Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Обмотчик электрических машин

Крепление обмоток статоров из прямоугольного провода - Обмотчик электрических машин

Оглавление
Обмотчик электрических машин
Классификация и основные элементы
Потери и кпд электрических машин
Особенности электрических машин различных типов
Требования к изоляции
Изоляционные материалы
Обмоточные провода
Методы изолирования токопроводящих частей электрических машин
Виды и конструкция изоляции обмоток
Виды обмоток
Основные элементы и обозначения обмоток машин переменного тока
Способы изображения схем обмоток
Схемы трехфазных однослойных обмоток статоров
Схемы трехфазных двухслойных обмоток статоров
Соединение обмоток статоров в несколько параллельных ветвей
Обмотки статоров с дробным числом пазов на полюс и фазу
Схемы обмоток статоров многоскоростных двигателей
Особенности схем обмоток одно- и двухфазных двигателей
Намотка катушек из круглого провода
Укладка однослойных обмоток статоров из круглого провода
Укладка двухслойных обмоток статоров из круглого провода
Механизация изготовления и укладки обмоток статоров из круглого провода
Обмотки статоров для механизированной укладки
Механизированная намотка статоров совмещенным методом
Заклинивание пазов обмоток статоров
Механизированная намотка статоров раздельным методом
Формовка и бандажирование лобовых частей обмотки статоров
Комплексная механизация намотки статоров
Изготовление катушек из прямоугольного провода
Укладка обмоток статоров в полуоткрытые пазы
Укладка обмоток статоров в открытые пазы
Крепление обмоток статоров из прямоугольного провода
Изготовление стержневых обмоток статоров машин переменного тока
Особенности укладки обмоток статоров крупных электрических машин
Схемы обмоток фазных роторов
Обмотки фазных роторов с дробным числом пазов на полюс и фазу
Таблицы положений стержней в волновых обмотках роторов
Технология изготовления стержней волновых обмоток фазных роторов асинхронных двигателей
Технология укладки стержневой обмотки ротора
Короткозамкнутые роторы
Основные элементы и обозначения обмоток якорей машин постоянного тока
Простые петлевые обмотки машин постоянного тока
Уравнительные соединения машин постоянного тока первого рода
Простые волновые обмотки машин постоянного тока
Несимметричные волновые обмотки машин постоянного тока
Сложные петлевые и волновые обмотки машин постоянного тока
Уравнительные соединения машин постоянного тока второго рода
Комбинированные обмотки машин постоянного тока
Изготовление катушек якоря из круглого провода
Изготовление катушек якоря из прямоугольного провода
Особенности изготовления одновитковых обмоток якоря
Подготовка якоря к укладке обмотки якоря
Укладка обмотки якоря
Конструкция и типы коллекторов
Пайка коллекторов
Крепление обмоток якорей и роторов
Намотка проволочных бандажей
Бандажи из стеклоленты
Отделка якоря
Крепление обмоток роторов турбогенератора
Виды полюсных катушек обмоток возбуждения
Катушки обмоток возбуждения из изолированного провода
Катушки обмоток возбуждения из неизолированной шинной меди, намотанной плашмя
Катушки обмоток возбуждения из шинной меди, намотанной на ребро
Особенности изготовления катушек возбуждения крупных синхронных гидрогенераторов
Пропиточные составы и методы пропитки обмоток
Сушка обмоток
Пропитка обмоток лаками с растворителями
Пропитка обмоток лаками без растворителей
Пропитка обмоток в компаундах
Контроль и испытания обмоток
Измерение сопротивления обмоток
Измерение сопротивления изоляции обмоток
Контроль обмоток, уложенных в пазы
Проверка правильности маркировки выводных концов фаз обмотки статора
Испытание электрической прочности изоляции обмоток
Испытание междувитковой изоляции обмоток
Автоматизация испытаний электрических машин
Виды и система планово-предупредительных ремонтов
Частичный ремонт обмоток
Ремонт обмоток статоров
Ремонт обмоток фазных роторов асинхронных двигателей
Ремонт обмоток якорей, катушек возбуждения
Заключение, литература

