Содержание материала

Состояние изоляции и надежность работы трансформаторов и других маслонаполненных высоковольтных аппаратов зависят в значительной степени от качества, находящегося в них трансформаторного масла. Чтобы содержать трансформаторное масло в надлежащем состоянии, ведут систематический контроль, отбирая пробы и выполняя контрольные испытания. Свежее трансформаторное масло должно удовлетворять нормам, приведенным в ПУЭ.
Свежее и эксплуатационное изоляционное масло не должно содержать механических примесей и взвешенного угля. Пробивное напряжение пробы масла должно быть: при напряжении до 15 кВ не ниже 20 кВ, при напряжении 15—35 кВ — не ниже 25 кВ, при напряжении от 60 до 220 кВ — не ниже 35 кВ. В трансформаторах мощностью до 630 кВ-А напряжением до 10 кВ масло не испытывается, а заменяется по браковочным показателям и результатам профилактических испытаний изоляции.
Изоляционное масло, находящееся в эксплуатации, подвергают испытаниям: для трансформаторов, не имеющих термосифонных фильтров, — не реже 1 раза в год и в остальных случаях — во время капитальных и текущих ремонтов.
Трансформаторы прибывают на предприятие заполненные маслом. Перед включением трансформаторов и других маслонаполненных аппаратов проводят сокращенный химический анализ масла.
Испытывают масло на пробой в стандартном разряднике специального аппарата для испытания масла — маслопробойнике. Отбирают масло для пробы в стеклянные банки с притертыми пробками очень тщательно. При отсутствии стеклянных банок пробу масла берут в обыкновенные стеклянные бутылки, которые закрывают пробкой, обернутой пергаментом (чтобы не проникала влага), и заливают сургучом или парафином. Стеклянные банки и бутылки тщательно промывают и высушивают. Пробу масла из трансформаторов и аппаратов, находящихся на открытом воздухе, можно брать только в сухую погоду.
Пробу масла для испытаний берут из нижнего крана трансформатора, причем перед заполнением стеклянной посуды некоторой количество масла сливают, так как вначале масло имеет отстой. Затем не менее двух раз промывают посуду маслом и только после этого заполняют ее маслом для пробы, немедленно плотно закрывая пробкой. Для химического анализа требуется 1,5 л масла, а для испытания на пробой — 0,75 л.

Хранят и транспортируют небольшие партии трансформаторного масла в стальных бочках, которые перед заполнением тщательно очищают и промывают горячим сухим трансформаторным маслом, а затем просушивают горячим воздухом от электро- или тепловоздуходувки. Для хранения больших партий трансформаторного масла используют стальные баки, которые перед заполнением чистым маслом также тщательно очищают металлическими щетками и промывают горячим сухим трансформаторным маслом.
Для удлинения срока службы трансформаторного масла, находящегося в эксплуатируемых трансформаторах, применяют непрерывную регенерацию масла термосифонным фильтром (рис. 219), устанавливаемым снаружи на стенке бака трансформатора.

Рис. 219. Термосифонный фильтр: 1 — загрузочный люк, 2 — воздушный кран, 3 — диск, 4 — стойки, 5 — спускная пробка, 6 — разгрузочный люк, 7 — корпус фильтра, 8 — подставка, 9 — адсорбент

Рис. 220. Поглотительный патрон: 1 — наружный патрон, 2 — крышка патрона, 3 — внутренний цилиндр, 4 — фланец, 5 — нижняя крышка, 6 — пробковая прокладка, 7 — корзина из проволоки

Корпус фильтра 7 представляет собой стальную трубу, заполняемую адсорбентом 9 (веществом, поглощающий продукты окисления масла). В качестве адсорбента часто применяют силикагель в виде зерен размером 3—3,5 мм, которым загружают фильтр через люк 7. Кран 2 служит для выпуска воздуха после заполнения фильтра маслом. Количество силикагеля зависит от объема масла; в трансформаторах мощностью 750—1000 кВ-А берется силикагеля из расчета 1% от общей массы масла, залитого в баки трансформатора.
Масло постоянно циркулирует через фильтр: более нагретое масло из верхней части трансформаторного бака поступает в фильтр через верхний патрубок, проходит через адсорбент, осушается, очищается и возвращается в бак через нижний патрубок.         
В небольших трансформаторах силикагель в Мешочках опускают в поглотительный патрон 1 (рис. 220) из гофрированной стали. Этот патрон опускают в бак трансформатора через отверстие, имеющееся в крышке 5 трансформатора, и закрепляют на фланце 4 с уплотняющей прокладкой 6. Силикагель омывается постоянно маслом, циркулирующим в баке трансформатора, и непрерывно его осушает и очищает.
В последние годы успешно проведены опыты по применению в термосифонных фильтрах новых антиокислителей — пирамидона и антипирина вместе с окисью алюминия, значительно удлиняющих срок службы трансформаторного масла. Кроме того, появились специальные стабилизирующие присадки (ВТИ-1), добавляемые в количестве 0,01% от общей массы масла, снижающие кислотное число и удлиняющие срок службы трансформаторного масла в 2—3 раза.
Если при очередном сокращенном химическом анализе обнаруживают в трансформаторном масле влагу (пробивное напряжение ниже нормы) и механические примеси, масло очищают и сушат. Наиболее распространенным методом очистки и сушки масла является сепарация. Сепаратор (центрифуга) имеет электрический подогрев, применяемый для ускорения сушки4 сильно обводненного масла. Для этой же цели используют фильтр-пресс, в котором масло прогоняется через многие слои специальной фильтровальной бумаги, удерживающей механические примеси и поглощающей влагу.
Очистка масла сепараторами является высокопроизводительной операцией, очистка же через фильтр-пресс требует значительно больше времени и применяется для небольших партий масла небольшой степени влажности.
Заменив в трансформаторе старое отработавшее масло свежим, направляют старое масло для восстановления на специальные установки регенерации, имеющиеся обычно в энергосистемах и электрохозяйствах крупных предприятий.
Находящееся на . хранении свежее трансформаторное масло перед заливкой в оборудование и не реже одного раза в три года подвергают сокращенному химическому анализу и испытанию на пробой.  

