Щиты постоянного тока предназначены для питания постоянным током устройств:
защиты;
автоматики;
сигнализации;
электромагнитной блокировки;
аварийного освещения;
цепей управления коммутационными аппаратами; инверторов АБП.
Оперативное наименование, состав, принадлежность и размещение ЩПТ приведены в таблице.
Оперативное наименование, состав, принадлежность и размещение ЩПТ
6.5.03. Упрощенная схема ЩПТ ЕЕ05
Щиты постоянного тока состоят из панелей типа ПДЭ, с помощью которых оборудованы две отдельные секции главных шин ( ± ШП) и две системы шинок управления (
Оперативное наименование. | Источник питания. | ВАЗП для поиска "земли" | Принадлежность ЩПТ. | Размещение ЩПТ. |
ЕЕ01 | EQ01 | EQ04 | 1СБ | АЭ609/1 |
ЕЕ02 | EQ05 | EQ08 | НСБ | АЭ609/2 |
ЕЕ03 | EQ09 | EQ12 | ШСБ | АЭ609/3 |
ЕЕ04 | EQ13 | Нет | УВС | АЭ739 (АЭ740/2) |
ЕЕ05 | EQ14 | EQ17 (18) | Общеблочная | ЭЭЗ03 (ЭЭ306/2) |
ЕЕ09 | EQ18(19) (УП13) | Нет | СУЗ | АЭ733 |
Две секции главных шин объединены между собой с помощью секционного рубильника типа РП-5-1000.
Первая система шинок ± 1ШУ запитана через рубильник типа Р-24УЗ от первой секции главных шин ± ШП. Вторая система шинок ± 2ШУ запитана через рубильник от второй секции главных шин ± ШП.
Первая и вторая системы шин ± ШУ разделены на четыре секции через рубильники соответственно СР-1 и СР-2. Первая система шинок ± 1ШУ - на I и II секции, вторая система шинок ± 2ШУ - на III и IV секции. Связь между секциями систем шинок ± 1ШУ и ± 2ШУ осуществляется через шиносоединительные рубильники типа PLU-22 ШСР-1 и LUCP-2.
Нормально все присоединения ШУ запитываются ключами от ICLU ШУ.
Аккумуляторные батареи подключены к I - й секции главных шин через рубильник типа РОШ-5-1000 и два автомата, типа А37УЗ на 630А, включенных параллельно.
К первым секциям главных шин подключены выпрямители АБП-1500 через рубильник (на общеблочном ЩПТ - трехпозиционный) и два автомата, включенных параллельно. В нормальном режиме выпрямитель подзаряжает АБ и питает два инвертора, подключенных к главным шинам через один общий рубильник и индивидуальные автоматы.
К вторым секциям главных шин через рубильник типа Р-24 и автомат А3793 подключены выпрямительные агрегаты типа ΒΑ3Π-380/260, предназначенные для поиска "земли" в сети постоянного тока.
Для контроля за работой АБ и сети постоянного тока на ЩПТустановлен амперметры и вольтметры (ввода АБ, выпрямителя, инвертора, ВАЗП).
Нормальная схема ЩПТ ЕЕ05:
Секционный рубильник (СР) между I и II секциями главных шин - включен .
Вводные рубильники I и II СШ ШУ - включены.
Секционные рубильники (СР-1, СР-2) I и II СШ ШУ - включены. Шиносоединительные рубильники (ШСР-1, ШСР-2) между I и ПСШ ШУ - отключены. Рубильник ВАЗП для поиска "земли" - включен, автомат ВАЗП - отключен. Сам ВАЗП включен в работу на XX.
ЕЕ01-ЕЕ03:
Секционный рубильник (СР) главных шин ШП - включен. Вводные рубильники I и II СШ ШУ - включены.
Шиносоединительный рубильник (ШР) I и II СШ ШУ - отключен.
Рубильник ВАЗП для поиска "земли" - откл., автомат ВАЗП - вкл., ВАЗП на XX.
Между ЕЕ05 и ЕЕ04 имеется линия взаиморезервирования, которая вводится в работу при выводе АБ на любом из ЩПТ. Нормально линия находится в отключенном положении.
Присоединения ЩПТ относятся к потребителям I группы надежного питания, требующие бесперебойного питания при любом режиме работы блока.
