Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Обмотчик электрических машин

Контроль обмоток, уложенных в пазы - Обмотчик электрических машин

Оглавление
Обмотчик электрических машин
Классификация и основные элементы
Потери и кпд электрических машин
Особенности электрических машин различных типов
Требования к изоляции
Изоляционные материалы
Обмоточные провода
Методы изолирования токопроводящих частей электрических машин
Виды и конструкция изоляции обмоток
Виды обмоток
Основные элементы и обозначения обмоток машин переменного тока
Способы изображения схем обмоток
Схемы трехфазных однослойных обмоток статоров
Схемы трехфазных двухслойных обмоток статоров
Соединение обмоток статоров в несколько параллельных ветвей
Обмотки статоров с дробным числом пазов на полюс и фазу
Схемы обмоток статоров многоскоростных двигателей
Особенности схем обмоток одно- и двухфазных двигателей
Намотка катушек из круглого провода
Укладка однослойных обмоток статоров из круглого провода
Укладка двухслойных обмоток статоров из круглого провода
Механизация изготовления и укладки обмоток статоров из круглого провода
Обмотки статоров для механизированной укладки
Механизированная намотка статоров совмещенным методом
Заклинивание пазов обмоток статоров
Механизированная намотка статоров раздельным методом
Формовка и бандажирование лобовых частей обмотки статоров
Комплексная механизация намотки статоров
Изготовление катушек из прямоугольного провода
Укладка обмоток статоров в полуоткрытые пазы
Укладка обмоток статоров в открытые пазы
Крепление обмоток статоров из прямоугольного провода
Изготовление стержневых обмоток статоров машин переменного тока
Особенности укладки обмоток статоров крупных электрических машин
Схемы обмоток фазных роторов
Обмотки фазных роторов с дробным числом пазов на полюс и фазу
Таблицы положений стержней в волновых обмотках роторов
Технология изготовления стержней волновых обмоток фазных роторов асинхронных двигателей
Технология укладки стержневой обмотки ротора
Короткозамкнутые роторы
Основные элементы и обозначения обмоток якорей машин постоянного тока
Простые петлевые обмотки машин постоянного тока
Уравнительные соединения машин постоянного тока первого рода
Простые волновые обмотки машин постоянного тока
Несимметричные волновые обмотки машин постоянного тока
Сложные петлевые и волновые обмотки машин постоянного тока
Уравнительные соединения машин постоянного тока второго рода
Комбинированные обмотки машин постоянного тока
Изготовление катушек якоря из круглого провода
Изготовление катушек якоря из прямоугольного провода
Особенности изготовления одновитковых обмоток якоря
Подготовка якоря к укладке обмотки якоря
Укладка обмотки якоря
Конструкция и типы коллекторов
Пайка коллекторов
Крепление обмоток якорей и роторов
Намотка проволочных бандажей
Бандажи из стеклоленты
Отделка якоря
Крепление обмоток роторов турбогенератора
Виды полюсных катушек обмоток возбуждения
Катушки обмоток возбуждения из изолированного провода
Катушки обмоток возбуждения из неизолированной шинной меди, намотанной плашмя
Катушки обмоток возбуждения из шинной меди, намотанной на ребро
Особенности изготовления катушек возбуждения крупных синхронных гидрогенераторов
Пропиточные составы и методы пропитки обмоток
Сушка обмоток
Пропитка обмоток лаками с растворителями
Пропитка обмоток лаками без растворителей
Пропитка обмоток в компаундах
Контроль и испытания обмоток
Измерение сопротивления обмоток
Измерение сопротивления изоляции обмоток
Контроль обмоток, уложенных в пазы
Проверка правильности маркировки выводных концов фаз обмотки статора
Испытание электрической прочности изоляции обмоток
Испытание междувитковой изоляции обмоток
Автоматизация испытаний электрических машин
Виды и система планово-предупредительных ремонтов
Частичный ремонт обмоток
Ремонт обмоток статоров
Ремонт обмоток фазных роторов асинхронных двигателей
Ремонт обмоток якорей, катушек возбуждения
Заключение, литература

