Содержание материала

Инциденты, происходившие при эксплуатации резервных дизель- электрических станций типа АСД-5600

При опробовании ЗДГ-1 Запорожской АЭС (январь 1989 г.) на холостой ход он автоматически останавливался после выхода на холостой ход. При повторном пуске зафиксировано скачкообразное возрастание тока возбуждения генератора до 25 ампер и последующее уменьшение до нуля. Это признаки пробоя диодов блока вращающихся диодов. Проверка диодов на ток утечки выявила два "пробитых" диода. Ремонт занял 8 часов.

17 января 1989 г. при опробовании 4ДГ-3 Запорожской АЭС он набирал номинальное напряжение за 23 секунды при норме не более 15 секунд. Выявлена неисправность резервного регулятора напряжения, влиявшего на рабочий регулятор.

При опробовании 08.06.89 ДГ блока № 1 Хмельницкой АЭС он отключился, при этом зафиксировано повышение напряжения до 7,5 кВ (вместо 6 кВ), произошел пробой изоляции между проводниками варметра.
Это признаки превышения скорости вращения. При повторном пуске зафиксирован по тахометру заброс скорости на 140 об/мин выше номинала (900 об/мин). При разборке электропневмоклапана управляющего воздуха "пневмоупора" обнаружена непроходимость воздушной трубки. После ремонта дизеля не были опробованы в полном объеме защиты.

При опробовании работоспособности механизмов 1СБ энергоблока № 1 Хмельницкой АЭС (09.04.90) по программе, согласно заданному алгоритму, прошел запуск и разворот ДГ-1. Однако, подключение на секцию BV не произошло. ДГ-1 отключился согласно программе нормальной остановки.
При осмотре оборудования обнаружено подгорание контактов реле KBS-1 в цепи включения выключателя. Подгорание контактов возникло в результате механических заеданий выключателя. В этом случае контакты KBS-1 вынуждены разрывать дугу, вызванную коммутацией тока цепи соленоида включения выключателя.
Требовалось соблюдение периодичности ТО на оборудовании РДЭС согласно "Руководству по ТО РДЭС...".

На энергоблоке № 1 Южно-Украинской АЭС проводилась плановая проверка автоматики ступенчатого пуска 1СБ (04.04.90). Проверка прошла успешно, и ДГ-1 остался в работе под нагрузкой. Через 7 минут действием МЗТ (максимальной токовой защиты) отключился ДГ-1.
Причина: повреждение одного из трех силовых кабелей ДГ-1 (марки ААШВ 3x240) в результате механического разрушения покрытия кабельного канала. Перекрытие было нарушено из-за передвижения автотранспорта по непроезжей части территории АЭС. Виновник - руководящий персонал ЭЦ, который не принял достаточных мер по охране кабельной трассы от разрушения.

При опробовании 1ДГ-1 Балаковской АЭС 09.04.86 обнаружено, что аккумуляторная батарея 18НКГ-10Д разряжена до 14 В. После заряда АБ до 24 В она установлена на 1ДГ-2. Номинальная емкость АБ равна 8 А-Ч.
13.04.86 при обесточивании секции надежного питания 1BV произошел запуск дизель-генератора, но подключения на секцию BV не произошло. Проверка показала, что потеряна емкость аккумуляторной батареи, снижение напряжения на АБ до 3-4 В при развороте дизеля привело к отказу реле, дающего импульс на включение выключателя 6 кВ ДГ (у реле КТ-2 напряжение срабатывания 16 В). После заряда АБ ДГ опробован без замечаний.
Аналогичные случаи имели место 19.08.88 на 1ДГ-1, 01.04.88 на 2ДГ-3. Причиной разряда батареи явился вывод в ремонт распределительного устройства системы безопасности, в результате чего отключается схема подзаряда АБ. В этом случае батарея разряжается током 2,5 А. При выводе в ремонт системы безопасности необходимо отключать АБ соответствующего ДГ от потребителей и ставить на подзаряд.
Была введена сигнализация по разряду АБ в шкафу ШУД. При потере переменного напряжения питания выпрямителя, цепей управления и разряда АБ до 19 В выпадает сигнал "Разряд батарей, нет подзаряда" на шкафу ШУД.
13.04.91 при обесточивании секции 1ВХ блока № 1 Балаковской АЭС произошло включение генераторного выключателя и отказ запуска дизель-генератора с прохождением сигнала "Земля на ЩПТ". При проверке была обнаружена "земля" в цепях управления генераторным выключателем и вторая "земля" в сети аварийного освещения. При отключении секционных выключателей СБ создалась ложная цепь на включение выключателя ДГ-3 и запрет запуска дизель-генератора.
08.01.87 на Балаковской АЭС из-за попадания воды на шины секции 1BV, в результате конденсации влаги в помещении АЭ609, произошло отключение секции 1BV и запуск 1ДГ-1. Через одну минуту после подключения дизель-генератора к секции произошло его отключение от действия максимальной токовой защитой.
Увлажнение воздуха в помещении произошло из-за подсоса влаги в приточной камере вентсистемы IUV41D01(02) из помещения вентцентра, куда она поступает с паром из соседнего помещения А-820 (помещение главных паропроводов).
В связи с низкой температурой наружного воздуха (-20 градусов С) и холодной наружной стеной помещения АЭ609, произошла конденсация влаги на потолке с попаданием на ячейку выключателя 1ДГ-1.
Необходимо обеспечивать нормальный тепловой режим в помещениях СБ.
07.08.88 на Балаковской АЭС при обесточивании секции 2BV дизель 2ДГ-1 развернулся, включился на секцию и отключился. При этом на щите 2ДГ-1 выпали блинкле- ры: "Нет оперативного питания ШСН-1,2", "Нет подзаряда", "Нет выпрямленного напряжения". После нажатия кнопки на ШУГ "Разблокировка" 2ДГ-1 запустился, включился на секцию ПСП прошла без замечаний.
Проверки цепей ЦТАИ, ЭЦ и мех. части ДГ выявили, что причиной отказов 2ДГ-1, произошедших 01 и 07 апреля 1988 года, явился дефект выключателя дизеля ВЭС-6 - старение и износ пружин защелки механизма свободного расцепления. Выключатель 2ДГ-1 был заменен, успешно опробован.
23.01.91 при испытаниях по графику ДГ-3 энергоблока № 1 Запорожской АЭС выключатель ДГ-3 отключился через 1 секунду после включения на секцию, дизель остановлен.
По решению комиссии, расследовавшей отказ выключателя, он был заменен резервным выключателем в соответствии с инструкцией по эксплуатации КРУ 6/0,4 кВ. Выбор одного из трех резервных выключателей был рекомендован мастером ЭЦ.
При подаче оперативного тока на выключатель ДГ-3 он самопроизвольно включился на секцию с рабочим напряжением, на статор неподвижного ДГ подано напряжение. Отключились действием "максимальной токовой защиты" ввода на ВХ01А и ВС03А, а выключатель ДГ-3 (ВХ02А) был отключен СДЭМом. Через 7 минут разобрана схема на ВХ02А и секция надежного питания запитана по нормальной схеме.
Проверены поочередно испытания механизмов 1 и 2 СБ по "обесточиванию". При попытке опробования ДГ-3 на холостой ход из возбудителя пошел дым. Через сутки персонал ЭЦ завершил ремонт возбудителя, но при подготовке ДГ-3 к пуску обнаружена неправильность сборки возбудителя ДГ-3. НСБ запросил останов энергоблока в соответствии с ТРВ-1000. Энергоблок 1 был разгружен и переведен в холодное состояние, а через двое суток ремонт ДГ-3 окончен. После его испытаний энергоблок пущен.
Причиной самопроизвольного включения выключателя ДГ-3 и повреждения возбудителя большим током явилась ошибочная рекомендация мастера ЭЦ, указавшего на резервный выключатель, предназначенный для коммутации трансформаторных присоединений.

