ГЛАВА VI
НАДЗОР И УХОД ЗА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕМ
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Основная задача эксплуатационного персонала заключается в организации такого надзора и ухода за электрооборудованием, при которых полностью отсутствовали бы производственные простои из-за неисправности электроустановок. При этом должны быть обеспечены сохранность электрооборудования в течение длительного времени эксплуатации, минимальный расход электрической энергии и эксплуатационных материалов.
Внедрение автоматизации в производство способствует более высокому уровню эксплуатации и сокращает количество людей, занятых уходом за электрооборудованием.
Общие правила эксплуатации электроустановок содержатся в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей, обязательных для всех ведомств. Учитывая конкретные условия работы электроустановок на каждом предприятии, руководитель эксплуатации (главный энергетик) утверждает местные инструкции по эксплуатации, которые электромонтер-эксплуатационник должен тщательно изучить и строго выполнять. Кроме того, по отдельным видам электрооборудования имеются инструкции по эксплуатации, составленные заводами-изготовителями, специальными организациями (например, ОРГРЭС — трестом по организации эксплуатации электрических станций). Нарушение правил и инструкций по эксплуатации помимо преждевременного износа оборудования и аварий может привести к несчастным случаям.
Одним из важнейших условий для нормальной эксплуатации электроустановок является соблюдение чистоты. Пыль, грязь и влага, попадая в обмотки электрических машин и детали аппаратуры, разрушают изоляцию, загрязняют контактные части и т. д. Периодически необходимо проводить чистку электрического оборудования и убирать помещения, в которых оно находится. Для удаления пыли из электрических машин и аппаратов и из помещений следует применять электрические пылесосы.
В Правилах технической эксплуатации и безопасности обслуживания электроустановок промышленных предприятий приводится периодичность осмотров электрического оборудования, находящегося в эксплуатации для различных видов производству. Периодические осмотры выполняют, чтобы проверить частоту и устранить мелкие дефекты. В зависимости от специальных условий работы местными инструкциями могут быть установлены более частые сроки эксплуатационных осмотров, чем это указано в общих правилах технической эксплуатации.
Электродвигатели мощностью 40 кВт и выше, а также электродвигатели, в которых нагрузки регулируются технологическим процессом производства, должны иметь амперметр для измерения тока статора. На шкале амперметра красной чертой отмечают величину тока, превышающего номинальный ток электродвигателя на 5%.
Синхронные двигатели должны, кроме того, иметь амперметр в цепи возбуждения.
Трансформаторы и распределительные устройства высокого напряжения в цеховых подстанциях предприятий должны находиться в отдельных помещениях или быть обнесены сетчатыми ограждениями. По правилам безопасности входить в такие помещения и находиться в них могут не менее двух человек. При этом электромонтер 2-го разряда может входить и находиться в этих помещениях в качестве второго лица — в присутствии электромонтера или инженерно-технического работника, имеющих квалификацию по правилам безопасности не ниже III группы.
Осмотр электроустановок до 1000 В разрешается выполнять одному лицу, но с квалификацией не ниже III группы. При осмотрах, выполняемых несколькими лицами, одно из них должно иметь квалификацию не ниже III группы.
Наружные осмотры силовых трансформаторов без их отключения должны производиться:
в установках с постоянным дежурством персонала один раз в сутки, в установках, не имеющих постоянного дежурного персонала, не реже одного раза в месяц, для трансформаторных пунктов — не реже одного раза в шесть месяцев.
При наружном осмотре трансформаторов без их отключения проверяют: уровень масла (по маслоуказательному стеклу расширителя), внешнее состояние изоляторов, характер гудения трансформатора, температуру масла в трансформаторе (по термометру), внешнее состояние концевых кабельных заделок и ошиновки, чистоту помещения и трансформатора, отсутствие течи масла через крышку, фланцы и спускные краны; целость дверей, окон и запоров помещения.
ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО ЭЛЕКТРОМОНТЕРА
Дежурство эксплуатационного персонала ведется по графику, утвержденному начальником цеха (главным энергетиком). Заменяют одного дежурного другим только с разрешения администрации. Запрещается дежурство одного и того же лица в течение двух смен подряд. Запрещается также уходить с дежурства без сдачи смены. Если электромонтер, сменяющий дежурного, не явился вовремя, находящийся на дежурстве электромонтер ставит об этом в известность вышестоящего дежурного или начальника цеха и ожидает прибытия вновь назначенного дежурного.
