Содержание материала

Проволочные бандажи наматывают из стальной проволоки специальных сортов с высокой механической прочностью, которая называется бандажной. Бандажная проволока поступает на завод луженая, в бухтах. Диаметр проволоки 0,2—2,5 мм. Наиболее часто употребляется проволока диаметром от 0,5 мм для бандажей малых машин до 1,5 мм для машин с диаметром якоря до 1000 мм. Число витков бандажа рассчитывается отдельно для пазовой и лобовых частей обмотки таким образом, чтобы усилие, оказываемое всеми витками бандажа на пазовую и лобовые части обмотки, было больше, чем центробежная сила, действующая на них во время работы машины. Натяжение проволоки при намотке зависит от ее диаметра. Оно задается в технологической карте и должно быть строго выдержано при намотке всех витков бандажа.
В машинах с большим диаметром якоря и особенно часто в быстроходных машинах необходимое число витков бандажа оказывается больше, чем можно расположить в один слой на лобовых частях якоря. В этих случаях бандажи наматывают в два или три слоя. Первый слой проволоки наматывают с полным натяжением, а каждый последующий с несколько меньшим.
Для намотки бандажа якорь устанавливают на бандажировочный станок. На лобовые части укладывают подбандажную изоляцию, состоящую из слоев электронита (в якорях с изоляцией классов нагревостойкости F и Н — из формовочного миканита), закрепленных витками стеклоленты. На наружную поверхность подбандажной изоляции стеклолента накладывается вполнахлеста на всю ее ширину. Ширина подбандажной изоляции должна быть на 10—12 мм больше, чем ширина бандажа, чтобы его крайние витки не могли соскользнуть на лобовые части.

Конец бандажной проволоки закрепляют на якоре. Первые несколько витков бандажа делают на поверхности сердечника якоря, постепенно увеличивая натяжение проволоки до требуемого. После этого, подложив электрокартон, переводят проволоку на подбандажную изоляцию лобовой части. На подбандажной изоляции в нескольких местах по окружности под первым витком проволоки располагают на равном расстоянии друг от друга полоски белой жести длиной, несколько большей, чем ширина бандажа. Эти полоски служат для скрепления витков намотанного бандажа. В начале витка устанавливают дополнительно более длинную полоску жести и загибают ее над проволокой, с тем чтобы второй и последующие витки прижали ее загнутый конец к подбандажной изоляции (рис. 150, а). На расстоянии 30—40 мм от нее устанавливают вторую полоску жести для более прочного закрепления первого и последнего витков бандажа. Все витки бандажа наматывают с постоянным строго определенным натягом.
Обмотчик при намотке должен следить, чтобы витки ложились ровно и плотно друг к другу. Для этого ему приходится время от времени останавливать станок и, не снимая натяга проволоки, подбивать отошедшие витки к ранее уложенным молотком через деревянную или Текстолитовую подбойку.
Обе лобовые части бандажируют целым куском проволоки, не снимая натяга. После намотки бандажа на одну лобовую часть витки закрепляют жестяными скобочками (рис. 150, б) и переходят к наложению бандажа на другую лобовую часть, сделав несколько редких переходных витков на средней части якоря. Последний виток бандажа также закрепляется скобочкой.

Рис. 150. Закрепление витков проволочного бандажа: а — начальное, б — промежуточное, в — конечное

Места закрепления первых и последних витков бандажей каждой из лобовых частей пропаивают, и только после этого может быть снято натяжение и проволока отрезана от бухты. Концы каждого из бандажей заправляют в подготовленные петли скобочек и отгибают (рис. 150, в). После этого всю поверхность бандажей пропаивают припоем ПОС-40. Прогрев бандажа во время пайки должен быть быстрым, чтобы подбандажная изоляция не успела нагреться, иначе чрезмерный нагрев может повредить изоляцию лобовых частей обмотки. Поэтому для паяния бандажей применяют мощные электрические паяльники с широкой торцовой частью. В качестве флюса используют только канифоль.
Проволочные бандажи наматывают на бандажировочных станках; это могут быть либо специализированные станки, выпускаемые промышленностью, либо станки, переделанные из токарных. В станке обязательно должно быть устройство для натяжения бандажной проволоки, снабженное динамометром, по которому обмотчик имеет возможность во время намотки контролировать натяжение, а также устройство, позволяющее регулировать частоту вращения якоря и останавливать его для поправки уложенных витков проволоки. Натяжение во время остановки якоря должно оставаться прежним. Кроме того, станок должен быть оборудован защитным устройством, предохраняющим обмотчика от ударов случайно разорвавшейся во время намотки проволоки, так как концы разорванной при большом натяжении стальной проволоки могут нанести ему серьезные ранения.