6-4. Экономическое обоснование проектов модернизации оборудования
В связи с интенсивным развитием техники ранее выпущенное оборудование быстро устаревает. Поэтому наряду с изготовлением новейших типов нужно заниматься модернизацией существующего оборудования.
Модернизация металлорежущих станков позволяет увеличить мощность и скорость вращения главного привода, а также усовершенствовать подачу. В некоторых случаях, однако, работа по модернизации этим ограничивается. Вопросы же автоматизации управления и механизации трудоемких вспомогательных операций в должной степени не решаются. Между тем, производительность действующего оборудования нужно повышать при его модернизации не только путем увеличения рабочих скоростей и мощности приводных электродвигателей, но и посредством автоматизации управления и механизации трудоемких вспомогательных операций. Для этого при модернизации нужно оснащать станки устройствами и механизмами ускоренного подвода и отвода инструмента, автоматической остановки и выключения подач, устройствами для автоматического получения заданных размеров деталей и др.
В ряде случаев в процессе модернизации появляется возможность приспособить устаревшее оборудование для обработки деталей одного типа. Это позволяет уменьшить затраты на модернизацию и облегчает в то же время автоматизацию оборудования.
В каких случаях надо производить модернизацию действующей техники? Что следует принять в качестве критерия для оценки экономической эффективности модернизации оборудования? Обычно модернизация производится при осуществлении очередного капитального ремонта оборудования. При этом возникает необходимость в сопоставлении затрат по трем вариантам (табл. 6-8).
Таблица 6-8
Показатели по сравниваемым вариантам
Во многих случаях наблюдаются следующие соотношения между показателями по рассматриваемым вариантам:
Анализ показателей целесообразно вести в следующем порядке. Вначале определяется экономическая эффективность модернизации старой техники по сравнению с ее ремонтом.
Особенно высокой обычно бывает экономическая эффективность модернизации оборудования, ставшего «узким» местом и ограничивающего выпуск целого комплекса машин.