Дежурный обязан точно выполнять распоряжения и указания вышестоящего дежурного.
Каждый дежурный должен вести запись показателей работы оборудования в журналах учета эксплуатации и отмечать в них все неисправности и замеченные недостатки в Действующем оборудовании. В журналах также отмечают изменения, внесенные в оперативную схему, и переключения, которые выполнялись во время дежурства.
Если во время дежурства будет замечено повреждение оборудования или произойдет авария, угрожающая жизни людей или сохранности оборудования, дежурный обязан немедленно вызвать вышестоящего дежурного, а до его прибытия самостоятельно принять необходимые меры в соответствии с аварийными инструкциями, вплоть до отключения действующего оборудования.
При приеме смены дежурный знакомится с состоянием и режимом работы оборудования на своем участке при личном осмотре в объеме, установленном местной инструкцией. Кроме того, принимая смену, дежурный читает все записи и распоряжения, которые поступили за время, прошедшее с предыдущего его дежурства, а также проверяет и принимает материалы, инструмент, ключи от помещений, журналы записей технического учета эксплуатации.
Дежурный, сдающий смену, обязан сообщить дежурному, принимающему смену, свои замечания об оборудовании, за которым надо вести особо тщательное наблюдение для предупреждения аварий и неполадок, а также сведения об оборудовании, выведенном в ремонт или находящемся в резерве.
Если произошла авария или выполняются переключения, прием смены откладывается до тех pop, пока не будет ликвидирована авария или не будут окончены переключения.
Если дежурный электромонтер обнаружит, что производственный механизм находится в неудовлетворительном состоянии, угрожая нормальной работе электрооборудования, Wh же вызывает чрезмерный перерасход электрической энергии, он имеет право требовать от начальника производственного цеха остановки механизма и вывода его в ремонт.
Дежурный должен уметь оказывать первую помощь попавшим под напряжение и знать правила первой помощи пострадавшим. Эти правила должны быть вывешены во всех электроустановках. В доступном месте помещают аптечку с медикаментами и перевязочными материалами для оказания первой помощи.
Инструменты, требующиеся электромонтеру-эксплуатационнику, разбивают на две группы:
личный инструмент;
специальный инструмент и приборы, которые должны находиться в дежурной эксплуатационной мастерской.
К личному инструменту обычно относятся комбинированные плоскогубцы с бокорезами, разводной гаечный ключ, набор малых и больших отверток, складной монтерский нож, складной метр, резиновые перчатки, предохранительные очки, указатель напряжения до 380—500 В.
Рис. 208. Мегомметр:
а — упрощенная схема, б — внешний вид мегомметра Ml 101
К специальному инструменту в зависимости от характера эксплуатируемой установки относятся: мегомметр на напряжение 500—1000 В, тахометр для измерения числа оборотов, термометры для измерения температуры до 50 и 150° С, комплект для измерения полярности электрических машин, отвес для проверки вертикальности, электрический пылесос или ручные мехи, пластинчатый щуп для измерения воздушных зазоров электродвигателей, набор гаечных ключей под размер гаек от 1/2 до 2", скобы для стягивания шкивов, деревянная лестница-стремянка, монтерские когти с поясом, имеющие штамп проверки в соответствии с правилами техники безопасности, паяльная лампа, ручной медный паяльник, электрический паяльник на напряжение 36 В, электрическая сверлилка (желательно на напряжение 36 В) с патроном и набором сверл, понизительный трансформатор 220—127/36 В, аптечка для оказания первой помощи и др.
Помимо инструментов и приборов в эксплуатационной мастерской дежурных электромонтеров должен иметься запас аварийных деталей к машинам и аппаратам (щетки, пружины, плавкие вставки к предохранителям), установочные автоматы, вспомогательные материалы (изоляционные ленты, стеклянная бумага, лаки). Подробный перечень и размер аварийного запаса устанавливается руководителем электрохозяйства применительно к местным условиям предприятия.
ИЗМЕРЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ
Наиболее удобным и распространенным прибором для измерения сопротивления изоляции является мегомметр (рис. 208). Рамки магнитоэлектрической системы 1 питаются током от индуктора 2, вращаемого вручную (рис. 208, а).
