Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Обмотчик электрических машин

Катушки обмоток возбуждения из шинной меди, намотанной на ребро - Обмотчик электрических машин

Оглавление
Обмотчик электрических машин
Классификация и основные элементы
Потери и кпд электрических машин
Особенности электрических машин различных типов
Требования к изоляции
Изоляционные материалы
Обмоточные провода
Методы изолирования токопроводящих частей электрических машин
Виды и конструкция изоляции обмоток
Виды обмоток
Основные элементы и обозначения обмоток машин переменного тока
Способы изображения схем обмоток
Схемы трехфазных однослойных обмоток статоров
Схемы трехфазных двухслойных обмоток статоров
Соединение обмоток статоров в несколько параллельных ветвей
Обмотки статоров с дробным числом пазов на полюс и фазу
Схемы обмоток статоров многоскоростных двигателей
Особенности схем обмоток одно- и двухфазных двигателей
Намотка катушек из круглого провода
Укладка однослойных обмоток статоров из круглого провода
Укладка двухслойных обмоток статоров из круглого провода
Механизация изготовления и укладки обмоток статоров из круглого провода
Обмотки статоров для механизированной укладки
Механизированная намотка статоров совмещенным методом
Заклинивание пазов обмоток статоров
Механизированная намотка статоров раздельным методом
Формовка и бандажирование лобовых частей обмотки статоров
Комплексная механизация намотки статоров
Изготовление катушек из прямоугольного провода
Укладка обмоток статоров в полуоткрытые пазы
Укладка обмоток статоров в открытые пазы
Крепление обмоток статоров из прямоугольного провода
Изготовление стержневых обмоток статоров машин переменного тока
Особенности укладки обмоток статоров крупных электрических машин
Схемы обмоток фазных роторов
Обмотки фазных роторов с дробным числом пазов на полюс и фазу
Таблицы положений стержней в волновых обмотках роторов
Технология изготовления стержней волновых обмоток фазных роторов асинхронных двигателей
Технология укладки стержневой обмотки ротора
Короткозамкнутые роторы
Основные элементы и обозначения обмоток якорей машин постоянного тока
Простые петлевые обмотки машин постоянного тока
Уравнительные соединения машин постоянного тока первого рода
Простые волновые обмотки машин постоянного тока
Несимметричные волновые обмотки машин постоянного тока
Сложные петлевые и волновые обмотки машин постоянного тока
Уравнительные соединения машин постоянного тока второго рода
Комбинированные обмотки машин постоянного тока
Изготовление катушек якоря из круглого провода
Изготовление катушек якоря из прямоугольного провода
Особенности изготовления одновитковых обмоток якоря
Подготовка якоря к укладке обмотки якоря
Укладка обмотки якоря
Конструкция и типы коллекторов
Пайка коллекторов
Крепление обмоток якорей и роторов
Намотка проволочных бандажей
Бандажи из стеклоленты
Отделка якоря
Крепление обмоток роторов турбогенератора
Виды полюсных катушек обмоток возбуждения
Катушки обмоток возбуждения из изолированного провода
Катушки обмоток возбуждения из неизолированной шинной меди, намотанной плашмя
Катушки обмоток возбуждения из шинной меди, намотанной на ребро
Особенности изготовления катушек возбуждения крупных синхронных гидрогенераторов
Пропиточные составы и методы пропитки обмоток
Сушка обмоток
Пропитка обмоток лаками с растворителями
Пропитка обмоток лаками без растворителей
Пропитка обмоток в компаундах
Контроль и испытания обмоток
Измерение сопротивления обмоток
Измерение сопротивления изоляции обмоток
Контроль обмоток, уложенных в пазы
Проверка правильности маркировки выводных концов фаз обмотки статора
Испытание электрической прочности изоляции обмоток
Испытание междувитковой изоляции обмоток
Автоматизация испытаний электрических машин
Виды и система планово-предупредительных ремонтов
Частичный ремонт обмоток
Ремонт обмоток статоров
Ремонт обмоток фазных роторов асинхронных двигателей
Ремонт обмоток якорей, катушек возбуждения
Заключение, литература

Намотка шинных катушек на ребро — более сложная операция, чем намотка плашмя, особенно при больших отношениях ширины шинной меди к ее толщине. Для намотки катушек создано несколько типов намоточных станков, позволяющих наматывать шинные катушки с одним или двумя радиусами изгибов (рис. 169).
Катушки с одним радиусом изгиба лобовой части витков устанавливают на узких полюсных сердечниках — дополнительных полюсах и в большинстве полюсов роторов синхронных машин, катушки с двумя радиусами изгибов — на широких сердечниках.

