Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Обмотчик электрических машин

Ремонт обмоток якорей, катушек возбуждения - Обмотчик электрических машин

Оглавление
Обмотчик электрических машин
Классификация и основные элементы
Потери и кпд электрических машин
Особенности электрических машин различных типов
Требования к изоляции
Изоляционные материалы
Обмоточные провода
Методы изолирования токопроводящих частей электрических машин
Виды и конструкция изоляции обмоток
Виды обмоток
Основные элементы и обозначения обмоток машин переменного тока
Способы изображения схем обмоток
Схемы трехфазных однослойных обмоток статоров
Схемы трехфазных двухслойных обмоток статоров
Соединение обмоток статоров в несколько параллельных ветвей
Обмотки статоров с дробным числом пазов на полюс и фазу
Схемы обмоток статоров многоскоростных двигателей
Особенности схем обмоток одно- и двухфазных двигателей
Намотка катушек из круглого провода
Укладка однослойных обмоток статоров из круглого провода
Укладка двухслойных обмоток статоров из круглого провода
Механизация изготовления и укладки обмоток статоров из круглого провода
Обмотки статоров для механизированной укладки
Механизированная намотка статоров совмещенным методом
Заклинивание пазов обмоток статоров
Механизированная намотка статоров раздельным методом
Формовка и бандажирование лобовых частей обмотки статоров
Комплексная механизация намотки статоров
Изготовление катушек из прямоугольного провода
Укладка обмоток статоров в полуоткрытые пазы
Укладка обмоток статоров в открытые пазы
Крепление обмоток статоров из прямоугольного провода
Изготовление стержневых обмоток статоров машин переменного тока
Особенности укладки обмоток статоров крупных электрических машин
Схемы обмоток фазных роторов
Обмотки фазных роторов с дробным числом пазов на полюс и фазу
Таблицы положений стержней в волновых обмотках роторов
Технология изготовления стержней волновых обмоток фазных роторов асинхронных двигателей
Технология укладки стержневой обмотки ротора
Короткозамкнутые роторы
Основные элементы и обозначения обмоток якорей машин постоянного тока
Простые петлевые обмотки машин постоянного тока
Уравнительные соединения машин постоянного тока первого рода
Простые волновые обмотки машин постоянного тока
Несимметричные волновые обмотки машин постоянного тока
Сложные петлевые и волновые обмотки машин постоянного тока
Уравнительные соединения машин постоянного тока второго рода
Комбинированные обмотки машин постоянного тока
Изготовление катушек якоря из круглого провода
Изготовление катушек якоря из прямоугольного провода
Особенности изготовления одновитковых обмоток якоря
Подготовка якоря к укладке обмотки якоря
Укладка обмотки якоря
Конструкция и типы коллекторов
Пайка коллекторов
Крепление обмоток якорей и роторов
Намотка проволочных бандажей
Бандажи из стеклоленты
Отделка якоря
Крепление обмоток роторов турбогенератора
Виды полюсных катушек обмоток возбуждения
Катушки обмоток возбуждения из изолированного провода
Катушки обмоток возбуждения из неизолированной шинной меди, намотанной плашмя
Катушки обмоток возбуждения из шинной меди, намотанной на ребро
Особенности изготовления катушек возбуждения крупных синхронных гидрогенераторов
Пропиточные составы и методы пропитки обмоток
Сушка обмоток
Пропитка обмоток лаками с растворителями
Пропитка обмоток лаками без растворителей
Пропитка обмоток в компаундах
Контроль и испытания обмоток
Измерение сопротивления обмоток
Измерение сопротивления изоляции обмоток
Контроль обмоток, уложенных в пазы
Проверка правильности маркировки выводных концов фаз обмотки статора
Испытание электрической прочности изоляции обмоток
Испытание междувитковой изоляции обмоток
Автоматизация испытаний электрических машин
Виды и система планово-предупредительных ремонтов
Частичный ремонт обмоток
Ремонт обмоток статоров
Ремонт обмоток фазных роторов асинхронных двигателей
Ремонт обмоток якорей, катушек возбуждения
Заключение, литература

