Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Обмотчик электрических машин

Особенности изготовления одновитковых обмоток якоря - Обмотчик электрических машин

Оглавление
Обмотчик электрических машин
Классификация и основные элементы
Потери и кпд электрических машин
Особенности электрических машин различных типов
Требования к изоляции
Изоляционные материалы
Обмоточные провода
Методы изолирования токопроводящих частей электрических машин
Виды и конструкция изоляции обмоток
Виды обмоток
Основные элементы и обозначения обмоток машин переменного тока
Способы изображения схем обмоток
Схемы трехфазных однослойных обмоток статоров
Схемы трехфазных двухслойных обмоток статоров
Соединение обмоток статоров в несколько параллельных ветвей
Обмотки статоров с дробным числом пазов на полюс и фазу
Схемы обмоток статоров многоскоростных двигателей
Особенности схем обмоток одно- и двухфазных двигателей
Намотка катушек из круглого провода
Укладка однослойных обмоток статоров из круглого провода
Укладка двухслойных обмоток статоров из круглого провода
Механизация изготовления и укладки обмоток статоров из круглого провода
Обмотки статоров для механизированной укладки
Механизированная намотка статоров совмещенным методом
Заклинивание пазов обмоток статоров
Механизированная намотка статоров раздельным методом
Формовка и бандажирование лобовых частей обмотки статоров
Комплексная механизация намотки статоров
Изготовление катушек из прямоугольного провода
Укладка обмоток статоров в полуоткрытые пазы
Укладка обмоток статоров в открытые пазы
Крепление обмоток статоров из прямоугольного провода
Изготовление стержневых обмоток статоров машин переменного тока
Особенности укладки обмоток статоров крупных электрических машин
Схемы обмоток фазных роторов
Обмотки фазных роторов с дробным числом пазов на полюс и фазу
Таблицы положений стержней в волновых обмотках роторов
Технология изготовления стержней волновых обмоток фазных роторов асинхронных двигателей
Технология укладки стержневой обмотки ротора
Короткозамкнутые роторы
Основные элементы и обозначения обмоток якорей машин постоянного тока
Простые петлевые обмотки машин постоянного тока
Уравнительные соединения машин постоянного тока первого рода
Простые волновые обмотки машин постоянного тока
Несимметричные волновые обмотки машин постоянного тока
Сложные петлевые и волновые обмотки машин постоянного тока
Уравнительные соединения машин постоянного тока второго рода
Комбинированные обмотки машин постоянного тока
Изготовление катушек якоря из круглого провода
Изготовление катушек якоря из прямоугольного провода
Особенности изготовления одновитковых обмоток якоря
Подготовка якоря к укладке обмотки якоря
Укладка обмотки якоря
Конструкция и типы коллекторов
Пайка коллекторов
Крепление обмоток якорей и роторов
Намотка проволочных бандажей
Бандажи из стеклоленты
Отделка якоря
Крепление обмоток роторов турбогенератора
Виды полюсных катушек обмоток возбуждения
Катушки обмоток возбуждения из изолированного провода
Катушки обмоток возбуждения из неизолированной шинной меди, намотанной плашмя
Катушки обмоток возбуждения из шинной меди, намотанной на ребро
Особенности изготовления катушек возбуждения крупных синхронных гидрогенераторов
Пропиточные составы и методы пропитки обмоток
Сушка обмоток
Пропитка обмоток лаками с растворителями
Пропитка обмоток лаками без растворителей
Пропитка обмоток в компаундах
Контроль и испытания обмоток
Измерение сопротивления обмоток
Измерение сопротивления изоляции обмоток
Контроль обмоток, уложенных в пазы
Проверка правильности маркировки выводных концов фаз обмотки статора
Испытание электрической прочности изоляции обмоток
Испытание междувитковой изоляции обмоток
Автоматизация испытаний электрических машин
Виды и система планово-предупредительных ремонтов
Частичный ремонт обмоток
Ремонт обмоток статоров
Ремонт обмоток фазных роторов асинхронных двигателей
Ремонт обмоток якорей, катушек возбуждения
Заключение, литература

