какой-либо выгоды. Их счетчики не учитывают потребление в реальном времени. Проблема не столько в низкой эластичности спроса, сколько в отсутствии ценообразования в реальном времени. Кроме того, потребители, не сталкиваясь с ценами, основанными на маржинальных затратах, не знают, как реагировать на эти цены.
Эту проблему можно решить либо опосредованно, как проблему архитектуры рынка, либо непосредственно, как проблему его структуры. Опосредованный подход заключается в том, чтобы к набору оптовых рынков добавить конкурентные розничные рынки в надежде, что они изменят структуру оптового рынка благодаря установке счетчиков, работающих в реальном времени, и введению розничных цен реального времени. Имеющийся в этой области опыт пока не вдохновляет.
Один проект на основе прямого подхода был начат в Калифорнии весной 2001 г. как реакция на драматические потрясения на рынке, многие из которых в большой степени были усугублены этим недостатком рынка со стороны спроса1. Прямой подход предусматривает установку большего числа счетчиков, работающих в реальном времени, и введения розничных цен реального времени. Первая из этих мер тривиальна. В Калифорнии объем измерения нагрузки в реальном времени увеличился с 8 до 13 ГВт всего за несколько месяцев, и расходы на это составили 25 млн. долл., что сопоставимо с финансовыми потерями, которые несла одна из энергетических компаний штата в течение суток во время пика калифорнийского кризиса.
Розничные цены реального времени имели бы более простую структуру, если бы потребители были расположены к риску, но они стремятся его избежать. Поэтому возникает необходимость в применении системы ценообразования, которая хеджирует риски потребителей (ограждает их от рисков). Калифорния приняла комплексный административный подход к решению данной проблемы, по которому необходимо регистрировать информацию о графиках нагрузки потребителей в прошлые периоды с последующей коррекцией этих графиков в случаях расширения предприятий или замены их оборудования по причинам, не связанным с проведением мероприятий по энергосбережению.
Для уменьшения ценовых рисков потребителя при переходе к розничным ценам реального времени его потребление нужно разделить на две части: «базовое» потребление и отклонение от базовой величины. Величину базового потребления можно определять по-разному, и от этого будет зависеть сложность разработки тарифного плана и особенности применяемой схемы хеджирования. Если объемы базового потребления определять на основе среднего потребления для каждого класса (категории) потребителей или каким-то другим формальным способом, а не собирать статистику потребления отдельно для каждого клиента, тарифный план можно сильно упростить. Объем потребления, покрываемый хеджированием, также может меняться. Например, система ценообразования может гарантировать, что счета потребителя не будут зависеть от ежемесячных изменений средних оптовых цен в реальном времени. Хотя в этом случае потребители не смогут сразу же реагировать на изменения уровня долгосрочных цен, они все равно будут «ощущать» почасовые изменения цен (вычисленных с поправкой, устраняющей влияние изменений средней месячной цены)2.
Суть дела в том, что эластичность эффективного спроса — это ключевой параметр структуры, который легко изменять при правильных проектных решениях, и есть немало способов разработать хороший проект рынка. Если учесть, что характерные для настоящего времени значения эластичности столь неблагоприятны для создания эффективной структуры рынка, а возможности для исправления такой ситуации столь реальны, то разумно было бы потребовать, чтобы любой рынок электроэнергии не начинал работать до реализации крупномасштабной программы перехода на розничные цены реального времени.

1Этот недостаток рынка со стороны спроса был одной из основных причин возникновения проблем с рыночной силой на рынке Калифорнии и происходивших на нем отключений. Этот факт часто игнорируется, поскольку данный недостаток, будучи структурным, считался подобным законам природы и поэтому просто исключался из рассмотрения.

2 Этот результат основан на следующей форме розничных цен реального времени. Пусть Q(t) является «базовым» графиком, который оплачивается по месячному тарифу с фиксированной ставкой. В реальном времени потребитель, который использует электроэнергию в соответствии с графиком R(t), оплачивает ее по месячному тарифу, умноженному на частное от деления стоимости R(t) в реальном времени на стоимость Q(t) в реальном времени.

