Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Обмотчик электрических машин

Пропитка обмоток в компаундах - Обмотчик электрических машин

Оглавление
Обмотчик электрических машин
Классификация и основные элементы
Потери и кпд электрических машин
Особенности электрических машин различных типов
Требования к изоляции
Изоляционные материалы
Обмоточные провода
Методы изолирования токопроводящих частей электрических машин
Виды и конструкция изоляции обмоток
Виды обмоток
Основные элементы и обозначения обмоток машин переменного тока
Способы изображения схем обмоток
Схемы трехфазных однослойных обмоток статоров
Схемы трехфазных двухслойных обмоток статоров
Соединение обмоток статоров в несколько параллельных ветвей
Обмотки статоров с дробным числом пазов на полюс и фазу
Схемы обмоток статоров многоскоростных двигателей
Особенности схем обмоток одно- и двухфазных двигателей
Намотка катушек из круглого провода
Укладка однослойных обмоток статоров из круглого провода
Укладка двухслойных обмоток статоров из круглого провода
Механизация изготовления и укладки обмоток статоров из круглого провода
Обмотки статоров для механизированной укладки
Механизированная намотка статоров совмещенным методом
Заклинивание пазов обмоток статоров
Механизированная намотка статоров раздельным методом
Формовка и бандажирование лобовых частей обмотки статоров
Комплексная механизация намотки статоров
Изготовление катушек из прямоугольного провода
Укладка обмоток статоров в полуоткрытые пазы
Укладка обмоток статоров в открытые пазы
Крепление обмоток статоров из прямоугольного провода
Изготовление стержневых обмоток статоров машин переменного тока
Особенности укладки обмоток статоров крупных электрических машин
Схемы обмоток фазных роторов
Обмотки фазных роторов с дробным числом пазов на полюс и фазу
Таблицы положений стержней в волновых обмотках роторов
Технология изготовления стержней волновых обмоток фазных роторов асинхронных двигателей
Технология укладки стержневой обмотки ротора
Короткозамкнутые роторы
Основные элементы и обозначения обмоток якорей машин постоянного тока
Простые петлевые обмотки машин постоянного тока
Уравнительные соединения машин постоянного тока первого рода
Простые волновые обмотки машин постоянного тока
Несимметричные волновые обмотки машин постоянного тока
Сложные петлевые и волновые обмотки машин постоянного тока
Уравнительные соединения машин постоянного тока второго рода
Комбинированные обмотки машин постоянного тока
Изготовление катушек якоря из круглого провода
Изготовление катушек якоря из прямоугольного провода
Особенности изготовления одновитковых обмоток якоря
Подготовка якоря к укладке обмотки якоря
Укладка обмотки якоря
Конструкция и типы коллекторов
Пайка коллекторов
Крепление обмоток якорей и роторов
Намотка проволочных бандажей
Бандажи из стеклоленты
Отделка якоря
Крепление обмоток роторов турбогенератора
Виды полюсных катушек обмоток возбуждения
Катушки обмоток возбуждения из изолированного провода
Катушки обмоток возбуждения из неизолированной шинной меди, намотанной плашмя
Катушки обмоток возбуждения из шинной меди, намотанной на ребро
Особенности изготовления катушек возбуждения крупных синхронных гидрогенераторов
Пропиточные составы и методы пропитки обмоток
Сушка обмоток
Пропитка обмоток лаками с растворителями
Пропитка обмоток лаками без растворителей
Пропитка обмоток в компаундах
Контроль и испытания обмоток
Измерение сопротивления обмоток
Измерение сопротивления изоляции обмоток
Контроль обмоток, уложенных в пазы
Проверка правильности маркировки выводных концов фаз обмотки статора
Испытание электрической прочности изоляции обмоток
Испытание междувитковой изоляции обмоток
Автоматизация испытаний электрических машин
Виды и система планово-предупредительных ремонтов
Частичный ремонт обмоток
Ремонт обмоток статоров
Ремонт обмоток фазных роторов асинхронных двигателей
Ремонт обмоток якорей, катушек возбуждения
Заключение, литература