Перед демонтажом обмотки якоря машины постоянного тока необходимо восстановить разметку якоря по старой обмотке. Обычно восстанавливают заводскую разметку — следы кернения на торцах зубцов якоря и торцах коллекторных пластин. Если этого нельзя сделать и техническая документация со схемой обмотки отсутствует, то необходимо вычертить схему. Для этого вначале определяют тип обмотки (петлевая или волновая) и шаги по пазам и по коллектору. Для стержневых обмоток такую работу сделать довольно просто, так как можно проследить положение каждой секции в пазу и последовательность соединения их выводов с коллекторными пластинами. В обмотках, секции которых состоят из нескольких витков, особенно в обмотках из круглого провода, для того чтобы точно определить шаги обмотки, необходимо отпаять и отсоединить от коллектора несколько выводных концов секций по предполагаемому шагу по коллектору, предварительно отметив пластины, с которыми они были соединены, и с помощью контрольной лампы найти выводы одной секции. Таким образом определяют шаг по пазам и шаг по коллектору.
При распайке соединений секции с коллектором одновременно устанавливают количество элементарных проводников, из которых состоит один эффективный проводник обмотки. В обмотках из прямоугольного провода один эффективный проводник образуется одним или двумя элементарными. В обмотках из круглых проводников число элементарных проводников может быть больше (концы всех элементарных проводников впаиваются в петушки коллекторных пластин один над другим).
После того как шаги определены, приступают к разметке якоря, которая проводится так же, как и в новых машинах, в зависимости от схемы обмотки и шага обмотки по пазам. Старую обмотку якоря демонтируют лишь после разметки якоря. Во время выемки обмотки из пазов полученные данные о шаге обмотки по пазам и по коллектору, числе секций в одной катушке и числе витков в одной секции уточняют. Одновременно отмечают места присоединений и количество уравнительных соединений. Все эти данные записывают и наносят на вычерченную схему обмотки.
Обмотку якоря из круглого провода вынимают так же, как обмотки статоров машин переменного тока, т. е. вытягивают из пазов с торца якоря, предварительно обрезав лобовые части с противоположной стороны. Катушки из прямоугольной меди и стержневую обмотку вынимают из пазов поочередно. Переизолировку или изготовление новых катушек обмотки производят по такой же технологии, как и при производстве новых машин.
Подготовка якоря к укладке обмотки включает также полную ревизию коллектора. Проверяют плотность крепления пластин, при необходимости заменяют бандажи из шнура или стеклоленты на коллекторных конусах в местах выхода манжет из-под пластин. Проверяют состояние самих коллекторных манжет, очищают от остатков припоя петушки коллектора. Поверхность коллектора в зависимости от ее состояния протачивают или шлифуют; продороживают изоляцию между пластинами. Для измерения сопротивления изоляции коллектора и испытания ее электрической прочности коллектор обертывают несколькими витками неизолированной медной проволоки так, чтобы она плотно прилегала ко всем пластинам. Один вывод испытательной установки или мегаомметра для измерения сопротивления изоляции подключают к проволоке, другой — к валу якоря.
Укладку обмотки начинают с установки уравнительных соединений, изоляции обмоткодержатeлeй и пазовой изоляции. Последовательность дальнейших работ по укладке и контролю обмотки такая же, как и при изготовлении новых машин.

§ 86. РЕМОНТ КАТУШЕК ВОЗБУЖДЕНИЯ

Ремонт многовитковых катушек возбуждения из круглого или прямоугольного провода, как правило, не производят, так как любое повреждение обмотки — пробой витковой, корпусной изоляции или обрыв провода — в большинстве случаев приводит к повреждению изоляции нескольких соседних витков и обычно требует перемотки всей катушки. Использовать старый обмоточный провод для вторичной намотки катушки также в большинстве случаев не удается, так как в результате нескольких перегибов и натяжения во время намотки его изоляция теряет механическую прочность. Кроме того, витки катушек сцементированы пропиточным лаком, очистить от остатков которого весь провод катушки не удается.
Старую медь используют лишь при ремонте катушек возбуждения синхронных машин и полюсов машин постоянного тока, намотанных из неизолированной шинной меди. Для ремонта катушки снимают с полюсов, витки растягивают, очищают от старой витковой изоляции, состоящей большей частью из асбестовой бумаги, и прокладывают новую изоляцию, промазывая ее клеящим лаком. Катушки опрессовывают и устанавливают на полюсы после замены на них корпусной изоляции. Полюсы изолируют по такой же технологии, как и при производстве новых машин.
Правила и нормы контроля и испытаний капитально отремонтированных катушек возбуждения такие же, как для новых машин.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. В чем заключается система планово-предупредительного ремонта?
  2. Какие работы выполняют во время текущих ремонтов электрических машин?
  3. Какие работы, выполняют во время капитального ремонта электрических машин?
  4. В каких случаях производят частичный ремонт обмоток электрических машин?
  5. Как определить место замыкания обмотки на корпус?
  6. Как удаляют старую обмотку из круглого провода из пазов статора во время капитального ремонта?
  7. Как демонтируют стержневую обмотку фазных роторов асинхронных двигателей?
  8. Какие работы нужно выполнить до выемки старой обмотки из пазов якоря машины постоянного тока?
  9. Какие работы следует провести с коллектором, перед тем как начать укладку новой обмотки якоря?


 
« Обмотки ротора асинхронного двигателя   Обозначение выводов обмоток однофазных электрических машин »
электрические сети