Стартовая >> Архив >> Генерация >> Гидравлическое оборудование ГЭС и его монтаж

Специальные подъемно-транспортные работы - Гидравлическое оборудование ГЭС и его монтаж

Оглавление
Гидравлическое оборудование ГЭС и его монтаж
Введение
Основы теории гидротурбин
Явление кавитации в гидротурбинах
Модельные испытания и характеристики гидротурбин
Номенклатура гидротурбин
Выбор основных параметров гидротурбин
Конструкции гидротурбин
Рабочие колеса гидротурбин
Отсасывающие трубы гидротурбин
Конструктивные схемы современных гидротурбин
Конструкции основных узлов гидротурбин
Камера рабочего колеса
Направляющие аппараты реактивных гидротурбин
Сервомоторы направляющего аппарата
Рабочие колеса гидротурбин
Маслоприемники, валы гидротурбин
Подшипники гидротурбин
Вспомогательные механизмы гидротурбин
Вспомогательное оборудование гидроэлектростанций
Регулирование гидроагрегатов и автоматика
Котельные регуляторы
Регулирование  гидротурбин
Электрогидравлический регулятор скорости
Автоматическое управление гидротурбинами
Параметры гидрогенераторов
Конструктивные схемы гидрогенераторов
Статоры генераторов
Роторы генераторов
Крестовины генераторов
Подпятники
Направляющие подшипники
Вспомогательные устройства генераторов
Организация и подготовка монтажных работ
Организация и технология монтажных работ
Проектирование монтажных работ
Монтажно-сборочные и производственные базы
Подготовка оборудования к монтажу
Монтажные средства
Техника безопасности и промсанитария
Организация труда
Учет монтажных работ и техническая отчетность
Специальные подъемно-транспортные работы
Слесарно-подгоночные операции
Сборочные работы
Выверка и фиксация деталей и узлов
Требования к фундаментам и бетонированию
Производство монтажных работ в зимнее время
Технология монтажа вертикальных гидротурбин
Монтаж деталей проточной части высоконапорных радиально-осевых гидротурбин
Закладные детали поворотнолопастных гидротурбин - монтаж
Направляющий аппарат гидротурбины - монтаж
Рабочие колеса радиально-осевых гидротурбин - монтаж
Рабочие колеса поворотнолопастных гидротурбин - монтаж
Центровка ротора гидротурбины
Подшипники гидротурбин - монтаж
Монтаж системы регулирования
Монтаж вспомогательных механизмов гидротурбин
Особенности монтажа ковшовых гидротурбин
Организация сборки и монтажа вертикальных генераторов
Закладные части вертикального генератора - монтаж
Монтаж опорных конструкций вертикальных гидрогенераторов
Сборка и установка статора вертикальных гидрогенераторов
Сборка и установка ротора вертикального генератора
Монтаж подпятников вертикальных гидрогенераторов
Центровка ротора вертикального генератора
Соединение валов турбины и вертикального генератора
Центровка ротора вертикального гидроагрегата
Монтаж направляющих подшипников вертикальных гидрогенераторов
Монтаж системы возбуждения  и воздушного охлаждения вертикальных гидрогенераторов
Технологический процесс монтажа горизонтального гидроагрегата
Монтаж закладных деталей гидротурбины горизонтального гидроагрегата
Установка корпусов подшипников, направляющего аппарата  горизонтального гидроагрегата
Монтаж ротора гидротурбины горизонтального гидроагрегата
Монтаж горизонтальных гидрогенераторов
Центровка горизонтального гидроагрегата
Монтаж горизонтальных капсульных гидроагрегатов
Пуск, наладка и испытания смонтированных гидроагрегатов
Проверка гидроагрегата при заполненных водоподводящем и водоотводящем трактах
Пробный пуск гидроагрегата
Испытания гидроагрегата под нагрузкой
Вибрация гидроагрегата
Натурные энергетические испытания гидроагрегатов

ГЛАВА СЕДЬМАЯ
ОБЩИЕ ВИДЫ МОНТАЖНЫХ РАБОТ
1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ РАБОТЫ
В связи с исключительно большими габаритами и весами деталей и узлов гидроагрегатов подъемно-транспортные (такелажные) работы при монтаже гидроэнергетического оборудования являются очень сложными и ответственными. Общие указания по подъемно-транспортным работам и грузоподъемным механизмам даются в соответствующей литературе. Поэтому ниже будут рассмотрены только подъемно- транспортные операции, характерные для монтажно-сборочных работ по гидроагрегатам. Специальные указания по подъемно-транспортным операциям с отдельными деталями и узлами гидроагрегатов приводятся в соответствующих разделах технологии монтажных работ.
Подъемно-транспортные работы при монтаже гидроагрегатов требуют тщательной подготовки и их выполнения, а также высокой квалификации такелажного персонала.
Руководитель монтажа должен хорошо знать подъемно-транспортные работы и уметь руководить их непосредственным выполнением при сборке и установке наиболее соответственных деталей и узлов: рабочих колес, статоров и роторов генераторов и др.

