Глава 1-8
Архитектура рынка
На весь мир можно смотреть как на большой общий рынок, состоящий из различных специальных рынков, на которых общественное богатство покупается и продается. Следовательно, наша задача заключается в том, чтобы открыть законы, которым эти покупки и продажи автоматически подчиняются. С этой целью мы предположим, что рынок является совершенно конкурентным, так же как в теоретической механике мы предполагаем для начала, что машины работают без трения.
Леон Вальрас Элементы чистой политэкономии
1874 г.
Архитектура рынка — это схема, на которой представлены составляющие КОМПОНЕНТЫ РЫНКА (СУБРЫНКИ).
На этой схеме отражена информация о типе каждого субрынка и взаимосвязях между ними1. Рынки, составляющие рынок электроэнергии, включают оптовый спотовый рынок, оптовые форвардные рынки и рынки дополнительных системных услуг. По типу рынок может классифицироваться, например, как двусторонний, частная (закрытая) биржа и пул. Связи между субрынками могут быть неявными (например, ценовыми связями, обусловленными возможностями арбитражных операций), или явными (определяться по правилам, связывающим права, купленные на одном рынке, с деятельностью на другом рынке).
Архитектура рынка должна быть определена до того, как будут написаны правила, но часто архитектурное решение необходимо тестировать во время процесса проектирования рынка, а для этого нужно хотя бы приблизительно задать эти правила. Архитектурный проект должен также учитывать структуру рынка, в которую он должен быть «вписан» и которая может препятствовать нормальному функционированию некоторых архитектурных решений. Архитектурный проект рынка не следует жёстко разбивать на отдельные части, однако полезно рассматривать архитектуру рынка отдельно от правил рынка и ограничений, накладываемых его структурой.
1 Эта глава написана по работам Вильсона (Wilson, 1999), а также Чао и Вильсона (Chao and Wilson, 1999а).
Краткое содержание главы 1-8.
При разработке архитектурного проекта рынка важно определить субрынки, которые в совокупности составляют полный рынок (далее полные рынки и составляющие их субрынки будем часто называть просто рынками). Решение о том, какие субрынки должны войти в полный рынок, является первым шагом в проектировании архитектуры рынка электроэнергии. В разд. 1-8.1 вкратце рассматривается рынок на сутки вперед, рынок реального времени и рынок прав на передачу электроэнергии. Более подробно особенности этих рынков рассмотрены в ч. 3.
Частные (закрытые)2 субрынки могут быть различного типа, начиная с рынков, не имеющих организационной структуры, до высоко централизованных рынков, и у каждого типа такого рынка есть свои преимущества. К сожалению, не существует простого рецепта выбора состава субрынков различного типа, дополняющих друг друга в рамках проекта полного рынка. Руководствуясь представлением о полном рынке и определяя его архитектуру, проектировщик может учесть связи между отдельными рынками и принять решения о выборе необходимого состава субрынков. Архитектурный подход к проекту рынка помогает понять взаимодействие и взаимоотношения между субрынками и тем самым ограничить выбор.
1 В провинции Альберта на относительно маленьком рынке была предпринята попытка избежать противоречия между малой концентрацией производства и соображениями эффективности путем продажи двадцатилетних контрактов на право управления станцией и продажу ее энергии при сохранении оперативного управления и права собственности за электроснабжающей компанией Посмотрим, насколько хорошо это получится.
2 Частные рынки (private markets) — рынки, открытые не для всех участников и работающие по собственным правилам. — Примеч. ред.
Взаимосвязи между субрынками являются основным вопросом при проектировании архитектуры рынка, но теоретически эта область разработана пока недостаточно. Временные и пространственные аспекты, а также проблемы арбитража служат ключевыми моментами в естественно возникающих неявных взаимосвязях. Явные взаимосвязи ограничиваются только богатством воображения проектировщика.
К сожалению, многие из этих взаимосвязей имеют нежелательные побочные эффекты. Тщательный анализ архитектуры рынка служит надежным барьером против неправильно спроектированных взаимосвязей.
1-8.1 Определение состава субрынков.
Архитектура полного рынка включает набор как специально спроектированных, так и естественно складывающихся рынков. Существуют различные точки зрения, какие именно составляющие рынки следует выбирать. Например, при подборе субрынков можно использовать или не использовать централизованный рынок электроэнергии на сутки вперед. Некоторые считают, что из числа специально спроектированных рынков следует использовать только рынки прав на передачу электроэнергии и дополнительных системных услуг.
Помимо специально спроектированных рынков существуют или будут возникать естественным путем и другие рынки. Если такие рынки играют важную роль в функционировании полного рынка, то они также являются частью архитектуры полного рынка.
1-8.2 Типы рынков: от рынков двусторонних контрактов до пулов.
В порядке увеличения степени централизации рынки двусторонних контрактов могут быть отнесены к следующим типам: с самостоятельным поиском партнера («поисковые»), электронные доски объявлений и брокерские рынки, в то время как посреднические рынки могут быть дилерскими рынками, биржами или пулами. Публичные централизованные рынки обычно обладают преимуществами по сравнению с частными рынками, которые в основном имеют децентрализованный характер: меньшие операционные издержки, более быстрое проведение торговых операций, большая прозрачность цены и большие возможности для мониторинга работы рынка. Децентрализованные частные рынки более гибкие, в то время как централизованные частные рынки похожи на аналогичные им публичные рынки.