Присоединения подключены к шинам ЩПТ через предохранители (типа ПН-2 или ΗΠН2-60) и пакетные выключатели (типа ПВ-2, ПВ-3 двух или трехпозиционные) или через предохранители и переключатели (типа ПМОФ), переводящие питание потребителей с одной системы шин на другую без перерыва питания.
При перегорании предохранителя его замену необходимо проводить со снятием напряжения. В цепях ШУ предохранители можно менять под напряжением и под нагрузкой.
При замене предохранителей необходимо пользоваться специальной рукояткой или изолирующими клещами. Допускается пользоваться диэлектрическими перчатками с одеванием защитных очков.
Щиты постоянного тока оснащены:
устройством контроля напряжения (УКН),
устройством контроля изоляции (УКИ),
устройством мигающего света (УМС), устройством контроля тока подзаряда АБ (заряд, разряд).
Устройство контроля напряжения
Устройство контроля напряжения предназначено для контроля величины напряжения на шинах ЩПТ.
Устройство подключено к главным шинам ЩПТ через два предохранителя и состоит из двух реле типа PH-74, PH-73 (реле минимального и реле максимального напряжения) (рис. 6.5.04.).
При нормальном напряжении на шинах ЩПТ реле минимального напряжения KV1 подтянуто, а реле максимального напряжения KV2 отпавшее. Контакты обоих реле в цепях сигнализации разомкнуты.
При снижении напряжения на шинах ЩПТ до величины уставки, реле KV1 отпадает и своим нормально замкнутым контактом замыкает цепь сигнализации. На БЩУ проходит сигнал: "Неисправность ЩПТ".
6.5.04. Схема контроля напряжения на ЩПТ
При повышении напряжения на шинах ЩПТ до величины уставки, срабатывает реле KV2 и своим нормально-разомкнутым контактом замыкает цепь сигнализации. На БЩУ проходит сигнал: "Неисправность ЩПТ".
Уставки, при достижении которых срабатывает устройство контроля напряжения на ЩПТ ЕЕ01-ЕЕ05, равны соответственно:
Umin=205B
Umax=242B
На ЩПТ установлено два комплекта УКН, подключенных к I и II секциям главных шин (на ЩПТ УВС установлен один комплект).
Устройство контроля изоляции
Устройство контроля изоляции предназначено для замера величины сопротивления изоляции полюсов ЩПТ относительно "земли", при условии наличия напряжения на шинах ЩПТ. Устройство также выдает сигнал при снижении величины сопротивления изоляции ниже заданной уставки (20 кОм).
![]() | Главные шины |
Предохранители | |
Переключатель пит. цепей контроля изоляции | |
Переключатель вольтметра | |
Реле контроля предохранителей | |
Реле времени | |
Выходное пром. реле | |
Реле указательное | |
Лампа сигнальная "Блинкер не поднят" | |
Переключатель и потенциометр | |
Ключ выбора режима и реле замыкания полюса на "землю" | |
Шинки и авт-т в щитке освещения | |
Лампа: "Земля на ЩПТ" | |
Лампа: "Неиспр. сх. контроля изоляции" | |
Табло в КРУ-6 кВ; "Земля на ЩПТ" |
6.5.05. Схема контроля изоляции ЩПТ
переключатели:
SAH1 - переключатель питания цепей контроля изоляции (подключает УКИ к I и II секции главных шин ЩПТ);
SASG1 - переключатель вольтметра для замера напряжения положительного или отрицательного полюса главных шин ЩПТ относительно "земли", а также напряжения между полюсами ЩПТ;
SASG2 - переключатель потенциометра (после реконструкции схемы УКИ используется как рубильник);
SB - ключ выбора режима работы УКИ (измерения, работа, проверка)
вольтметр - для визуального контроля за напряжением между полюсами ЩПТ, а также напряжением каждого полюса относительно "земли"; потенциометр RP1, являющийся делителем напряжения;
реле и сигнальные лампы.
В нейтральном положении ключа SASG1 вольтметр показывает напряжение между полюсами. При переводе ключа SASG1 в положение "+" и вольтметр будет показывать напряжение соответственно между положительным полюсом ЩПТ и "землей" и отрицательным полюсом ЩПТ и "землей".
