Содержание материала

Серьезное внимание при выборе конструкции электроизделия должно быть уделено облегчению наблюдения за его работой в процессе эксплуатации.


Рис. 5-7. Примеры различного доступа к деталям радиоэлектронного устройства в зависимости от их расположения на шасси: а — неудовлетворительный; б — улучшенный; в — оптимальный.

На рис. 5-7 показаны различные примеры доступа к деталям радиоэлектронного устройства в зависимости от их расположения на шасси.


Рис. 5-8. Легко разбираемая конструкция направляющего подшипника гидрогенератора.
В качестве другого примера на рис. 5-8 приведена новая конструкция направляющего подшипника гидрогенератора, 1 весьма удобная в эксплуатации. Для разборки этого подшипника нужно лишь поднять крышку 1 и, сняв поддерживающие кронштейны 2, извлечь сегменты подшипника 3.
На рис. 5-9, а показана ручка радиоприемника, крепление которой осуществляется винтом без головки. В условиях эксплуатации эту ручку приходилось часто закреплять, причем прилагаемые усилия были настолько велики, что шлиц винта срывался.
На рис. 5-9, б изображена ручка приемника, у которой винт усилен головкой со шлицем; выход винта из строя из-за срыва шлицов прекратился.
Если аппаратура состоит из ряда отдельных легко заменяемых блоков (рис. 5-10) и имеет свои контрольные приборы, то неисправный блок может быть снят и быстро заменен запасным.

Рис. 5-9. Два варианта конструкции ручки радиоприемника с различным оформлением ее крепления: а — винтом без головки; б — винтом, усиленным головкой со шлицом.

Важное значение имеет исследование связей между машиной и управляющим ею человеком. Практическая реализация результатов этих исследований заключается в улучшении удобства обслуживания, лучшем обзоре измерительных приборов и т. п. Нужно анализировать опыт работы на аналогичных машинах и установках, осуществлять анализ движений при обслуживании машины, а в случае надобности производить техническую киносъемку.
конструкция электронно-лампового аппарата
Рис. 5-10. Блочная конструкция электронно-лампового аппарата.

Нарушения нормальной эксплуатации оборудования по вине рабочего могут в некоторых случаях явиться результатом трудности запоминания чрезмерно сложной системы управления и необходимости сосредоточения внимания на многих беспорядочно расположенных приборах наблюдения за работой машины. В других случаях эти нарушения могут явиться следствием невозможности быстрого определения или опознания нужного из многих показателей для своевременного выполнения правильного действия управления машиной; неправильного зрительного восприятия значений отсчетов на недостаточно точных шкалах и лимбах.
Несогласованность направления движении органов управления (например, направление движения рукояток против часовой стрелки) может также служить источником нарушений нормальной эксплуатации.
При анализе конструкции оборудования с точки зрения техники безопасности необходимо выяснить: какова степень опасности при работе на машине; как расположена машина относительно иного оборудования; следует ли создать ограждение на машине только для защиты данного рабочего или же и для других рабочих и машин; можно ли машину безопасно смазывать и налаживать; не надо ли применить дополнительное освещение или выделить специальной окраской опасные места; как подается в машину заготовка, как снимается готовая деталь, как убираются отходы; в какой одежде работает рабочий, каково положение его тела при работе; какова степень чистоты и освещенности рабочего места.
Все детали машин, представляющие опасность, должны закрываться или, по возможности, устраняться. Рычаги и кнопки управления должны размещаться в безопасных и легкодоступных местах. При возникновении опасности механизмы должны автоматически отключаться. Вся конструкция в целом должна снижать утомляемость рабочего.
Безопасность при уходе за станками достигается предохранительной блокировкой, устройствами централизованной смазки, легкодоступными регуляторами. Пусковые и выключающие кнопки должны быть не только различного цвета, но и отличаться по месту расположения: выключающая кнопка должна иметь грибовидную форму и находиться на наиболее доступной поверхности, а пусковую необходимо углубить во избежание ее случайного нажатия.
Автоматизация является наилучшим средством повышения безопасности производства. Около 25% производственных травм приходится на операции подачи материалов и деталей. Поэтому важна механизация и автоматизация этих операций. Надо иметь в виду, что при автоматизации производства возникают новые проблемы техники безопасности: необходимость предотвращения несчастных случаев в местах отсутствия постоянного персонала; блокировка включения оборудования с гарантией безопасности; обеспечение инструктажа рабочих ремонтной службы на автоматизированных участках.
Обстановка, окружающая рабочего, обслуживающего ту или иную технику, должна учитывать определенные требования. На ощущения рабочего, а следовательно, и на производительность его труда влияют температура и влажность воздуха, его перемещение, а в некоторых случаях и различные другие факторы.
Организм рабочего испытывает различные виды нагрузки и напряжения, зависящие от условий, в которых совершается данная работа (шум, температура, загазованность, запыленность, работа на высоте или под землей, неудобное положение тела и т. п.).
Недостаточная освещенность утомляет зрение, снижает производительность труда, приводит к увеличению количества несчастных случаев на производстве и росту брака. Установлено, что производственный шум, уровень которого превышает 90 дб, вызывает нервное раздражение работающих, ведет к потере слуха, утомляемости, снижению производительности, учащению несчастных случаев.
Уменьшение шумов может быть достигнуто: исключением источника шумов; предотвращением распространения шумов; устранением или видоизменением поверхностей, возбуждающих шум; поглощением шумов. Для уменьшения уровня шумов производится замена изношенных частей оборудования и его модернизация, применяются антивибрационные устройства, улучшается уход за оборудованием (своевременная смазка, затяжка креплений); в других случаях источники шума изолируются.
В последние годы резко повысились требования к внешнему оформлению техники. Родилась специальная область промышленной эстетики, в задачи которой входит выбор форм и расцветки изделий с целью улучшения их сбыта и воспитания вкуса у потребителей. Это касается как товаров народного потребления, так и средств производства. Современная внешняя форма с рациональным расположением элементов управления, а также подбор цветов окраски должны способствовать минимальному утомлению рабочих, повышению производительности их труда. Специалисты по оформлению (инженеры-оформители) работают в тесной связи с конструкторами нового электрооборудования, разрабатывая макеты его внешнего оформления, в наибольшей мере соответствующие назначению и характеру работы. В качестве подобных примеров можно привести внешнее оформление кузовов мощных тепловозов, электровозов, пультов и шкафов управления с электронным оборудованием, панелей для управления ядерными реакторами и др.