Биржи электроэнергии принимают заявки только с ценами, которые не превышают рыночную цену. В пулах могут приниматься и некоторые заявки, неприемлемые по ценам. Оплата по принятым заявкам, которые, согласно заявленным в них ценам, привели бы к убыткам участника пула, дополняется компенсационными выплатами. На биржах такие выплаты не производятся. В пулах обычно используются намного более сложные заявки, хотя для проведения биржевых торгов также могут использоваться многокомпонентные заявки.
1-8.3 Взаимосвязи между рынками.
Неявные взаимосвязи чаще всего возникают при появлении возможностей для арбитражных операций. Наиболее важный пример проявления такой взаимосвязи — обусловленное стремлением к арбитражу равенство между ценой форвардного контракта на поставку во время Т и ожидаемой спотовой ценой в это же время. При подборе и организации субрынков можно воспользоваться неявными взаимосвязями между ними, как, например, в случае рынков дополнительных системных услуг, — работа этих рынков упорядочена таким образом, что избыточное предложение услуг на одном из них переходит на другой. Альтернативный подход к проектированию многопродуктовых рынков основан на использовании явных взаимосвязей между субрынками, что иногда помогает увеличить эффективность работы рынка, но усложняет задачу проектирования.
1-8.1 Определение состава субрынков
Термин «рынок» используется по-разному и не имеет строгого определения. Тироль (Tirole, 1997) объясняет, что этот термин не должен быть настолько узким, чтобы относиться только к определенному товару, производимому в определенном месте, как и не должен охватывать всю экономику в целом. Он приходит к выводу, что проблема определения рынка не имеет простого решения. На практике проектировщик рынка должен выбрать определение, соответствующее его проблеме, полагаясь скорее на здравый смысл, чем на теоретические представления.
На понятийном уровне представляется необходимым провести различие, по крайней мере, между двумя видами рынков. С одной стороны, проектировщик должен определиться с внешними границами объекта проектирования, и для объекта, рассматриваемого в этих границах, будет использоваться термин полный рынок. «Рынок электроэнергии» в этой книге понимается именно как полный рынок. С другой стороны, в зависимости от контекста рынок может включать либо только оптовый рынок, либо оптовый и розничный рынки одновременно. В связи с этим возникает необходимость ещё в одной трактовке понятия рынка. Полный рынок, как правило, включает составляющие элементы, которые сами по себе являются рынками. Они называются субрынками (частичными рынками). Различие между полным рынком и субрынками имеет относительный, а не абсолютный характер. В определенном контексте, например, было бы полезно рассматривать рынок дополнительных системных услуг как полный рынок, имеющий свои субрынки, а не как один из субрынков полного рынка.
Полный рынок электроэнергии может включать много или мало субрынков в зависимости от степени вертикальной интеграции или дезинтеграции в электроэнергетической отрасли. Другими словами, промежуточные продукты, применяемые для производства конечных продуктов полного рынка, могут либо производиться и использоваться самим производителем, либо покупаться им на соответствующих субрынках промежуточных продуктов. Первый шаг в определении архитектуры полного рынка заключается в подборе состава субрынков. Это ключевой этап проектирования, требующий тщательного анализа, и он вызывает наибольшие споры. В настоящее время даже в среде самых авторитетных специалистов нет согласия относительно наилучшего состава субрынков, из которых должен конструироваться рынок электроэнергии.
Так же как и для рынка в целом, нет простого решения и для определения субрынка. Если на рынке электроэнергии на сутки вперед формируются две ценовые зоны, в каждой из этих зон электроэнергию будут продавать различные поставщики, и возникнут две разные цены. Ясно, что имеется два продукта: электроэнергия, поставляемая в зоне 1, и электроэнергия, поставляемая в зоне 2. Следует ли рассматривать их как различные субрынки? Это может оказаться удобным, но, когда имеется 500 точек поставки с разными ценами, такой рынок придется рассматривать как один многопродуктовый субрынок.
С другой стороны, рынок на сутки вперед в системе PJM продает электроэнергию и права на передачу электроэнергии. Хотя цены на них тесно связаны, это настолько различные продукты, что их необходимо рассматривать как поставляемые двумя различными, но тесно взаимосвязанными рынками. Надо ли включать рынок прав на передачу электроэнергии в состав субрынков, это отдельный вопрос, который напрямую не связан с вопросом проектирования рынка электроэнергии.
