Стартовая >> Архив >> Генерация >> Гидравлическое оборудование ГЭС и его монтаж

Маслоприемники, валы гидротурбин - Гидравлическое оборудование ГЭС и его монтаж

Оглавление
Гидравлическое оборудование ГЭС и его монтаж
Введение
Основы теории гидротурбин
Явление кавитации в гидротурбинах
Модельные испытания и характеристики гидротурбин
Номенклатура гидротурбин
Выбор основных параметров гидротурбин
Конструкции гидротурбин
Рабочие колеса гидротурбин
Отсасывающие трубы гидротурбин
Конструктивные схемы современных гидротурбин
Конструкции основных узлов гидротурбин
Камера рабочего колеса
Направляющие аппараты реактивных гидротурбин
Сервомоторы направляющего аппарата
Рабочие колеса гидротурбин
Маслоприемники, валы гидротурбин
Подшипники гидротурбин
Вспомогательные механизмы гидротурбин
Вспомогательное оборудование гидроэлектростанций
Регулирование гидроагрегатов и автоматика
Котельные регуляторы
Регулирование  гидротурбин
Электрогидравлический регулятор скорости
Автоматическое управление гидротурбинами
Параметры гидрогенераторов
Конструктивные схемы гидрогенераторов
Статоры генераторов
Роторы генераторов
Крестовины генераторов
Подпятники
Направляющие подшипники
Вспомогательные устройства генераторов
Организация и подготовка монтажных работ
Организация и технология монтажных работ
Проектирование монтажных работ
Монтажно-сборочные и производственные базы
Подготовка оборудования к монтажу
Монтажные средства
Техника безопасности и промсанитария
Организация труда
Учет монтажных работ и техническая отчетность
Специальные подъемно-транспортные работы
Слесарно-подгоночные операции
Сборочные работы
Выверка и фиксация деталей и узлов
Требования к фундаментам и бетонированию
Производство монтажных работ в зимнее время
Технология монтажа вертикальных гидротурбин
Монтаж деталей проточной части высоконапорных радиально-осевых гидротурбин
Закладные детали поворотнолопастных гидротурбин - монтаж
Направляющий аппарат гидротурбины - монтаж
Рабочие колеса радиально-осевых гидротурбин - монтаж
Рабочие колеса поворотнолопастных гидротурбин - монтаж
Центровка ротора гидротурбины
Подшипники гидротурбин - монтаж
Монтаж системы регулирования
Монтаж вспомогательных механизмов гидротурбин
Особенности монтажа ковшовых гидротурбин
Организация сборки и монтажа вертикальных генераторов
Закладные части вертикального генератора - монтаж
Монтаж опорных конструкций вертикальных гидрогенераторов
Сборка и установка статора вертикальных гидрогенераторов
Сборка и установка ротора вертикального генератора
Монтаж подпятников вертикальных гидрогенераторов
Центровка ротора вертикального генератора
Соединение валов турбины и вертикального генератора
Центровка ротора вертикального гидроагрегата
Монтаж направляющих подшипников вертикальных гидрогенераторов
Монтаж системы возбуждения  и воздушного охлаждения вертикальных гидрогенераторов
Технологический процесс монтажа горизонтального гидроагрегата
Монтаж закладных деталей гидротурбины горизонтального гидроагрегата
Установка корпусов подшипников, направляющего аппарата  горизонтального гидроагрегата
Монтаж ротора гидротурбины горизонтального гидроагрегата
Монтаж горизонтальных гидрогенераторов
Центровка горизонтального гидроагрегата
Монтаж горизонтальных капсульных гидроагрегатов
Пуск, наладка и испытания смонтированных гидроагрегатов
Проверка гидроагрегата при заполненных водоподводящем и водоотводящем трактах
Пробный пуск гидроагрегата
Испытания гидроагрегата под нагрузкой
Вибрация гидроагрегата
Натурные энергетические испытания гидроагрегатов

9. МАСЛОПРИЕМНИКИ

Подвод масла под давлением к сервомотору рабочего колеса поворотнолопастной турбины осуществляется с помощью маслоприемника. который располагается обычно на возбудителе генератора и охватывает вращающиеся трубчатые штанги, проходящие внутри вала агрегата. Схема подвода масла к лопастям рабочего колеса показана на рис. 3-19.