Основными подъемно-транспортными операциями при монтаже гидроагрегатов являются строповка детали или узла (закрепление к крюку крана), подъем, горизонтальное перемещение и установка на место, а также кантовка (поворот в вертикальной плоскости).
Строповка детали или узла заключается в прикреплении его к крюку подъемного механизма с помощью троса (стропа) или специальных захватных приспособлений. Правильная строповка деталей позволяет осуществлять удобный, быстрый, надежный и безопасный подъем, транспортировку и установку деталей на место. При этом должно быть обеспечено определенное и постоянное положение детали в пространстве при подъеме и горизонтальном ее перемещении. Место крепления детали к стропам или захватным устройствам должно быть расположено выше центра ее тяжести, а центр тяжести детали должен находиться на одной линии с вертикальной осью крюка крана. Пример строповки несимметричной сегментной детали показан на рис. 7-1 и кольцевой симметричной детали—на рис. 7-2.
После изготовления или ремонта все стропы, захватные устройства и соединительные траверзы должны подвергаться испытанию в течение не менее 10 мин.: стропы — нагрузкой, превышающей вдвое их номинальную грузоподъемность, а захватные устройства и траверзы — нагрузкой, превышающей номинальную на 25%. Периодически в процессе работы стропы и захватные устройства должны осматриваться ответственным лицом.
Присоединение деталей к крюку крана с помощью стропов ограничивается величиной веса деталей. Поэтому при монтаже гидроагрегатов широко применяются специальные захватные устройства: для подъема рабочего колеса и валов, для кантовки втулки рабочего колеса и сегментов статора генератора, для подъема статора и ротора генератора, верхней крестовины и др. Большая часть таких приспособлений поставляется заводами-изготовителям, а некоторые изготовляются на месте монтажа.
Кантовка деталей, вызываемая необходимостью поворота их из горизонтального в вертикальное положение (валы вертикальных турбин и генераторов) или полного поворота их на 180° (втулки рабочих колес поворотнолопастных турбин и др.), производится вне кратера агрегата на монтажной или сборочной площадке. Обычно детали кантуются поворотом их на соответствующих подкладках через грань (рис. 7-3). Кантовать детали следует только по ходу тележки крана или его моста с одновременным перемещением крюка за деталью так, чтобы крюк все время находился в вертикальном положении и не оттягивался в сторону. Удобно и надежно можно кантовать детали на весу с помощью  двух крюков одного крана или двух кранов (рис. 7-4), учитывая при этом, что грузоподъемность малого крюка должна быть более нагрузки на него от веса детали в самом невыгодном ее положении.

Рис. 7-2. Схема строповки симметричной кольцевой детали.

Схема кантовки
Рис. 7-3. Схема кантовки валов в вертикальное положение одним краном. а— кантовка вала турбины; б  — кантовка вала генератора; 1 — вал турбины; 2 — проушина для захвата вала; 3 — деревянные подкладки; 4 — вал генератора; 5 — хомут для захвата

Подъем и перемещение крупных деталей и узлов (рабочие колеса, крышки турбин, валы, роторы и статоры генераторов, нижние и верхние крестовины) должны выполняться в строгом соответствии с проектом производства монтажных работ или указаниями заводов-изготовителей


Рис. 7-4. Схема кантовки цилиндрической детали двумя крюками.
и под непосредственным руководством производителя работ или мастера.


Рис. 7-5. Схема подъема деталей с помощью траверс.
а — подъем двумя кранами одинаковой грузоподъемности; б — подъем двумя крюками одного крана или двумя кранами  

Подъем деталей больших весов осуществляется двумя кранами с помощью специальной траверсы, соединяющей краны и распределяющей нагрузку между ними (рис. 7-5,а). Для того чтобы отдельные сечения траверсы не были перенапряжены из-за неравномерности подъема крюков, необходимо обязательно осуществлять шарнирное присоединение детали к траверсе и траверсы к крюкам. Перемещение тележек и мостов крюков в процессе работ должно быть равномерным и одновременным, а положение траверсы — горизонтальным.

При определении грузоподъемности крана, необходимой для подъема детали, следует учитывать также вес траверсы, составляющий до 10% веса поднимаемой детали. Суммарная грузоподъемность обоих кранов должна быть не менее 1,1 веса детали.
Для кантовки, а также для подъема, и транспортировки деталей возможно использование двух крюков одного крана или двух кранов разной грузоподъемности (рис. 7-5, б). В таких случаях необходимо учитывать, что крюки одного крана имеют разные грузоподъемности и скорости подъема. При работе с соединительной траверсой вес детали и траверсы может быть равен суммарной грузоподъемности обоих крюков, на точка подвеса детали должна находиться на расстоянии, обратно пропорциональном грузоподъемности крюков, т. е.


Для более быстрого выполнения подъемно-транспортных работ на монтажных и сборочных площадках удобно иметь таблицу допускаемых грузоподъемностей стропов, рым-болтов, скоб и других захватных приспособлений, применяемых в процессе монтажа, по которой и следует выбирать необходимые захватные средства.
Установку детали в заранее подготовленное проектное или сборочное положение необходимо производить осторожно и плавно, без удара. Установленные детали и узлы до снятия с крюка крана и со стропов должны находиться в надежном устойчивом положении или принудительно закрепляться на месте установки.
В процессе сборки и монтажа иногда приходится перемещать детали и узлы агрегата в горизонтальной или несколько наклонной плоскости без применения кранов — такелажным способом. Перемещения могут производиться как по железнодорожным путям, так и непосредственно по земле или по снегу на полозьях или катках. Тяговые усилия для перемещения деталей в таких случаях создаются лебедками или другими средствами. Величины тяговых усилий, необходимых для перемещения детали, могут быть выбраны по табл. 7-1 в зависимости от способа перемещения.

Таблица 7-1
Тяговые усилия при перемещении деталей и узлов такелажным способом



 
« Генератор вихрей   Гидратный водно-химический режим на электростанциях с барабанными котлами »
электрические сети