На работающем энергоблоке № 3 Запорожской АЭС 1 февраля 1995 года проводилось опробование 1 канала СБ обесточиванием. Произошел успешный пуск ДГ-1, подключение его к секции BV. Во время подключения механизмов 4 ступени произошло обесточивание секции BV с отключением выключателя ДГ, отключением механизмов СБ от секции и снижением частоты вращения ДГ. Затем последовал повторный запуск ДГ-1, подключение к секции механизмов СБ 1-3 ступеней и обесточивание секции, и далее следовали двукратные запуски ДГ с последующими обесточиваниями секции.
При ремонте установлено прохождение ложного сигнала об отключенном положении выключателя ДГ-1 на секцию BV. Через 1,5 часа поисков обнаружена кольцевая трещина на заводской пайке контакта промежуточного реле фиксации положения выключателя ДГ-1. После ремонта пайки опробование ДГ прошло без замечаний.

Согласно графику на энергоблоке № 4 Запорожской АЭС 23 февраля 1995 года проводилось опробование 3 канала СБ обесточиванием. После обесточивания секции ВХ ДГ-3 не "вышел" на секцию. Выключатель дизель-генератора ВХ02 включился и сразу отключился. Напряжение на секцию ВХ подано с КУ БЩУ от секции нормальной эксплуатации ВС.
Согласно регламента после опробования СБ-1,2 выведена в ремонт 3-я СБ. По результатам проверки непосредственной причиной ложного отключения выключателя ДГ ВХ-02 после включения явилось формирование ложной команды "отключить" тиристорным оптроном блока ключей логических (БКЛ).

15 августа 1999 года во время обесточивания собственных нужд (СН) блока N2 Калининской АЭС при запуске дизель-генераторов произошло отключение дизеля 2GX защитой от разгона с выпадением на ШУД сигналов "разнос", "нет пуска", "валоповорот и стоп-устройство", "нет выпрямленного напряжения", "нет подзаряда".
Комиссия, расследовавшая нарушение, пришла к выводу что причиной отказа послужила неправильная настройка времени работы пневмоупора, которая не обеспечивала должным образом ограничение разгона ДГ при его пуске, в результате чего обороты ДГ достигали значения Ш-й уставки реле скорости и отключали ДГ срабатыванием защиты от разноса.

21 февраля 2001 года в при проверке программы ступенчатого пуска ЗСБ блока N3 Запорожской АЭС включение ДГ-3 и прохождение ступеней - без замечаний. Однако примерно через 10 минут работы ДГ-3 произошло полное обесточивание секции ВХ по причине потери возбуждения на ДГ-3.
При осмотре оборудования системы возбуждения и защит ДГ-3 отмечено: на шкафу управления генератором ДГ-3 сигналы отсутствуют; на блоке индикации системы возбуждения БИРД горит сигнал "Развозбуждение".
После проверки ПСП 1 и 2СБ выведена в ремонт 3СБ. Был произведен пробный пуск ДГ-3 на холостом ходу с целью определения причины развозбуждения. Во время разворота ДГ-3 появился ток в обмотке возбуждения возбудителя на время около 1 сек, и вновь прошла команда на развозбуждение.
Причина такого режима - работа блока защиты и сигнализации (БЗС), который срабатывает при пробое полупроводниковых вентилей блока вращающихся диодов (БВД). Открытие возбудителя и разборка БВД подтвердили причину развозбуждения: обнаружены два пробитых диода Д2 и Д4 БДВ.