Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Обмотчик электрических машин

Пропитка обмоток лаками с растворителями - Обмотчик электрических машин

Оглавление
Обмотчик электрических машин
Классификация и основные элементы
Потери и кпд электрических машин
Особенности электрических машин различных типов
Требования к изоляции
Изоляционные материалы
Обмоточные провода
Методы изолирования токопроводящих частей электрических машин
Виды и конструкция изоляции обмоток
Виды обмоток
Основные элементы и обозначения обмоток машин переменного тока
Способы изображения схем обмоток
Схемы трехфазных однослойных обмоток статоров
Схемы трехфазных двухслойных обмоток статоров
Соединение обмоток статоров в несколько параллельных ветвей
Обмотки статоров с дробным числом пазов на полюс и фазу
Схемы обмоток статоров многоскоростных двигателей
Особенности схем обмоток одно- и двухфазных двигателей
Намотка катушек из круглого провода
Укладка однослойных обмоток статоров из круглого провода
Укладка двухслойных обмоток статоров из круглого провода
Механизация изготовления и укладки обмоток статоров из круглого провода
Обмотки статоров для механизированной укладки
Механизированная намотка статоров совмещенным методом
Заклинивание пазов обмоток статоров
Механизированная намотка статоров раздельным методом
Формовка и бандажирование лобовых частей обмотки статоров
Комплексная механизация намотки статоров
Изготовление катушек из прямоугольного провода
Укладка обмоток статоров в полуоткрытые пазы
Укладка обмоток статоров в открытые пазы
Крепление обмоток статоров из прямоугольного провода
Изготовление стержневых обмоток статоров машин переменного тока
Особенности укладки обмоток статоров крупных электрических машин
Схемы обмоток фазных роторов
Обмотки фазных роторов с дробным числом пазов на полюс и фазу
Таблицы положений стержней в волновых обмотках роторов
Технология изготовления стержней волновых обмоток фазных роторов асинхронных двигателей
Технология укладки стержневой обмотки ротора
Короткозамкнутые роторы
Основные элементы и обозначения обмоток якорей машин постоянного тока
Простые петлевые обмотки машин постоянного тока
Уравнительные соединения машин постоянного тока первого рода
Простые волновые обмотки машин постоянного тока
Несимметричные волновые обмотки машин постоянного тока
Сложные петлевые и волновые обмотки машин постоянного тока
Уравнительные соединения машин постоянного тока второго рода
Комбинированные обмотки машин постоянного тока
Изготовление катушек якоря из круглого провода
Изготовление катушек якоря из прямоугольного провода
Особенности изготовления одновитковых обмоток якоря
Подготовка якоря к укладке обмотки якоря
Укладка обмотки якоря
Конструкция и типы коллекторов
Пайка коллекторов
Крепление обмоток якорей и роторов
Намотка проволочных бандажей
Бандажи из стеклоленты
Отделка якоря
Крепление обмоток роторов турбогенератора
Виды полюсных катушек обмоток возбуждения
Катушки обмоток возбуждения из изолированного провода
Катушки обмоток возбуждения из неизолированной шинной меди, намотанной плашмя
Катушки обмоток возбуждения из шинной меди, намотанной на ребро
Особенности изготовления катушек возбуждения крупных синхронных гидрогенераторов
Пропиточные составы и методы пропитки обмоток
Сушка обмоток
Пропитка обмоток лаками с растворителями
Пропитка обмоток лаками без растворителей
Пропитка обмоток в компаундах
Контроль и испытания обмоток
Измерение сопротивления обмоток
Измерение сопротивления изоляции обмоток
Контроль обмоток, уложенных в пазы
Проверка правильности маркировки выводных концов фаз обмотки статора
Испытание электрической прочности изоляции обмоток
Испытание междувитковой изоляции обмоток
Автоматизация испытаний электрических машин
Виды и система планово-предупредительных ремонтов
Частичный ремонт обмоток
Ремонт обмоток статоров
Ремонт обмоток фазных роторов асинхронных двигателей
Ремонт обмоток якорей, катушек возбуждения
Заключение, литература

