Содержание материала

Нижняя крестовина подвесного генератора до установки на место полностью собирается вместе с тормозной системой на монтажной площадке. При сборке вначале на выкладках устанавливаются фундаментные плиты, на которые опускается мост крестовины. К мосту затем присоединяются отъемные лапы так, чтобы тормозные опорные поверхности на крестовине были горизонтальны и находились в одной плоскости. Расположение лап в одной плоскости проверяется нивелиром, а горизонтальность— уровнем. После выверки затягиваются соединительные болты, ставятся контрольные шпильки и все гайки прихватываются электросваркой. К крестовине крепятся также фундаментные плиты, устанавливаемые по центру отверстий соединительных болтов.
Тормозные домкраты перед установкой разбираются, осматриваются, проверяются рабочие детали их и просаливаются уплотняющие манжеты. Затем тормоза собираются и производится гидравлическое испытание их. При установке тормозов на лапы крестовины необходимо соблюдать их маркировку. Расположение верхних поверхностей тормозных домкратов в одной горизонтальной плоскости проверяется после выверки нижней крестовины перед установкой ротора. Трубопроводы тормозной системы, расположенные на самой крестовине, устанавливаются при ее сборке. Присоединение трубопроводов к сети и гидравлическое испытание всей системы торможения производятся после установки нижней крестовины на место.
Установка крестовины в шахту агрегата производится после опускания в шахту рабочего колеса и основных габаритных деталей турбины. Раньше крестовину ставить нельзя, так как она перекрывает собой кратер агрегата, вследствие чего прекращается возможность опускания деталей турбины. После установки нижней крестовины на место фундаментные болты заводятся в фундаментные плиты и закрепляются по центру отверстия в плите с помощью центрирующих колец. Установленная крестовина предварительно проверяется по высоте относительно фланца вала турбины и соосности с валом агрегата (рис. 9-4,б).

Нижняя крестовина зонтичного генератора собирается в укрупненный блок с тормозной системой и подпятником, также на монтажной площадке. Для этого центральная часть крестовины устанавливается на выкладках, и затем к ней присоединяются лапы, между которыми закрепляются промежуточные балки. Фундаментные плиты присоединяются к лапам крестовины. При монтаже тормозной системы производятся ревизия и испытание тормозов и прокладка воздушного трубопровода. На опорной части крестовины собираются масляная ванна и подпятник, состоящий из основания, опорных болтов и сегментов. Установленная на место крестовина выверяется относительно фланца турбинного вала по осям агрегата и отметке (рис. 9-4,б).

Тормозные домкраты вне зависимости от того, устанавливаются ли они на нижней крестовине или на бетонных опорах, окончательно выверяются после центровки вала генератора. При этом трущиеся поверхности тормозных колодок по заводским требованиям должны быть установлены в одной горизонтальной плоскости с точностью до ±0,5 мм. Отклонение от проектного значения расстояния от плоскости трения тормозных колодок до наиболее низкой части тормозного диска не должно превышать 5 мм.

Верхняя крестовина.

При сборке на монтажной площадке верхней крестовины подвесного генератора центральная часть ее (втулка) устанавливается на деревянных выкладках или металлических опорах так, чтобы под лапы крестовины можно было поставить домкраты. К втулке поочередно ставятся лапы, расположенные диаметрально противоположно, выверяются домкратами по уровню, фиксируются шпонками и крепятся временными болтами, которые, после проверки сборки крестовины заменяются постоянными шпильками. Затягивание гаек шпилек должно производиться с одинаковыми усилиями. По окончании затягивания гайки прихватываются электросваркой и на место устанавливаются контрольные штифты. Масляные ванны подпятника и верхнего направляющего подшипника целесообразно устанавливать на место при сборке верхней крестовины на монтажной площадке. До установки ванну необходимо очистить от грязи и ржавчины. Поставленная на место масляная ванна выверяется, закрепляется болтами и штифтуется. В масляной ванне устанавливается выгородка подпятника или подшипника с постановкой уплотняющей прокладки. Собираются также маслоохладители и испытываются гидравлическим давлением 3,5—4 кГ/см2 в течение часа.
Верхняя крестовина ставится на статор после опускания на место ротора генератора. Предварительно между лапами крестовины и верхним фланцем статора закладываются подкладки из листовой стали, с помощью которых крестовина выверяется по высотной отметке и горизонтальности. Проверяется также соосность крестовины и вала агрегата (рис. 9-4,а).

Порядок выполнения проверок и монтажные допуски на установку крестовин приведены в табл. 9-1. После выверки лапы верхней крестовины крепятся болтами к опорному фланцу статора и штифтуются.

Таблица 9-1
Порядок проверок и величины допусков на монтаж крестовин генераторов

В генераторах, требующих электрической изоляции крестовин, величина сопротивления изоляции должна быть не менее 0,3 Мом.
Распорные домкраты, расположенные у верхних крестовин, монтируются и напрягаются после установки на место крестовины в процессе выверки ее. Однако в связи с неравномерностью вдавливания домкратов в бетон при линейном тепловом расширении лап крестовины в работающем агрегате могут произойти нарушение центровки агрегата и резкое повышение вибрации крестовины. Поэтому рекомендуется окончательный распор домкратов производить после пуска агрегата, когда температура крестовины и статора будет близка к рабочей. При этом необходимо к каждой лапе крестовины установить индикатор и тщательно следить, чтобы не происходило смещения крестовины.
Направляющая верхняя крестовина зонтичного генератора с направляющим подшипником и без него укрупняется на монтажной площадке и устанавливается на место аналогично верхней крестовине подвесного генератора.