Когда зажимы X разомкнуты, ток проходит только через одну рамку с добавочным сопротивлением R2 и подвижная часть Магнитоэлектрической системы устанавливается в одном из своих крайних положений, отмеченном на шкале знаком ∞ (бесконечно большое сопротивление).
Если замкнуть накоротко зажимы X, ток пойдет и через вторую рамку с добавочным сопротивлением R1. Подвижная система устанавливается в другом крайнем положении, отмеченном на шкале цифрой 0 (измеряемое сопротивление равно нулю).
Если к зажимам X присоединить измеряемое сопротивление Rх подвижная система установится в промежуточных положениях между крайними положениями оо и 0.
Шкалу мегомметра градуируют на килоомы и мегомы: 1 килоом (кОм) = 1000 Ом; 1 мегом (МОм) = 1000 кОм.
На рис. 208, а показана упрощенная схема, поясняющая принцип действия мегомметра. В действительности устройство мегомметра сложнее, так как имеются ограничивающие сопротивления, приспособления для стабилизации напряжения. На рис. 208, б показан внешний вид наиболее распространенного мегомметра М1101.
Основные технические данные наиболее распространенных типов мегомметров приведены в табл. 9.
Таблица 9
Технические данные мегомметров
Тип мегомметра | Напряжение на разомкнутых зажимах, В | Предел измерения |
М1101/1 | 100±10% | 1 — 100 МОм |
М1101/2 | 500±10% | 1 — 500 МОм |
М1101/3 | 1000±10% | 1 — 1000 МОм |
M1102 | 500±10% | 1 — 500 МОм |
МС-06 | 2500±20% | 1 — 10 000 МОм |
Мегомметры M1101, M1102 имеют переключение на два предела измерений, мегомметр МС-06 на напряжение 2500 В имеет переключение на три шкалы измерений.
Мегомметры выпускают на напряжение 100, 500, 1000 и 2500 В постоянного тока. Прикосновение к измеряемой цепи во время вращения якоря мегомметра опасно для жизни.
Соединительные провода для подключения мегомметров должны иметь достаточную длину и хорошую изоляцию. Лучше всего применять для присоединения мегомметров гибкие провода ПВЛ (магнето). Провода в хлопчатобумажной оплетке применять не рекомендуется, так как они недостаточно влагоустойчивы и могут исказить показания мегомметра.
Для правильных измерений сопротивления изоляции необходимо отключить измеряемую цепь от действующего напряжения сети, а также обеспечить условия, при которых исключена возможность прикосновения людей ко всем элементам измеряемой схемы.
В Правилах устройства электроустановок приведены нормы для оценки состояния изоляции перед включением вновь смонтированных агрегатов и сетей, а в Правилах технической эксплуатации — для работающих электроустановок. Приведем некоторые рекомендации.
Электродвигатели переменного тока.
Вновь смонтированные электродвигатели переменного тока мощности до 300 кВт и напряжением до 1000 В испытывают перед включением в следующем объеме:
у статора и ротора измеряют сопротивление изоляции по отношению к корпусу мегомметром на напряжение 1000 В; величина сопротивления изоляции статора не нормирована; проверка выполняется на отсутствие короткого замыкания;
у реостатов и пускорегулировочных сопротивлений измеряют общее сопротивление постоянному току и проверяют целость отпаек; сопротивление не должно отличаться от паспортных данных больше чем на 10%;
у электродвигателей мощностью от 100 кВт и выше, если позволяет конструкция, измеряют воздушный зазор; между статором и ротором зазоры в диаметрально противоположных точках или в точках, сдвинутых относительно оси ротора на 90°, не должны отличаться более чем на 10% от среднего;
у электродвигателя (если он имеет подшипники скольжения) измеряют зазоры в подшипниках; предельные зазоры в зависимости от диаметра вала и скорости вращения электродвигателя приведены в нормах ПУЭ;
у электродвигателей с подшипниками скольжения измеряют также разбег ротора в осевом направлении; разбег не должен быть более 4 мм;
. у электродвигателей мощностью до 300 кВт и напряжением до 1000 В проверяют работу на холостом ходу (или с ненагруженным механизмом) в течение 1 ч и под нагрузкой.
Электродвигатели переменного тока напряжением выше 1000 В, а также всех напряжений мощностью от 300 кВт и более дополнительно подвергают следующим испытаниям:
измеряют сопротивление постоянному току обмоток статора и ротора; измеренное сопротивление обмоток различных фаз не должно отличаться от паспортных данных или друг от друга более чем на 2%;
измеряют вибрацию подшипников и сравнивают полученные данные с таблицей допустимых величин, приведенной в ПУЭ;
испытывают повышенным напряжением промышленной частоты в течение 1 мин.