УХОД ЗА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕМ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Электрические краны, подъемники и другие подъемно-транспортные устройства регистрируют в инспекции Госгортехнадзора. Электромонтеры и электрослесари, обслуживающие эти установки, должны иметь местную инструкцию, электрическую схему и правила Госгортехнадзора и должны быть знакомы с этими материалами, для чего они проходят специальное обучение.
При осмотре и ремонте электрооборудования на грузоподъемных машинах эксплуатационный персонал пользуется защитными средствами: диэлектрическими перчатками и галошами, изолирующими подставками и резиновыми ковриками. У инструмента должны быть изолирующие ручки. Грузоподъемные механизмы представляют собой сплошные металлические конструкции, что создает повышенную опасность поражения таком при их обслуживании.
Во время работы грузоподъемных механизмов запрещается осматривать, крепить, смазывать и регулировать канаты, чистить коллекторы машин постоянного тока и контактные кольца асинхронных двигателей.
При осмотре электрооборудования грузоподъемных машин обращают внимание на исправность конечных выключателей и тормозных устройств; исправность коллекторов, контактных колец и щеток крановых электродвигателей; состояние контактной сети, контроллеров и всей аппаратуры управления; наличие смазки в подшипниках и трущихся частях; исправность блокировок безопасности; исправность всех ограждений вращающихся частей, перил, лестниц, трапов и т. п.
Сроки периодических осмотров и ремонтов электрооборудования в соответствии с рекомендациями ПТЭ и правилами Госгортехнадзора устанавливаются лицом, ответственным за правильную эксплуатацию электрооборудования грузоподъемных машин, которое выделяется на каждом предприятии из инженерно-технических работников.
При осмотрах грузоподъемных кранов проверяют исправность: блокировки люков и дверей, отключающей незащищенные троллейные провода от прикосновения к ним при входе персонала на галерею крана;
концевых выключателей, ограничителей грузоподъемности и сигнализации;
ограждений токоведущих частей;
постоянных защитных средств (коврики, плакаты и пр.).
Не реже 1 раза в год измеряют сопротивление изоляции электропроводки кранов и лифтов, которое должно быть не менее 0,5 МОм. Питающий гибкий кабель осматривают только при отключении его от источника напряжения.
Главные троллеи и кабины грузоподъемных машин для проверки и регулировки механизмов допускается включать поднапряжение только с разрешения лица, ответственного за эксплуатацию электрооборудования этих механизмов.
Техническое обслуживание лифтов производится в соответствии с инструкцией, утвержденной Госгортехнадзором.
Перед осмотром лифтов необходимо убедиться в отсутствии людей в шахте, приямке, на кабине, у механизмов лифта и вывесить на всех дверях шахты плакат: «Лифт не работает — ремонт».
Кроме сопротивления изоляции электропроводки у лифтов измеряют сопротивления изоляции электродвигателей и электроаппаратуры. Сопротивление изоляции обмоток двигателей должно быть не менее 1 МОм в холодном состоянии и 0,5 МОм при температуре 60° С.
Сопротивление контура защитного заземления корпусов электрооборудования должно быть не менее 4 Ом и проверяться ежегодно.
Концевые выключатели лифтов, контакты дверей шахты и ловителей, а также механическая и электрическая блокировки магнитных станций проверяют не реже 1 раза в 10 дней.
Ремонт электрооборудования выполняется по наряду не менее чем двумя лицами. Единоличный ремонт запрещается.
При работах в шахте, приямке или блочном помещении главный ввод должен быть отключен, машинное помещение заперто, а на дверях шахты вывешен плакат: «Не трогать — ремонт».
Сопротивление изоляции измеряют при полностью отключенной измеряемой части установки.