Рис. 3-19. Схема маслоприемника и штанги рабочего колеса.
Маслоприемник представляет собой конический корпус 1, разделенный на отдельные камеры для масла. Внутри него находятся направляющие для головки штанги 2. Сверху к головке штанги присоединяется траверса 3, осуществляющая связь штанги с тросовым приводом обратной связи с золотником регулятора, а также привод специального генератора электрической связи с регулятором. Штанга состоит из наружной 4 и внутренней 5 стальных труб, приваренных к фланцам 6. К наружной трубе приварены цилиндрические направляющие 7, скользящие по бронзовым втулкам 8, установленным возле плоскостей разъема вала агрегата. Каждый фланец имеет отверстия и прорези для свободного прохода масла.
После установки штанги в валу образуются три полости а, b и с для прохода масла. Полость а соединена со сливным резервуаром маслонапорной установки и является безнапорной. Полость b между валом и наружной трубой штанги соединяется со сливной камерой маслоприемника и служит для слива масла из внутренней полости рабочего колеса. Через полость b между наружной и внутренней трубами масло поступает под поршень сервомотора, а через полость с внутренней трубы, масло подается сверху поршня сервомотора. Наверху напорные полости соединяются с напорными камерами маслоприемника.
На рис. 3-20 показана современная нормализованная конструкция маслоприемника отечественных гидротурбин. Маслоприемник состоит из нижней ванны 1 и корпуса 2, имеющего патрубки 3 для присоединения напорных масляных труб к напорно-сливным камерам b и с. На напорном патрубке установлен манометр 4. Внутри нижняя ванна имеет горловину, к которой подходит маслоотражательное кольцо 5, создавая лабиринтное уплотнение, предотвращающее протечки масла из сливного резервуара на генератор.
Головка штанги 6 направляется внутри корпуса втулками 7. Сверху к головке штанги присоединена через два шарикоподшипника траверса 8. Перемещаясь со штангами, траверса служит приводом обратной связи с золотником регулятора, которая в данной конструкции выполнена в виде тросовой передачи 9. Ролик передачи 10 закреплен на кронштейне в корпусе маслоприемника. К траверсе крепится также указатель положения лопастей рабочего колеса. В головку траверсы входит шлицевый валик 11, на который насажен ротор генератора электропривода маятника регулятора. При вращении штанги вращается и ролик с ротором генератора, отражая все колебания скорости вращения рабочего колебания турбины. Шлицевое соединение позволяет головке штанги  свободно перемещаться в вертикальном направлении по валику при движениях поршня сервомотора.
Маслоприемник
Рис. 3-20. Маслоприемник.
Маслоприемник, штанга и маслопроводы представляют собой замкнутый контур блуждающих токов, вызывающих коррозию деталей. Поэтому во внешних соединениях маслоприемника предусматривается установка изоляционных прокладок и втулок, прерывающих этот контур.
Штанги в маслоприемнике одновременно вращаются и перемещаются в осевом направлении, что обусловливает необходимость при монтаже очень тщательно центровать маслоприемник относительно штанги. Втулки маслоприемника являются не только направляющими головки штанги, но и служат для уплотнения и предохранения от чрезмерных протечек масла из напорных камер в сливную полость. Поэтому большие зазоры в них не допускаются.

3-10. ВАЛЫ ГИДРОТУРБИН

Вал вертикальной турбины представляет собой обечайку с толстыми стенками и фланцами на ее концах. Центральное отверстие внутри вала используется в поворотнолопастных турбинах для подвода масла к рабочему колесу, а в радиально-осевых — для подачи воздуха под рабочее колесо с целью уменьшения явлений кавитации. Это отверстие позволяет также контролировать состояние металла путем перископического осмотра внутренней поверхности вала.

В зависимости от компоновки машинного здания и конструкции агрегата вал его может состоять из двух частей — вала турбины и вала генератора либо из трех частей — вала турбины, промежуточного вала и вала генератора. Все соединения валов между собой и с рабочим колесом турбины производятся жесткими фланцами. В последнее время вал гидроагрегата все чаще стал выполняться общим, что упрощает конструкцию и изготовление агрегата, снижает стоимость и уменьшает его габариты по высоте. Общий вал агрегата имеет только один фланец для крепления рабочего колеса, что устраняет возможность излома линии вала во фланцевых соединениях, а также облегчает монтаж и ремонты гидроагрегата.
Валы гидротурбин
Рис. 3-21. Валы гидротурбин.
а —кованый вал; б —сварной вал турбины с расширенным фланцем; в — сварной вал турбины мощностью 500 тыс. кВт.
Спокойная и надежная работа гидроагрегата в значительной степени зависит от качества соединения валов между собой и с сопрягаемыми деталями, соосности рабочих поверхностей вала с его геометрической осью, величины зазоров между валом и подшипниками, соосности вала турбины и ротора генератора и величины излома линии вала во фланцевых соединениях. При проектировании, изготовлении и монтаже валов на эти условия следует обращать особое внимание.
Соединение вала турбины с рабочим колесом, а также фланцев валов турбины и генератора производится с помощью чистых припасованных болтов, работающих на растяжение и срез. Болты в центральной части имеют точно обработанный шлифованный пояс, вставляемый в отверстие с зазором не более 0,02—0,04 мм. Надежность фланцевого соединения обеспечивается только при условии точного центрирования фланцев сопрягаемых деталей с помощью буртика и выточки. Для этого центрирующий буртик обрабатывается с допуском, соответствующим плотной посадке, и с учетом действительного диаметра выточки. Окончательная обработка отверстий болтов производится совместно в двух сопрягаемых деталях с помощью развертки.
При изготовлении валов выпуклости на торцевых сопрягаемых поверхностях фланцев, определяемые щупом и контрольной линейкой, допускаются не более 0,03 мм на 1 000 мм диаметра фланца вала, а биение наружных торцевых поверхностей фланцев на периферии для диаметра вала до 1 600 мм должно быть не более 0,02 мм.
В турбинах с водяной смазкой подшипников при древеснослоистых или резиновых вкладышах для предохранения вала от коррозии в местах установки подшипника и сальника вал облицовывается обычно листами нержавеющей стали. Облицовка представляет собой цилиндр, разрезанный вдоль оси на отдельные сегменты. Присоединение сегментов к валу производится электрозаклепками и обваркой по контуру. После приварки облицовка обрабатывается вместе с валом.
На рис. 3-21,а изображен турбинный вал гидроагрегата мощностью 225 тыс. кВт. Вал имеет относительно тонкую стенку с коническим переходом к фланцу.
Однако изготовление вала цельнокованым затруднительно, и поэтому валы крупных гидротурбин в настоящее время изготовляются предпочтительно сварно-коваными из трубы с приваренными к пей коваными фланцами (рис. 3-21,б).
На рис. 3-21,в показан общий сварной вал крупнейшего гидроагрегата мощностью 500 тыс. кВт, изготовленный из сварной трубы, к которой на нижнем конце ее приварен кованый фланец. Верхний конец вала фланца не имеет и присоединен болтами непосредственно к втулке ротора генератора.



 
« Генератор вихрей   Гидратный водно-химический режим на электростанциях с барабанными котлами »
электрические сети