Содержание материала

Устройство УКБВ-1000 предназначено для автоматического эксплуатационного контроля состояния роторных диодов и предохранителей вращающегося выпрямителя с целью предотвращения повреждения его при перегрузках.

Состав УКБВ-1000

Устройство УКБВ состоит из:
двух датчиков тока ротора, установленных над токоведущими шпильками возбудителя;
датчика отметки периода вращения, установленного над зубчаткой на конце вала ТГ со стороны измерительных колец;
двух комплектов (рабочего и дублирующего) электронных устройств УКБВ- 1000, установленных на панели А4 РЩБ.
Излучатели (токовые шпильки) включены в фазные цепи сопряженных анодных и катодных ветвей выпрямительного моста возбудителя (рис. 5.2.11.). Излучатели закреплены между дисками ротора возбудителя и распределены равномерным шагом по круговой образующей. Они размещены на ней по направлению, обратному направлению вращения ротора, в порядке, который соответствует обратному порядку следования фаз (С1, С3, С2), относительно прямого следования фаз (C1, С2, С3) трехфазного источника питания мостового выпрямителя.

5.2.11. Схема расположения излучателей и токовых датчиков УКБВ-1000

DT1-DT2 - датчики тока ротора бс2-1с1 - токоведущие шпильки
В соответствии с формулой:

где:
п - частота вращения ротора возбудителя;
Р - число пар полюсов возбудителя;
f - частота напряжения на выходе возбудителя.
Исходя из того, что скорость вращения генератора п=1500 об/мин, Рвозб=6, частота питающего синхронного напряжения на выходе возбудителя равна 150 Гц. Это соответствует шестикратной частоте вращения ТГ.
Временные интервалы проводимости ветвей, во время которых через излучатели может протекать ток анодного направления и, соответственно, ток катодного направления жестко связаны с положением ротора возбудителя (рис. 5.2.12.).

5.2.12. Схема контроля проводимости ветвей вращающегося выпрямителя

Интервалы проводимости ветвей и, тем самым, излучателей, в течение которых фаза питающего выпрямитель напряжения измениться на 120 электрических градусов соответствуют повороту ротора на величину базовой протяженности контрольной зоны, которая равна 20 геометрическим градусам или 1/18 оборота ротора или углу поворота ротора на два шага сетки размещения излучателей.
При повреждении ветви, происходящем при пробое вентиля и перегорании предохранителя, проводимость соответствующей ветви (анодной или катодной) нарушается. Ток в излучателе этой ветви, при прохождении излучателем соответствующей контрольной зоны, рассматриваемой неподвижно относительно статора возбудителя, будет отсутствовать.
Токи излучателей, которые могут протекать через них, при перемещении каждого излучателя последовательно в двух соседних контрольных зонах имеют противоположные направления (анодное и катодное). Этими токами полностью определяется наличие или отсутствие проводимости 36 анодных и 36 катодных ветвей выпрямительного моста возбудителя.