При пропитке в компаундах достигается значительно большая монолитность обмоток и их изоляции, чем при пропитке в лаках, а также повышаются их механическая и электрическая прочность. Компаунды подразделяются на термореактивные и термопластичные. Термореактивные компаунды изготовляют на основе эпоксидной смолы с добавлением отвердителя и ускорителя. При нагреве до определенной температуры отвердитель способствует запеканию компаунда в твердую массу, а ускоритель — ускорению процессов, происходящих при запекании компаундной массы. После охлаждения термореактивные компаунды остаются в твердом состоянии и не размягчаются при последующем нагревании. Термопластичные компаунды изготовляют на основе битумных лаков. При нагреве битумные компаунды становятся жидкими, при остывании затвердевают, но при последующем нагреве снова размягчаются и теряют механическую прочность.
Термореактивными эпоксидными компаундами пропитывают обмотки высоковольтных машин с непрерывной изоляцией из слюдинитовых лент, а также обмотки низковольтных машин, работающих в тяжелых условиях. Для пропитки в компаундах требуется сложное оборудование, состоящее из пропиточных котлов с подогревом и насосами для создания в них пониженного и повышенного давлений, насосов для перекачки компаунда и т. п. Схема установки для пропитки в эпоксидных компаундах приведена на рис. 181. Пропитывают либо сердечники с уложенной в пазы обмоткой, либо отдельные катушки крупных машин, например турбогенераторов или гидрогенераторов, до их укладки в пазы. Перед пропиткой изделия обязательно подвергают сушке в печи при температуре 100—120оС в течение 3—6 ч.

Рис. 181. Схема установки для пропитки в эпоксидных компаундах

Пропитка осуществляется в вакуумном котле 1. Статоры с обмоткой или катушки, уложенные в кассеты и закрепленные в них, чтобы при пропитке они не потеряли форму, вкатывают на тележке в горизонтально расположенный вакуумный котел. Температуру в котле повышают до 50—60°С и с помощью вакуумного агрегата 2 создают пониженное давление 0,05—0,1 кПа. При этом обмотка дегазируется и высушивается. Пропиточный компаунд перед употреблением также дегазируется в дегазационной колонке 9 при температуре 75ОС и давлении 0,05 кПа в течение 1,5—2 ч, а после дегазации хранится в сборнике 7 при низком давлении в холодном состоянии. Для пропитки он перегоняется насосом 6 через нагреватель 5 в вакуумный котел. Во время пропитки для лучшего проникновения компаунда в глубь обмотки в котле создается давление до 800 кПа. Пропитка продолжается 2—3 ч при этом давлении. Давление создается путем накачки в вакуумный котел азота. После этого азот перекачивается компрессором 10 в сосуд 11, а неизрасходованный компаунд под давлением перегоняется в смеситель 15, в котором под вакуумом, создаваемым агрегатом 12, смешивается со свежим компаундом, и насосом 14 через фильтр 13 перегоняется в дегазационную колонку 9. После высушивания и дегазации компаунд перегоняется через холодильник 8 в сборник: 7. Резервуары 3 и 4 используют для других режимов пропитки.
По окончании пропитки и выгрузки из котла сердечники с уложенной обмоткой поступают в печь для запечки изоляции при температуре 150—180оС в течение 16—24 ч. Изоляцию отдельных катушек не запекают, а только подсушивают при 45—50°С в течение 16 ч, так как после запечки она становится очень твердой, и катушку или стержень обмотки с запеченной изоляцией нельзя уложить в пазы машины. Подсушку проводят «до отлипа», т. е. до такого состояния, чтобы поверхность изоляции не прилипала к рукам, а внутренние слои ее оставались еще влажными и могли несколько деформироваться при укладке в пазы. Запечку изоляции катушек производят после их укладки и закрепления в пазовых и лобовых частях.
В термопластичных битумных компаундах пропитывают обмотки высоковольтных машин и низковольтных с непрерывной изоляцией из стекломикаленты, работающих в тяжелых условиях. Процесс компаундирования включает в основном те же операции, что и при пропитке эпоксидными компаундами, но более простой: сушка обмоток, выдержка под низким давлением, после чего подача компаундной массы, разогретой приблизительно до температуры находящихся в автоклаве катушек, т. е. до 155—165ОС, создание повышенного давления, пропитка в течение нескольких часов, снятие давления и выгрузка из котла. Перед загрузкой в котел катушки по всему периметру покрывают защитным слоем киперной лентой впритык. Повышение давления в автоклаве после заполнения его битумом производят резко, с тем чтобы компаунд гидростатически опрессовал обмотку. После выемки из автоклава защитный слой ленты снимают вместе с натеками битума. Пропитывают в битумных компаундах только катушки или стержни обмотки, не уложенные в пазы машины.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Зачем нужно пропитывать обмотку?
  2. В чем состоит отличие технологических процессов пропитки обмотки в лаках с растворителями и в лаках без растворителей?
  3. Какие компаунды называют термореактивными и какие термопластичными?
  4. Зачем нужна сушка обмотки перед пропиткой?
  5. Опишите схему установки и метод пропитки с нижней подачей лака.
  6.  В чем заключается метод пропитки струйным способом?
  7. Как работает пропиточно-сушильный агрегат для пропитки лаками с растворителями?
  8. Какие методы сушки обмотки вы знаете? Зачем сушат обмотку после пропитки?
  9. Как производится пропитка и сушка обмоток в установках типа АВБ?


 
« Обмотки ротора асинхронного двигателя   Обозначение выводов обмоток однофазных электрических машин »
электрические сети