Содержание материала

Витковую изоляцию испытывают лишь в машинах, обмотка которых состоит из многовитковых (двухвитковых и более) катушек. Испытательное напряжение нельзя приложить к каждому витку раздельно, так как витки соединены в катушках последовательно и не имеют отдельных выводов. Поэтому для испытания междувитковой изоляции обмоток приходится применять другие способы.
Напряжение между витками обмотки равно напряжению, приложенному к фазе, деленному на число последовательно соединенных витков фазы. Чтобы повысить это напряжение, надо увеличить напряжение на выводах обмотки. Согласно ГОСТ 183—74, испытание междувитковой изоляции производят при повышении напряжения на зажимах машины на 30% по сравнению с номинальным. Такое напряжение изоляция должна выдержать в течение 3 мин. Однако это испытательное напряжение слишком мало, чтобы обнаружить возможные скрытые дефекты изоляции между витками. Повысить его простым увеличением напряжения на зажимах обмотки нельзя, так как при этом возрастает ток и изоляция придет в негодность из-за чрезмерного нагрева проводников. Чтобы избежать увеличения тока в обмотке и в то же время повысить испытательное напряжение между ее витками, увеличивают его частоту.
Ток в обмотке определяется напряжением и ее полным сопротивлением, т. е. активным и индуктивным. Активное сопротивление почти не зависит от частоты тока, а индуктивное возрастает пропорционально увеличению его частоты. На установках для испытания междувитковой изоляции, уложенной в пазы обмотки, на ее зажимы подают испытательное напряжение частотой в несколько килогерц. Ток в обмотке из-за большого индуктивного сопротивления очень небольшой, а напряжение может быть поднято до необходимого уровня, обеспечивающего надежное испытание междувитковой изоляции.
Прочность витковой изоляции обмоток якорей, катушек возбуждения, многовитковых обмоток статоров и фазных роторов асинхронных машин может быть испытана также наведенной в них ЭДС. Для проверки изоляции многовитковых катушек возбуждения используют простое приспособление (рис. 186) — магнитопровод 1 с откидным ярмом 3. На один стержень магнитопровода надевают испытуемую катушку 2. На другом стержне размещена катушка возбуждения прибора 4.

Рис. 186. Установка для проверки междувитковой изоляции многовитковых катушек

Рис. 187. Проверка электрической прочности витковой изоляции катушки, уложенной в пазы статора, методом наведения ЭДС

При включении в сеть катушки возбуждения в магнитопроводе возникает магнитный поток, который индуцирует ЭДС в витках испытуемой катушки. Причем напряжение между ее . витками равно напряжению, приходящемуся на один виток катушки возбуждения. При пробое витковой изоляции в испытуемой катушке образуется замкнутый виток, в котором под влиянием индуцированной эдс возникает большой ток. Ток в цепи прибора также возрастает.
По увеличению показаний амперметра судят о неисправности катушки.
Таким же по принципу действия прибором может быть обнаружено замыкание между витками катушек, уложенных в пазы статора или ротора. Для этого П-образный индуктор 3 (рис. 187) с катушкой возбуждения 4 устанавливают над пазом 2, в котором находится одна из сторон испытуемой катушки У. Датчик прибора — П-образный магнитопровод 5 с катушкой 6 помещают над пазом 7, в котором располагается вторая сторона катушки. Магнитный поток, создаваемый индуктором, наводит ЭДС в катушке. Если между ее витками есть замыкание, например, в точке 8, то в замкнутом контуре возникает ток, создающий поток в магнитопроводе датчика, который, в свою очередь, наводит ЭДС в обмотке датчика. Индикатор, соединенный с обмоткой, отметит наведенную ЭДС и тем самым зафиксирует наличие виткового замыкания в катушке обмотки.

Установка АКО-19 для испытаний асинхронных двигателей
Рис. 188. Установка АКО-19 для испытаний асинхронных двигателей