Величины испытательных напряжений зависят от мощности и номинального напряжения электродвигателя и приведены в ПУЭ.
После капитального ремонта обмоток испытывают изоляцию электродвигателей повышенным напряжением в течение 1 мин. Величины испытательных напряжений зависят от номинальных напряжений машин и их мощности:
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей рекомендуют после ремонта электродвигателей без смены обмоток испытывать эти электродвигатели повышенным напряжением, пользуясь приведенными данными.
В электродвигателях мощностью менее 40 кВт и напряжением до 660 В (включительно) допускается испытывать изоляцию мегомметром на напряжение 1000 В в течение 1 мин.
Силовые и осветительные электропроводки.
Сопротивление изоляции при снятых плавких вставках измеряют мегомметром на напряжение 1000 В на участке между смежными предохранителями или за последними предохранителями, между любым проводом и землей, а также между двумя любыми проводами. Оно должно быть не менее 0,5 МОм.
ВКЛЮЧЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН В РАБОТУ
Для монтера-эксплуатационника, ведущего надзор и уход за электрическими машинами, по каждому типу машин имеются местные инструкции, утвержденные главным инженером или главным энергетиком предприятия. Кроме того, имеются общие указания, определяющие условия эксплуатации электрических машин.
Перед включением электрической машины в работу убеждаются в отсутствии на ней или внутри нее посторонних предметов (например, инструмента, случайно оставшегося после ремонта),
проверяют состояние контактных колец или коллектора (контактные поверхности должны быть чистыми, а щетки — плотно прилегать к ним). После этого осматривают положение рукоятки или штурвала реостата (они должны быть в положении «Пуск»), а также выполняют установленные местной инструкцией правила предупреждения работающих о пуске электрической машины.
Если на подшипниках электрической машины имеется указатель уровня масла, проверяют, соответствует ли этот уровень нормальному. Если машина, приводимая в движение электродвигателем, имеет ременную передачу с холостым шкивом, убеждаются, что ремень находится перед пуском на холостом шкиве.
Приведенные положения относятся к электрическим машинам, находящимся в эксплуатации и включаемым после кратковременной остановки (например, в воскресные дни, во время перерывов на обед и между сменами). Если электрические машины включают после монтажа, при подготовке к пуску проводят проверки и испытания в объеме, предусмотренном ПУЭ (см. § 40).
У средних и крупных машин специальными калиброванными щупами измеряют воздушный зазор между статором и ротором. В небольших машинах ротор провертывают вручную, а также проверяют установку машины по горизонтали и осевым линиям по отношению к рабочей машине. Устройства защиты, автоматического пуска и остановки, имеющиеся в схеме блокировки, проверяют и регулируют в соответствии с требованиями проекта и ПУЭ.
Проверка и подготовка электрических машин к пуску после монтажа осуществляются силами заводской электролаборатории или специальной наладочной организации. Электрические машины небольшой мощности (до 100 кВт) с несложной системой запуска подготовляют к пуску электромонтеры-эксплуатационники 4—5-го разрядов.
После пуска в ход контролируют работу электрической машины, обращая внимание на то, чтобы не было перегрева сверх установленной нормы корпуса машины и подшипников, ненормальных вибраций, шума или гудения, биения ременной передачи или соединительной муфты, значительного искрения под щетками.
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей предписывают немедленную аварийную остановку электрической машины при:
появлении дыма или огня из машины или пускорегулирующей аппаратуры;
несчастном случае, когда требуется немедленная остановка машины;
сильной вибрации, угрожающей целости машины;
поломке приводимого механизма:
недопустимо сильном перегреве подшипников;
заметном снижении числа оборотов, сопровождаемом быстрым нагревом машины.
Перечень случаев, требующих аварийной остановки, может быть дополнен и уточнен местными инструкциями.
У асинхронных двигателей с фазным ротором необходимо перевести пусковой реостат в начальное положение после того, как электродвигатель достигнет нормального числа оборотов и будет включено короткозамыкающее устройство на контактных кольцах. Если пусковой реостат такого электродвигателя не перевести в начальное положение, при перерыве в подаче электрической энергии и повторном включении, электродвигатель останется с замкнутым накоротко ротором, что вызовет большой толчок тока и может привести к аварийным отключениям, а иногда и к поломке машины.