Распространенным методом пропитки лаком с растворителями является погружение в него всего изделия. В ванну с лаком погружают обмотанный статор или ротор. Оборудование пропиточных участков и степень его механизации определяются количеством выпускаемых на заводе изделий, их типом и массой.
На заводах с крупносерийным производством устанавливают пропиточно-сушильные конвейеры, в которых процессы пропитки и сушки обмоток полностью механизированы. При мелкосерийном производстве отдельные изделия погружают в ванну с лаком, а сушку производят в тупиковых печах. Сверху ванны (рис. 175) установлен . шкаф 1, сваренный из угловой стали и обшитый стальным листом. Через дверцу шкафа на поддон 3 загружают обмотанные статоры или роторы машин или отдельные катушки, например катушки возбуждения машин постоянного тока. Подъемный механизм 2 опускает загруженный поддон в ванну с лаком 4. После выдержки в течение заданного в зависимости от габаритов изделий и конструкции изоляции времени в лаке поддон вынимают из ванны. Пропиточные ванны оборудуются вытяжной вентиляцией, препятствующей проникновению паров растворителя в помещение цеха.
После того как пропитка закончена, изделия выдерживают в течение 15—30 мин для стекания излишков лака. На поверхностях сердечников статоров и якорей, валов роторов, выводных концов обмоток лак не должен оставаться. Его смывают сразу же растворителем после пропитки. Если этого не сделать вовремя, лак при сушке в этих местах затвердеет и удалить его будет очень трудно.
Ванна для пропитки катушек
Рис. 175. Ванна для пропитки катушек
Чтобы во время загрузки и выгрузки изделий избежать длительного контакта с окружающей средой большой открытой поверхности лака в ванне, используют так называемый метод нижней подачи лака. В пропиточных устройствах такого типа (рис. 176) лак до пропитки находится в закрытом резервуаре 14. Предназначенные для пропитки статоры и роторы устанавливают на пропиточных стендах 7 и 11, после чего в стенды подается лак из резервуара по трубам 13. Для этого в резервуаре над лаком повышают давление воздуха, открывая кран 2, соединяющий резервуар с заводской магистралью сжатого воздуха 5, затем открывают краны 9, вращая стержни 8, и лак поступает из резервуара в пропиточные стенды. После их заполнения краны 9 закрывают. По прошествии времени, необходимого для пропитки, кран 2 устанавливают на выпуск воздуха из резервуара и вновь открывают краны 9. Лак перетекает в резервуар. Сжатый воздух из магистрали перед входом в резервуар очищается в фильтре 4 и отстойнике 3. По мере расхода лака резервуар пополняется из лакохранилища по лакопроводу 15 с помощью насоса 1. Остатки грязного лака из пропиточных стендов выпускают через кран 10. Летучие, выделяющиеся во время пропитки, удаляются с помощью вытяжной вентиляции 6. Крышки стендов для загрузки и выгрузки изделий открываются с помощью пневматического привода, включаемого краном 12. Более полное заполнение изоляции основой лака достигается пропиткой обмотки в автоклавах при повышенном (200—300 кПа) давлении.

На заводах с крупносерийным производством электрических машин для пропитки лаками с растворителями и сушки обмоток устанавливают сушильно-пропиточные агрегаты, в которых участки сушки и пропитки объединены общей транспортной системой — цепным конвейером. Обмотанные статоры или роторы закрепляются над подвесках цепного конвейера и последовательно проходят различные участки агрегата — сушильные камеры и пропиточные ванны, расположенные на одном или в целях экономии производственной площади на нескольких ярусах.