Контроль правильности намотки определенного числа витков в катушках, положения катушек в пазах и соединений этих катушек между собой проводится после изготовления и укладки обмотки. После того как обмотка уложена, запаяны и изолированы катушечные и межгрупповые соединения в статорах машин переменного тока, а в якорях машин постоянного тока выводы секций соединены с коллекторными пластинами, выполняют еще одну контрольную операцию, которая позволяет выявить возможные дефекты в изготовлении и укладке обмотки. Для этого применяют электронные приборы» со специальными схемами.
Существует много разновидностей приборов для контроля обмотки (СМ, ЕЛ и др.). Рассмотрим принцип действия одного из них, нашедшего широкое применение на электромашиностроительных заводах — прибора ЕЛ. С помощью прибора ЕЛ не производят каких-либо измерений, а сравнивают полные сопротивления одинаковых элементов обмотки. Катушки уложенной в пазы обмотки обладают активным и индуктивным сопротивлениями. Активное сопротивление зависит от размеров и длины провода, а индуктивное — от числа и расположения витков в пазах.
Прибор ЕЛ состоит из нескольких блоков, смонтированных в одном корпусе: электронно-лучевой трубки, разверток луча по горизонтальной и вертикальной осям и импульсного генератора. Электронно-лучевая трубка обладает заметным послесвечением, т. е. способностью сохранять на экране некоторое время видимый след луча. Если к зажимам прибора подключить какой-либо элемент обмотки, например выводы катушки или фазы обмотки статора, и включить генератор импульсов, то каждый импульс отразится на экране движущимся световым пятном. Из-за послесвечения будет видна вся траектория хода луча — кривая, имеющая ряд изгибов. Амплитуда колебания луча и числа изгибов будут зависеть от электрических параметров подключенной к зажимам катушки или обмотки — ее активного и индуктивного сопротивлений, числа и расположения витков и др. По виду и характеру одной этой кривой еще нельзя сделать заключение о правильности выполненной обмотки, так как заранее рассчитать ее вид по данным обмотки практически невозможно. Но при любом изменении числа витков подключенной обмотки, расположения ее отдельных катушек, наличия замкнутых накоротко витков или любых других отклонений вид кривой изменится. Это используется в приборе: к трем зажимам прибора подключают не один, а сразу два элемента обмотки, которые должны быть одинаковы, например две фазы обмотки статора трехфазной машины. Причем к одному зажиму прибора (рис. 183, а) подсоединяют концы обеих фаз, а к двум другим начала каждой из фаз. Генератор прибора подает импульсы поочередно то на начало одной фазы, то на начало другой.

Рис. 183. Схема подключения трехфазной обмотки статора к прибору ЕЛ (а) и кривые на экране прибора (б — обмотка статора не имеет дефектов, в — в одной из фаз витковое замыкание)

Из-за послесвечения экрана на нем одновременно видны кривые от обоих импульсов. Если обе фазы полностью одинаковы, то эти кривые сливаются и на экране высвечивается только одна кривая (рис. 183,6). Если же фазы в чем-либо отличаются одна от другой, то на экране прибора видны две разные кривые, или одна, имеющая различные петли (рис. 183, в). Это и позволяет судить о наличии дефектов в одной из подключенных к прибору обмоток. Так же сравнивают одну из первых двух с третьей фазой обмотки.
Таким образом с помощью аппарата ЕЛ устанавливают идентичность или неидентичность двух сравниваемых элементов обмотки. Такое сопоставление достаточно для проверки правильности выполнения обмотки, так как вероятность повторения одной и той же ошибки, например замыкания витков, расположенных на одинаковом расстоянии от начал фаз обмотки, очень мала.
Аппарат ЕЛ используют также для проверки правильности намотки отдельных многовитковых катушек, например катушек параллельного возбуждения машин постоянного тока. В этом случае одну из катушек принимают за эталон и оставляют постоянно соединенной с прибором, а другие катушки подсоединяют поочередно. При раздвоении кривой на экране прибора подсоединенная катушка бракуется.
Для проверки правильности выполнения обмотки якоря машины постоянного тока зажимы аппарата соединяют с электродами, прижатыми к пластинам коллектора. Два электрода, соединенные с зажимами прибора, прикладывают к пластинам, расположенным под углом 90 или 120°, а электрод, соединенный с третьим зажимом, — к пластине, находящейся строго посередине между ними (рис. 184, а). Из-за симметрии обмотки между каждой парой зажимов оказываются включенными одинаковые участки обмотки и при отсутствии в них дефектов на экране прибора будет видна только одна кривая (рис. 184,б). Если на проверяемом участке обмотки имеются плохие контакты между выводными концами секций и пластинами, перепутаны выводные концы секций или есть замыкания витков, то кривые раздвоятся (рис. 184, в).


Рис. 184. Схема подключения обмотки якоря к прибору ЕЛ (а) и кривые на экране прибора (б — обмотка якоря не имеет дефектов, в — в обмотке якоря витковое замыкание)

Для проверки всей обмотки якоря электроды последовательно переставляют по пластинам коллектора, т. е. для проверки каждого коллектора производят три или четыре подключения.



 
« Обмотки ротора асинхронного двигателя   Обозначение выводов обмоток однофазных электрических машин »
электрические сети