Для автоматического предупреждения неправильных включений на пусковых реостатах ставят конечные выключатели, соединенные с рукояткой или штурвалом реостата, и включаемые в цепь пусковой схемы электродвигателя.
§ 42. СОЕДИНЕНИЕ ВЫВОДНЫХ КОНЦОВ У ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ПЕРЕМЕННОГО И ПОСТОЯННОГО ТОКА
Обмотки машин трехфазного переменного тока могут быть соединены в звезду или треугольник. Концы обмоток соединяют либо наглухо внутри машины, либо снаружи на доске зажимов. При внешнем соединении на доску зажимов выведено шесть концов трех обмоток (рис. 209, а и б), при внутреннем глухом соединении на доску зажимов выведено три конца трех обмоток для присоединения внешней сети (рис. 209, в и г).
Рис. 209. Схемы соединения выводов обмоток трехфазных машин переменного тока:
α — синхронная или асинхронная машина с шестью выводами (обмотки соединены в звезду), б — синхронная или асинхронная машина с шестью выводами (обмотки соединены в треугольник), в — синхронная или асинхронная машина с тремя выводами (обмотки соединены в звезду), г — синхронная или асинхронная машина с тремя выводами (обмотки соединены в треугольник)
Обозначения выводов обмоток трехфазных машин переменного тока (ГОСТ 183-66)
Схема соединения обмоток статора | Число выводов | Наименование вывода | Обозначение вывода | |
начало | конец | |||
Внешнее соединение в звезду | 6 | Первая фаза | С1 | С4 |
(рис. 209, а) и треугольник |
| Вторая фаза | С2 | С5 |
(рис. 209, б) |
| Третья фаза | С3 | С6 |
Внутреннее соединение в | 3 или 4 | Первая фаза | С1 | — |
звезду (рис. 209, в) |
| Вторая фаза | С2 |
|
| Третья фаза | С3 | — | |
|
| Нулевая точка | 0 |
|
Внутреннее соединение в | 3 | Первая фаза | С1 | — |
треугольник (рис. 209, г) |
| Вторая фаза | С2 | — |
| Третья фаза | С3 | — |
Таблица 11
Обозначения выводов обмоток машин постоянного тока (ГОСТ 183—66)
Вид обмотки | Обозначение вывода | |
начало | конец | |
Якоря.................................................................................... | Я1 | Я2 |
Компенсационная................................................................. | К1 | К2 |
Добавочных полюсов........................................................... | Д1 | Д2 |
Последовательная возбуждения (сериесная) .... | С1 | С2 |
Параллельная возбуждения (шунтовая).............................. | Ш1 | Ш2 |
Пусковая .............................................................................. | П1 | П2 |
Уравнительная...................................................................... | У1 | У2 |
Особого назначения ............................................................ | 01, 03 | 02, 04 |
Выводы обмоток машин переменного тока обозначают по ГОСТ 183—66 (табл. 10). Обмотки многоскоростных асинхронных двигателей имеют более сложные обозначения, приводимые в специальных инструкциях или справочниках. Обозначения выводов обмоток машин постоянного тока приведены в табл. 11.
На рис. 210, а показана схема выводов обмоток машин постоянного тока. Выводы обмотки якоря Я2 и обмотки дополнительных полюсов Д1 соединены внутри машины; на доску зажимов выведены Я1 и Д2. В некоторых случаях обмотка дополнительных полюсов состоит из двух половин и включается по обе стороны якоря (рис. 210, б). Здесь на доску зажимов выведены оба конца обмотки дополнительных полюсов Д1 и Д2. Схемы соединения выводов для трех типов машин постоянного тока при правом и левом вращении показаны на рис. 211.
При эксплуатации бывают случаи, когда обозначения выводов обмотки неясны и их надо определить опытным путем. Прежде чем определять начала и концы обмоток при шести концах от трех обмоток, надо найти выводы каждой фазы прозвонкой, которую выполняют при помощи вспомогательной батареи и звонка, лампочки или гальванометра (вместо батареи можно воспользоваться также трансформатором безопасного освещения на напряжение 12—36 В с соответствующей лампочкой).