Заклинивание обмоток из прямоугольных проводов производится по мере укладки катушек в паз. Для полуоткрытых и открытых пазов (рис. 88) применяют клинья, из стеклотекстолита, текстолита или буковые. Клинья имеют сточенные по краям грани, соответствующие выемкам в пазах. Ширина клина должна быть такой, чтобы он входил в паз без большого усилия, но

плотно, задевая кромками о боковые стенки паза. Под клин обязательно устанавливают прокладки, предохраняющие изоляцию катушек от возможного повреждения при забивании клина. Толщина прокладок под клин указывается в чертеже, заполнения паза, однако обмотчику часто приходится ее несколько изменять, так как необходимо опытным путем подобрать толщину или количество прокладок для того, чтобы клин туго входил на свое место и плотно прижимал стороны катушек ко дну паза.
Клинья забивают с торцов статора молотком. Передняя нижняя кромка клина слегка скашивается, чтобы при своем движении он не сминал прокладку. Клинья обычно делают длиной не более 300 мм. Если статор машины имеет большую длину, то вставляют два клина с двух сторон, каждый из которых доходит до половины длины паза. Концы установленных клиньев должны выступать с обеих сторон статора на 5—10 мм, предохраняя прямолинейные части катушек в местах их выхода из пазов.
Статоры мощных машин длиной более 600—700 мм заклинивают несколькими клиньями, каждый из которых имеет длину 200—300 мм. Первыми устанавливают средние клинья, потом ближние от них поочередно к каждому торцу статора. Статоры больших машин имеют радиальные воздушные каналы, по которым циркулирует охлаждающий воздух. Чтобы избежать ненужных завихрений воздуха, участки клиньев, расположенные над каналами, делают со скошенными кромками. Скосы фрезеруют до установки клиньев в пазы, поэтому, располагая такие клинья по длине паза, необходимо следить, чтобы скошенные участки приходились над вентиляционными каналами.
В статорах большой длины составными делают не только клинья, но и прокладки под них, причем стыки прокладок не должны совпадать со стыками клиньев. Если при заклинивании длинных пазов с самого начала забивать клинья с нужным натягом, то пока клин дойдет до своего окончательного места, его кромки срежутся о стенки паза.

Рис. 88. Крепление обмоток из прямоугольного провода: а —в открытом пазу, б — в полуоткрытом пазу



Рис. 89. Дистанционные прокладки, установленные в лобовых частях обмотки статора:
1— лобовые части катушек, 2— дистанционные прокладки, 3 — сталь магнитопровода статора

Рис. 90. Лобовые части обмотки статора, крепление бандажными кольцами:
1 — лобовые части катушек, 2 — бандажное кольцо, 3 — сталь магнитопровода статора

Поэтому средние клинья закладывают в пазы сначала без прокладок и продвигают их к середине статора без натяга. Лишь на расстоянии, несколько большем, чем длина клина, в пазы под клин устанавливают прокладки, и последний участок клина забивают с нужным натягом.

В обмотках, выполненных из прямоугольного провода, лобовые части располагаются не вплотную друг к другу, как в обмотках из круглого провода, а с промежутками, через которые проходит охлаждающий воздух. Размер промежутков указывается в чертеже обмотки. Чтобы укрепить лобовые части и сделать все промежутки одинаковыми, между лобовыми частями катушек устанавливают дистанционные прокладки из твердого материала (текстолита, гетинакса или другого материала). Прокладки плотно привязываются к лобовым частям катушек в один или два ряда (рис. 89). Место установки дистанционных прокладок, их размер и количество витков шнура для увязки каждой из них указываются в технологической карте. Увязанные лобовые части образуют прочную в механическом отношении систему, а между лобовыми частями катушек остается свободное пространство для прохода охлаждающего воздуха.
В машинах с большим вылетом лобовых частей обмотки дополнительно крепятся к бандажным кольцам (рис. 90). Бандажные кольца сваривают из немагнитного материала и перед установкой изолируют. Изоляция бандажных колец рассчитывается на полное напряжение обмотки, так как к ним вплотную прижимаются лобовые части катушек.
В сравнительно небольших машинах бандажные кольца устанавливают без стоек, в машинах большой мощности — на стойках или кронштейнах, укрепленных к нажимным плитам статора.



 
« Обмотки ротора асинхронного двигателя   Обозначение выводов обмоток однофазных электрических машин »
электрические сети