Для формирования полного рынка возможно потребуется спроектировать одни субрынки, в то время как другие субрынки специально проектировать не нужно. Фьючерсный рынок электроэнергии в Пало Верде не проектировался специально как элемент плана реструктуризации в Калифорнии, хотя и является важной частью этого рынка электроэнергии. Как правило, частные рынки не являются заранее запланированными элементами проекта рынка, хотя, если эти рынки централизованные, они являются результатом проектов, осуществляемых в частном порядке. Субрынки, которые конструируются в рамках публичного процесса проектирования, рассматриваемого в данной книге, являются по определению публичными и почти всегда централизованными рынками. Субрынки, которые играют ключевую роль в полном рынке, должны включаться в состав необходимых рынков, даже если они ранее не предусматривались в данном проекте рынка, поскольку такие субрынки являются важным конструкционным элементом архитектуры рынка. Взаимосвязи между проектируемыми и естественно возникающими или уже существующими субрынками критически важны для эффективной работы полного рынка.
Публичный (открытый) субрынок электроэнергии на сутки вперед
Вопрос заключается не в том, входит или не входит рынок электроэнергии на сутки вперед в состав субрынков. Если его не организует системный оператор, то возникнет частный рынок электроэнергии на сутки вперед. Но с точки зрения задачи проектировщика рынка вопрос о том, будет ли работой рынка на сутки вперед управлять системный оператор, критически важен. По этой причине публичный и частный рынки на сутки вперед должны рассматриваться как различные. Но даже если публичный рынок на сутки вперед включается в состав субрынков, все еще остается вопрос, рассматриваемый в разделе 1-8.2, — к какому типу должен принадлежать этот рынок.
Если в состав субрынков не включается централизованный рынок на сутки вперед, то в него, несомненно, должен быть включен децентрализованный рынок, поскольку он возникнет самостоятельно и будет играть важную роль в рамках полного рынка. Даже при наличии централизованного рынка на сутки вперед существует вероятность того, что сформируется и частный рынок двусторонней торговли, и его также необходимо будет предусмотреть в составе субрынков.
Рынок электроэнергии и рынок прав на передачу электроэнергии
Возможно, самый спорный вопрос при определении того, какие субрынки должен включать рынок электроэнергии, это вопрос о том, должен ли системный оператор работать на рынке электроэнергии или на рынке прав на передачу электроэнергии. Одни считают, что системный оператор нужен только для того, чтобы управлять электрической сетью и продавать права на ее использование. Он не должен участвовать в организации процесса купли-продажи электроэнергии и определении цен на нее. При этом централизованный рынок прав на передачу электроэнергии должен быть включен в состав субрынков, а централизованный рынок электроэнергии — исключен. В крайнем варианте предусматривается исключение из состава субрынков не только централизованного рынка электроэнергии на сутки вперед, но и централизованного рынка электроэнергии реального времени.
Другие считают, что такая теоретически возможная архитектура непригодна на практике. По крайней мере, в реальном времени системному оператору необходимо непосредственно покупать и продавать электроэнергию и устанавливать на нее разные цены в различных точках поставки. В состав субрынков должен входить рынок электроэнергии реального времени с локализованными (узловыми) ценами. В крайнем варианте утверждается, что публичные рынки прав на передачу электроэнергии на сутки вперед и в реальном времени не нужны.
Основания для включения субрынка в полный рынок
Обычно полный рынок включает набор тесно взаимосвязанных рынков конечных продуктов и рынков поставщиков промежуточных продуктов. Для рынка электроэнергии рынком конечных продуктов мог бы быть только единый оптовый рынок электроэнергии в определенном регионе. Оптовые рынки включают все форвардные и фьючерсные рынки, а также рынки опционов. Определить, какие публичные рынки должны быть созданы, непросто. Хотя на этот счет нет каких-либо ясных и четких правил, необходимо учитывать несколько возможных критериев:
- Недискриминационный доступ.
- Полнота (торговля продуктом, который не продается никаким другим образом).
- Снижение операционных затрат на торговлю.
- Публично известная цена.
- Прозрачность функционирования.
Недискриминационный доступ может быть гарантирован структурой управления публичного рынка и обычно имеет наибольшее значение для малых потребителей и производителей1. Требование полноты наиболее важно в случае предложения общественных благ, например услуг по обеспечению надежности работы энергосистемы. Этот критерий также можно применять к товарам и услугам естественных монополий, таких, например, как услуга по выбору состава генерирующих агрегатов. Публичные централизованные рынки, такие как биржи, обычно имеют намного меньшие операционные издержки, чем частные децентрализованные рынки, но не обязательно меньшие, чем у частных бирж.
Публично известная цена служит двум различным целям. Во-первых, она является необходимым допущением, на котором основано утверждение об эффективности конкуренции, и весьма полезна для участников рынка при осуществлении эффективных (экономически рациональных) сделок2. Во-вторых, ее можно использовать как справочную цену для других сделок (как регулируемых, так и частных), например при определении условий финансовых фьючерсов. Прозрачность операций важна, когда рыночная сила представляет собой потенциальную проблему, и необходимо отслеживать случаи злоупотребления этой силой.
Публичные рынки обладают недостатками, которые, по-видимому, связаны с отсутствием адекватных стимулов у регулирующих органов. Эти рынки могут предлагать продукты, которые не слишком хорошо спроектированы или ограничены по количеству, или затраты на совершение сделок в них выше необходимых. Подобные недостатки служат аргументом в пользу как повышения качества работы общественных институтов, так и их замены частными институтами.