Один полюс вспомогательной цепи прикладывают к одному из шести концов, а затем поочередно касаются вторым полюсом остальных пяти концов; при касании ко второму концу данной обмотки замыкается звонок, лампа или гальванометр. Затем находят два конца второй обмотки и проверяют целость цепи оставшейся третьей обмотки.
Рис. 210. Схемы выводов обмоток машин постоянного тока:
а — нормальная, б — с расположением частей обмотки добавочных полюсов по обе стороны якоря
После определения выводов обмоток находят начала и концы каждой обмотки, для чего применяют несколько способов.
Наиболее простой способ состоит в том, что, принимая условно начало и конец каждой обмотки, их соединяют по схеме, показанной на рис. 212, а, и присоединяют к гальванометру без источника питания. Вместо гальванометра могут быть использованы другие приборы высокой чувствительности.
Если начало и конец каждой фазы определены правильно, при поворачивании ротора электродвигателя от руки стрелка прибора не отклонится. При неправильной маркировке начала и конца какой-либо из трех фаз стрелка заметно отклонится. В этом случае, поочередно переключая концы каждой фазы, добиваются такого положения, при котором стрелка прибора будет неподвижна, что будет соответствовать правильной маркировке выводных концов.
Рис. 211. Схемы соединения выводов электродвигателей постоянного тока:
а — с параллельным возбуждением, б — с последовательным возбуждением, в — со смешанным возбуждением
При определении начала и концов обмоток способом гальванометра и источника постоянного тока (сухой батареи или аккумулятора) принимают C1, С2 и С3 за предполагаемые начала обмоток и С4, С5 и С6 — за предполагаемые концы этих обмоток (рис. 212, б). Начало обмотки С1 подключают к плюсу источника тока, а конец этой обмотки С4 — к минусу. Если замкнуть кнопкой К цепь батареи, в момент включения тока в обмотках других фаз будет индуктироваться э. д. с. обратной полярности: на началах обмоток С2 и С3 будет минус, а на концах С5 и С6 — плюс.
Рис. 212. Способы определения начала и концов обмоток трехфазных асинхронных двигателей: а — гальванометра с поворотом ротора, б — гальванометра и батареи, в — вольтметра и источника переменного тока
Заметив, в какую сторону отклонится стрелка гальванометра при включении цепи постоянного тока на обмотку С1—С4, подключают батарею на обмотку С3—С6. Если при замыкании цепи кнопкой К стрелка гальванометра, оставшегося подключенным к обмотке С2—С5, отклонится в ту же сторону, значит маркировка сделана правильно. При отклонении стрелки гальванометра в другую сторону концы обмотки С2—С5 нужно перемаркировать. Чтобы убедиться в правильности маркировки, надо повторить опыт два раза, переключая гальванометр на две разные обмотки и присоединяя источник к двум другим обмоткам.
При определении начал и концов обмоток способом вольтметра и источника переменного тока пониженного напряжения (рис. 212, в) соединяют последовательно какие-либо две фазы и пропускают по ним ток пониженного напряжения (например, 36 В). Для контроля силы тока, которая не должна превышать номинальную, включают амперметр. К третьей фазе подключают вольтметр или лампу накаливания.
Если включенные последовательно две фазы соединены неправильно, т. е. разноименными концами, вольтметр покажет почти полное напряжение (на рисунке этот вариант дан слева). Если концы одной из двух последовательно соединенных обмоток переменить местами, соединение будет правильным и вольтметр на третьей фазе покажет незначительное напряжение, близкое к нулю. После этого нужно определить начало и конец третьей фазы, для чего к одной из фаз, начало и конец которой уже определены, присоединяют последовательно третью фазу и повторяют опыт. Если при этом вольтметр покажет полное напряжение, переключать надо концы у третьей фазы, начало и конец которой еще окончательно не определены.
Для определения полярности щеток в машинах постоянного тока возбуждают полюсы машины небольшим током нужного направления, дают якорю небольшой толчок в сторону его нормального вращения и по отклонению стрелки милливольтметра, присоединенного к щеткам, определяют полярность. Толчок сообщают якорю от руки, рычагом, талью или краном в зависимости от величины якоря. Существуют и другие более сложные способы определения полярности щеток.
Полярность выводов работающей машины постоянного тока определяют вольтметром.
- УХОД ЗА КОЛЛЕКТОРОМ, КОНТАКТНЫМИ КОЛЬЦАМИ И ЩЕТКАМИ
Уход за коллектором.