Нормальное положение ключа SASG2 - среднее, операции с ним производить не требуется .
Нормальное положение ключа выбора режима SB - "Работа".
В этом положении через контакты ключа SB и катушку реле замыкания полюса на "землю" KHG1, к центральной точке делителя напряжения, выполненного на базе потенциометра RP1, подключается "земля".
При снижении сопротивления изоляции любого из полюсов ЩПТ через катушку реле KHG1 потечет ток и на ее выводах появится разность потенциалов. При снижении сопротивления изоляции до 20 кОм напряжение приложенное к катушке реле KHG1 приведет к его срабатыванию.
Своим контактом реле KHG1 замкнет цепь катушки реле времени КТ1. Реле КТ1 с выдержкой времени запустит выходное (KL1) и указательное (КН1) реле. На ЩПТ загорится табло: "Земля на ЩПТ". На ячейке TH КРУ-6 кВ загорится табло "Земля на ЩПТ". На БЩУ загорится табло "Земля на в сети = I".
При обходе ЩПТ оперативный персонал оценивает качество изоляции сети постоянного тока, переводя ключ SB в положение "Измерение".
При этом своими контактами ключ SB разрывает связь "земли" с нулевой точкой потенциометра RP1, а над ключом загорается сигнальная лампа HLA2". После этого при переводе ключа SASG1 в положение "+" и вольтметр уже не может замерить падение напряжения на сопротивлениях плеч потенциометра RP1.
Вольтметр в этом случае меряет падение напряжения на сопротивление изоляции полюсов сети относительно "земли". Если R полюсов высокое и, следовательно, токи утечки на "землю" низкие, то стрелка вольтметра должна упасть на ноль при обоих ("+" и "-") положениях ключа SASG1.
Для проверки работоспособности схемы контроля изоляции ключ SB переводится в положение "Проверка". При этом своими контактами ключ SB шунтирует одно сопротивление делителя напряжения, в результате чего к катушке реле замыкания на "землю" (KHG1) прикладывается напряжение положительного полюса ЩПТ относительно земли.
При работоспособной схеме контроля изоляции, реле KHG1 срабатывает и проходит сигнализация.
Устройство мигающего света (УМС)
УМС - предназначено для сигнализации несанкционированного отключения выключателей ЩПТ, выключателей типа "Электрон" КРУ-0,4 кВ.
6.5.06. Устройство мигающего света
На ЩПТ установлено два комплекта УМС, подключенных к I и ПСШ ШУ (на ЩПТ УВС установлен один комплект).
Комплект УМС включает в себя (рис. 6.5.06.):
два реле KL1 и KL2 - составляющие пульс-пару; сигнальную лампу HLW;
кнопку опробования работоспособности схемы SB; сопротивления;
предохранители.
При нормальном положении выключателей ЩПТ, реле KL1, KL2 находятся в отпавшем положении, сигнальные лампы выключателей ЩПТ не мигают.
При несанкционированном отключении выключателя ЩПТ на шинке (+) ЕР появляется , в результате чего срабатывает схема УМС.
Начинает мигать зеленая сигнальная лампа, отключившегося выключателя, и слышны щелчки срабатывающих и отпадающих реле KL1, KL2.
Для проверки работоспособности схемы УМС необходимо нажать кнопку на панели ЩПТ.
При замыкании контактов кнопки SB, ЩПТ подается на шинку (+) ЕР и катушку реле KL1. Реле подтягивается и без выдержки времени замыкает свои контакты. Своими контактами 1-2 катушка реле KL1 шунтируется и "+" подается на сигнальную лампу HLW которая загорается.
Контактами 3-4 реле KL1 замыкает цепь катушки реле KL2, которое подтягивается и размыкает цепь катушки KL1. Контакты реле KL1 начинают размыкаться с выдержкой времени. После размыкания контактов реле KL1:
погасает лампа HLW; размыкается цепь катушки реле KL2.
Нормально замкнутые контакты 1-2 реле KL2, в цепи катушки реле KL1, с выдержкой времени замыкаются, реле KL1 подтягивается и цикл работы схемы повторяется.
Таким образом, при нажатии на кнопку SB и работоспособности схемы УМС, мигает сигнальная лампа и слышны щелчки реле KL1, KL2.