Рис. 169. Витки катушки возбуждения:
а —с одним радиусом изгиба, б —с двумя радиусами изгиба

Намоточный станок
Рис. 170. Намоточный станок ПНК-2:
а — кинематическая схема, б — схема взаимного перемещения стола и планшайбы станка

На рис. 170, а дана кинематическая схема полуавтоматического намоточного станка ПНК-2 для намотки полюсных катушек на ребро с одним радиусом изгиба. На массивной станине станка укреплена поворотная планшайба 7 с двигающимся по ней столом 4 с зубчатой рейкой. Поворот планшайбы и движение стола происходят поочередно: при повороте планшайбы стол неподвижен, при движении стола неподвижна планшайба. Приводной двигатель 11 станка соединен клиноременной передачей с распределительным механизмом, состоящим из нескольких магнитных муфт и зубчатых зацеплений. Стол движется при включении муфты 10 через систему шестерен, приводящую во вращение зубчатое колесо 6, сцепленное с рейкой стола 5. В зависимости от положения зубчатых колес реверсивной муфты 9 стол движется в одном или в другом направлении относительно планшайбы. Во время движения стола планшайба удерживается в неподвижном состоянии магнитным тормозом 3. Поворот планшайбы происходит при включении электромагнитной муфты 2 и одновременном выключении тормоза. В это время стол 4 закреплен неподвижно в одном из своих крайних положений относительно планшайбы фиксирующим болтом 8.
Процесс формирования витков катушки пояснен на рис. 170, б. Положение 1 — планшайба 7 неподвижна; стол 4 двигается от одного крайнего положения к другому, формируя длинную сторону витка. Положение II — стол фиксируется в неподвижном состоянии относительно планшайбы; планшайба поворачивается на 180° вместе со столом, формируя изгиб витка. Положение III — планшайба неподвижна, стол движется в другую сторону относительно планшайбы, формируя другую длинную сторону витка. Положение IV — стол неподвижен, планшайба поворачивается на 180°, формируя второй изгиб витка, и возвращается в положение I. Далее процесс намотки повторяется. Все переключения производятся автоматически конечными выключателями, установленными на станине и планшайбе станка. Медная шина во время намотки прижимается к поверхности планшайбы с помощью прижимного устройства 1, давление которого регулируется грузом 12.
На станке наматывается непрерывная спираль из шинной меди с заданными размерами витков. Катушки получают, разрезая спираль на части с нужным числом витков.
Аналогично работают и другие станки для намотки полюсных катушек из шинной меди на ребро. Принцип работы их также построен на сложном движении шаблона, обеспечивающем равномерное натяжение шины во время формирования витков катушки.
Намотка шинной меди на ребро всегда вызывает деформацию шины: на внутреннем радиусе изгиба шина утолщается, на внешнем несколько растягивается, и витки катушки непосредственно после намотки не могут плотно прилегать друг к другу. Для придания виткам первоначальных размеров катушку опрессовывают. До опрессовки, чтобы снять остаточные напряжения, появившиеся при изгибе, медь витков отжигают. Для этого катушку помещают в электропечь, нагревают до 600— 620°С и выдерживают при этой температуре в течение 30— 40 мин в зависимости от сечения медной шины. После этого охлаждают в ванне с водой и на несколько минут помещают в ванну с 5%-ным раствором серной кислоты для удаления с поверхности витков образовавшейся при нагреве оксидной пленки. Кислоту смывают в ванне проточной водой, катушку сушат и передают на опрессовку.
Первая опрессовка имеет своей целью удалить утолщения, образовавшиеся во время изгиба шины на ребро. Для этого


Рис. 171. Шаблон для правки и опрессовки катушек, намотанных из шинной меди на ребро
между витками в местах закруллении прокладывают стальные закаленные пластины и сжимают витки прессом до их полного прилегания торцовыми поверхностями друг к другу.

Во время второй опрессовки правятся внутренние и внешние размеры катушки. Для этой цели применяют разборный шаблон (рис. 171), состоящий из двух щек 1 и 5, трехклинового сердечника 3 и двух болтов 2 и 4 с шайбами и гайками. Размеры сердечника и щек соответствуют расчетным размерам катушки: ширина и длина сердечника в собранном виде — размерам окна катушки, высота его деталей — высоте, а ширина щек — ширине катушки. Опрессовку проводят в два приема. Сначала выправляются внутренние размеры и высота катушки. Катушку устанавливают на столе пресса на нижнюю щеку шаблона, вкладывают два боковых клина сердечника, устанавливают верхнюю щеку и прессом вдавливают средний клин сердечника. Пока средний клин сердечника не сравнялся с верхней щекой, пресс давит только на клин. После этого давление пресса распространяется также и на верхнюю щеку, которая осаживается вместе с клином до упора пресса в крайние части сердечника. Таким образом правятся размеры внутреннего окна катушки и опрессовываются ее витки до расчетной высоты. После этого давление снимают, шаблон поворачивают набок, устанавливают болты, стягивают катушку между двумя щеками и давлением пресса на боковую поверхность правят наружные размеры катушки. Ограничением хода пресса при этом служит размер боковых щек шаблона.
После опрессовки витки катушки растягивают гармошкой и устанавливают витковую изоляцию — асбестовую бумагу, нарезанную по конфигурации витков с некоторым запасом. Витки катушки зажимают, излишки изоляции с внутренней и наружной стороны срезают ножом и катушки в местах закруглений обтягивают лавсановой лентой для предохранения витковой изоляции от возможного сдвига.
Перед пропиткой катушки зажимают струбцинами и сушат в печи при 110— 130оС. После этого струбцины ослабляют и катушки опускают в пропиточную ванну с лаком. Перед сушкой в печи после пропитки струбцины вновь зажимают, а спустя примерно половину времени сушки, катушки вынимают из печи и подтягивают струбцины. После окончательной сушки на катушки накладывают корпусную изоляцию и пропитывают второй раз.



 
« Обмотки ротора асинхронного двигателя   Обозначение выводов обмоток однофазных электрических машин »
электрические сети