Установка для пропитки лаком
Рис. 176. Установка для пропитки с нижней подачей лака

Рядом с сушильной камерой в углублении пола располагается пропиточная ванна. Над ванной трасса конвейера понижается и закрепленные на подвесках изделия полностью погружаются в лак. После участка пропитки конвейер вновь поднимается и проходит над наклонным лотком, по которому излишки лака стекают с вынутых из пропиточной ванны изделий. Металлические поверхности изделий и выводные концы обмоток замывают, и конвейер перемещает изделия в сушильную печь, которая разделяется перегородкой на две зоны: в первой зоне температура меньше — в ней происходит удаление растворителей, во второй зоне с большей температурой запекается основа лака. По выходе из печи изделия перемещаются к месту разгрузки, а при двукратной пропитке — во вторую ванну и сушильную печь.
Агрегат оборудован вытяжной вентиляцией, исключающей попадание летучих в помещение цеха. Калориферы, установленные в сушильных печах, обеспечивают равномерный нагрев всего их объема до заданной температуры. Скорость движения конвейера и длина его трассы в каждом из участков агрегата рассчитаны таким образом, чтобы в каждом из них — пропиточной ванне, первой и второй зонах сушильной печи — изделия находились определенное режимом пропитки и сушки время.
При пропитке методом погружения в порах изоляционных материалов и в промежутках между внутренними слоями изоляции могут остаться воздушные включения, которые препятствуют заполнению их лаком. Чтобы избежать этого, разработан метод пропитки обмоток в вакууме и под давлением. Пропитка по этому методу состоит в том, что после предварительной сушки изделия поступают в автоклав, в котором выдерживаются при низком давлении (до 2,7 кПа). Затем в автоклав подают лак. Отсутствие воздуха в порах изоляции и в промежутках между проводниками обмотки и слоями изоляции дает возможность полностью заполнить их лаком. Для лучшего проникновения лака в глубь изоляции после того, как автоклав заполняется, давление в нем повышают, что еще более способствует лучшему заполнению лаком всех пустот в изоляции. После окончания пропитки лак из автоклава сливают и снова понижают давление. В результате этого летучие вещества быстро испаряются. Лак загустевает и практически не вытекает из пропитанной обмотки — после выемки из автоклава и в начальный период сушки.
Для пропитки обмотки в вакууме и под давлением на многих предприятиях установлены высокопроизводительные пропиточносушильные установки, разработанные в Венгерской Народной Республике. Они носят название АВБ (AVB). Установка (рис. 177) работает по типу пропиточно-сушильного конвейера, рассмотренного в начале этого параграфа. В отличие от него в установке АВБ после сушильной камеры 1 находятся автоклавы 2, представляющие собой шарообразные емкости, разделяющиеся во время загрузки и выгрузки изделий на две части.

Рис. 177. Схема установки типа АВБ

В рабочем положении обе части автоклава плотно сжаты и образуют герметизированную камеру, в которой создается нужное давление. Лак подается в автоклав и отводится из него по трубопроводам. После автоклава изделия поступают в сушильную печь 3. Все процессы — сушка до пропитки, изменение давления в автоклаве, подача и откачка лака, выемка изделий и перенос их в сушильную печь — выполняются по заранее заданной программе. Движение конвейера прерывистое (на рис. 177 показано пунктиром). Время остановок и скорость движения рассчитывается исходя из условий соблюдения заданных режимов сушки и пропитки изделий.
Размеры изделий, которые можно пропитывать в установках АВБ, зависят от размеров автоклава. В настоящее время выпускаются установки с автоклавами, имеющими внутренние 0 484, 780 и 876 мм. Это позволяет размещать на подвесках конвейера сразу несколько изделий. Так, например, в автоклаве с внутренним 0 876 мм можно поместить для пропитки подвеску с 20 сердечниками обмотанных статоров длиной 230 мм.
Недостатком этих установок являются необходимость защиты выводных концов обмотки от попадания на них лака и сложность очистки внутренней поверхности статоров от остатков лака. Зачистку статоров производят после их выгрузки круглой карцовочной щеткой с пневматическим приводом.



 
« Обмотки ротора асинхронного двигателя   Обозначение выводов обмоток однофазных электрических машин »
электрические сети