Одновитковыми называют обмотки якорей, имеющие один виток в секции. В большинстве машин секции одновитковой обмотки выполняются цельными, но могут быть образованы двумя стержнями, которые соединяются между собой в головках на противоположной от коллектора стороне после укладки обмотки в пазы якоря. Обмотку наматывают из обмоточного провода большого поперечного сечения. В пазу якоря проводники секций располагаются своей широкой стороной параллельно боковым сторонам паза (см. рис. 116, в), поэтому в головках их необходимо выгибать на ребро. Причем изгибают одновременно все секции, из которых состоит одна катушка, иначе они не будут плотно прилегать друг к другу по всей длине пазовых и лобовых частей. Изгиб на ребро сразу нескольких проводников требует значительно больших усилий, чем изгиб на широкую сторону, поэтому изгибание цельных секций стержневой обмотки производится в два приема. Сначала на гибочных станках (рис. 134) выгибают только головки секций.
Проводники секций, составляющих одну катушку, закладываются плашмя в паз между оправкой 5 и подвижной планкой 6. Торцы проводников упираются в передвижной упор У, положение которого регулируется в зависимости от их длины. Оправка имеет округленную поверхность с радиусом, равным радиусу закругления головки секции. Подвижная планка соединена с горизонтально расположенным пневматическим цилиндром 7. Проводники после установки в станок прижимаются ко дну паза верхней плитой 3 с помощью винта 2. В цилиндр подается сжатый воздух, и подвижная планка 6 зажимает все проводники с боковой поверхности. Для изгиба проводников включают электродвигатель 4, который через систему червячных передач поворачивает вал и шестерню с выступающим роликом 8. Ролик упирается в поворотный клин 9, изгибает пакет проводов вокруг оправки 10 на 180°. Так как пазовая прямолинейная часть проводов зажата плитами в вертикальной и горизонтальней плоскостях, а в месте изгиба проводники находятся между верхней и нижней плитой, то головки изгибаются строго на ребро без перекоса.

Станок для выгибания головок одновитковых катушек

Рис. 134. Станок для выгибания головок одновитковых катушек

Рис. 135. Гибочное приспособление для выгибания и формовки лобовых частей волновой стержневой обмотки якоря

Лобовые части секций изгибаются и формуются на других гибочных приспособлениях (рис. 135). Выгибают одновременно проводники всех секций, образующих одну катушку, так же, как и при изгибании головок. Приспособление имеет цилиндрическую поверхность 1 с радиусом, равным радиусу якоря. Сменные планки 2, 4, 5, 8 и 9 подбирают по размерам пазовой и лобовых частей секции. Головки всех секций устанавливаются в паз между планками 4 и 5 и зажимаются эксцентриками 6 и 7. Ударами деревянного молотка формуется лобовая часть — участок АВ. Весь пакет проводников вручную изгибается и устанавливается вдоль планки 8 — участок ВС (пазовая часть). Далее отгибается вторая лобовая часть — участок CD. Она формуется и зажимается одновременно с пазовой частью при повороте эксцентрика 3. Последними отгибаются и выравниваются концы секций — участок DE. На описанном приспособлении можно изгибать и формовать верхние стержни обмотки. Нижние стержни или вторую половину цельных одновитковых секций изгибают и формуют на другом таком же приспособлении с несколько измененными размерами лобовых частей.
Для изготовления одновитковых обмоток применяют прямоугольный изолированный медный провод ПСД (при классах нагревостойкости изоляции Ви F) или ПСДК (при классе нагревостойкости Н). Секции, находящиеся в середине катушки, для повышения надежности через одну дополнительно изолируют одним слоем непрерывной изоляции вполнахлеста.
Пазовая изоляция выполняется либо мягкой гильзой из гибкого миканита, либо непрерывной изоляцией из стеклослюдопластовой ленты или полиамидной пленки, намотанной вполнахлеста в несколько слоев. Изоляция лобовых частей всегда непрерывная из ленточного материала соответствующего класса нагревостойкости.
В якорях некоторых машин высота проводников в пазу по расчету должна быть большой. Ток в обмотке якоря переменный и при большой высоте проводников в них проявится эффект вытеснения тока, что приведет к увеличению потерь в обмотке. Чтобы избежать этих потерь, когда высота проводников превышает определенную для данной частоты тока якоря критическую высоту, проводники разделяют по высоте на два, и каждую пару проводников в лобовых частях соединяют параллельно. В этом случае технологический процесс изготовления обмотки усложняется, так как в гибочные приспособления необходимо закладывать одновременно все проводники, образующие секцию или стержень обмотки.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Чем отличается процесс намотки катушек обмотки якоря из круглого провода от намотки катушек обмотки статора?
  2. Как наматывают катушки якоря из прямоугольного провода?
  3. Зачем делают двойную головку в катушках обмотки якорей из прямоугольного провода?
  4. Как устроен шаблон для намотки катушек с двойной головкой?
  5. На каких приспособлениях и как изгибают лобовые части одновитковых секций обмотки якоря?


 
« Обмотки ротора асинхронного двигателя   Обозначение выводов обмоток однофазных электрических машин »
электрические сети