1-7.4 Долгосрочные контракты

Долгосрочные контракты и установленные регулирующими органами обязательства по обслуживанию потребителей являются элементами структуры рынка, которые часто упускают из виду. Они могут существенно повысить конкурентность спотового рынка. Генерирующая компания, продавшая 90% своей мощности по форвардному контракту, имеет в 10 раз меньше стимулов поднять цену на спотовом рынке по сравнению с идентичной компанией, ничего не продавшей по таким контрактам.
Если вертикально интегрированная (электроснабжающая) компания продает половину своих электростанций, она начинает испытывать недостаток генерирующих мощностей, нуждается в покупке электроэнергии и имеет стимулы для уменьшения рыночной цены. Но без долгосрочных контрактов независимые генерирующие компании (не принадлежащие электроснабжающим компаниям), которые купили эти электростанции, будут иметь сильные стимулы поднять цены. Поскольку такие генерирующие компании имеют больше возможностей для поднятия цен, чем возможности электроснабжающих компаний удерживать эти цены на более низком уровне, в результате может произойти значительное увеличение рыночной силы. Это и случилось на рынке в Калифорнии1.
Для предотвращения такой ситуации при продаже и выходе электростанций на свободный рынок целесообразно использовать инструмент регулируемых контрактов (vesting contracts), в соответствии с которыми новые владельцы станций обязуются продавать большую часть вырабатываемой электроэнергии той электроснабжающей компании, у которой были куплены эти станции, в течение достаточно длительного периода времени2. Это подстраховывает электроснабжающую компанию (предотвращая банкротства, аналогичные происшедшим в Калифорнии) и радикально ограничивает применение рыночной силы поставщиками, которые купили выведенные на свободный рынок электростанции. Цену долгосрочных контрактов можно индексировать в соответствии с изменениями цен на топливо и индексом инфляции, но она не должна индексироваться по оптовым ценам спотового рынка. Такие регулируемые контракты активно использовались в Австралии для сохранения низких оптовых цен почти при любых условиях рынка.
Регулируемые контракты могут радикально улучшить структуру рынка в период перехода генерирующих компаний к свободной торговле, но в долгосрочном плане именно окончательная структура рынка и его организация определят уровень равновесных цен для долгосрочных контрактов. Это очень важная тема, требующая дальнейших исследований.

1-7.5 Концентрация производства

Для оценки концентрации генерирующих мощностей было предложено несколько индексов, самым известным из которых является индекс Херфиндаля—Хиршмана (HHI) (см. гл. 4-3, 4-5). Эти индексы мало пригодны для прогнозирования использования рыночной силы, поскольку концентрация — это только один из нескольких важных факторов. Тем не менее, показатели концентрации являются весьма важным инструментом анализа и контроля.
Два наиболее эффективных метода контроля концентрации — ограничения, вводимые при продаже генерирующих мощностей, и ограничения на слияние компаний. Вертикально интегрированным электроснабжающим компаниям часто устанавливают ограничения на величину генерирующей мощности, продаваемой одному инвестору. Например, покупателям могут запретить владеть более чем 5% общей генерирующей мощности в пределах территории рынка. На малых рынках для покупателей особенно больших электростанций могут быть сделаны исключения из этого правила, потому что мощность единичной станции превышает 5%-ный предел.
Заметим, что чем ниже этот предел, тем менее ценными будут электростанции. Тем, кто владеет меньшей долей рынка, сложнее использовать рыночную силу. Поскольку более низкий предел на допустимую долю рынка, принадлежащую одному участнику рынка, уменьшает прибыльность станций, он уменьшает и цену, по которой их можно продать. Следовательно, вертикально интегрированная компания, которая продает электростанции на рынке при ее разделении, будет возражать против любого снижения этого предела. Она будет утверждать, что соображения экономии, получаемой от увеличения масштабов производства, требуют, чтобы покупатель владел большей величиной генерирующей мощности, которая необходима для ее эффективной эксплуатации. Это особенно важно, когда несколько генерирующих установок расположены на одной площадке, но для определения размеров этой экономии необходимо получить мнение незаинтересованных экспертов.

1 См. работы (Borenstein, Bushnell and Wolak,2000), (the California Independent System Operator, 2000), (Joscow and Kahn, 2001a, 2001b) и (Wolak, Nordhaus and Shapiro, 2000).

2 Регулируемый контракт не должен определять, какие станции должны вырабатывать электроэнергию. В нем только указано, что новый владелец станции должен обеспечить поставку электроэнергии. Это оказывает необходимое воздействие на рыночную силу без ненужных ограничений на режим работы станций. См. работу (Wolak, 2000), где рассматривается эффективность регулируемых контрактов.

В то же время многие поставщики на рынке владеют электростанциями с небольшой установленной мощностью. Основная часть экономического эффекта от владения несколькими электростанциями может быть получена в случае, когда эти станции работают на различных рынках1.