Коллектор является ответственной частью электрической машины и за ним требуется тщательный уход. Поверхность его должна быть гладкой, полированной и всегда чистой.
Рис. 213. Приспособление для ручной полировки коллектора электрической машины
На коллектор при его вращении оседает металлическая или угольная пыль от щеток, которая, смешиваясь с попадающим на коллектор маслом, загрязняет его и вызывает искрение. Поэтому один раз в смену (обычно при остановке, когда после отключения машины постепенно снижаются обороты) коллектор и кольца протирают сухой чистой тряпкой. Если машина работает длительное время без остановки, коллектор протирают на ходу, соблюдая меры предосторожности, изложенные в местных инструкциях.
Если на поверхности коллектора или контактных колец появились царапины или почернение (нагар), их полируют. Полировку выполняют при ремонте мелкозернистой стеклянной бумагой 1 (рис. 213) марки 00, прикрепленной к деревянной колодке 2. Колодку обрабатывают точно по диаметру коллектора, таким образом, чтобы внутренний радиус колодки соответствовал радиусу коллектора. Нельзя применять для полировки наждачную бумагу, так как частицы наждака являются проводниками, замыкающими пластины коллектора между собой. После того как поверхность коллектора станет гладкой, ее обдувают сжатым воздухом. Затем на колодке укрепляют свежий лист мелкозернистой стеклянной бумаги и полируют поверхность коллектора до тех пор, пока она не приобретет равномерную окраску.
Медь коллектора стирается быстрее, чем слюда, проложенная между коллекторными пластинами. Она начинает выступать над поверхностью коллектора. Выступающая слюда вызывает искрение, которое необходимо устранить. Для этого производят продораживание коллектора: слюду спиливают на глубину 1—-2 мм вручную специальной пилкой, сделанной из ножовочного полотна (рис. 214) или приводной вращающейся фрезой. Слюду спиливают, как показано на рис. 215, а. При неправильном спиливании (рис. 215, б) она спустя некоторое время снова выступит.
Уход за контактными кольцами.
Рис. 215. Спиливание слюды: а — правильно, б — неправильно
Рис. 214. Пилка для спиливания слюды
Рис. 216. Пришлифовка щеток: а — правильно, б — неправильно
На контактных кольцах в результате плохого контакта щеток появляется нагар, который необходимо вовремя удалять. Кольца периодически очищают от нагара стеклянной бумагой.
Если уход за коллектором плохой или условия, в которых работает машина, особенно тяжелы (перегрузки, частые пуски), пластины коллектора или контактные кольца могут подгореть настолько, что возникнет необходимость в проточке коллектора или колец. Эту операцию обычно выполняют на токарных станках, для чего ротор машин небольшой и средней мощности вынимают и отправляют в ремонтные мастерские. Для мощных машин такой способ часто бывает неприменимым из-за громоздкости ротора или же отсутствия в мастерских крупных токарных станков. Тогда применяют специальные приспособления для проточки коллектора или колец на месте.
Рис. 217. Проверка давления щеток динамометром
Уход за щетками.
Нормальное состояние щеток характеризуется отсутствием шума и искрения во время работы. Щетки должны быть правильно подобраны, надежно закреплены в щеткодержателях и пришлифованы по всей площади соприкосновения с коллектором или контактными кольцами до зеркального блеска. Щетки подбирают по специальным справочным таблицам в зависимости от типа машины, ее мощности, величины тока и скорости вращения.
Для пришлифовки под щетку подкладывают стеклянную бумагу, которую передвигают, как показано стрелками на рис. 216, а. Стеклянную бумагу нужно отогнуть вниз, не допуская положения, показанного на рис. 216, б, при котором края щеток стачиваются, что может вызвать искрение. Щетки пришлифовывают сначала крупнозернистой, а затем мелкозернистой стеклянной бумагой. Затем с коллектора сухой тряпкой удаляют пыль. Обычно машине дают проработать 3—4 ч без нагрузки для лучшей пришлифовки щеток к коллектору.
Медные щетки периодически, промывают бензином, чтобы удалить медную пыль, при этом их вынимают из щеткодержателей.
Щетки должны быть равномерно прижаты к коллектору. При неравномерном давлении они неравномерно изнашиваются; сильно прижатые щетки изнашиваются быстрее. Давление щеток проверяют динамометром, как показано на рис. 217. При неподвижном коллекторе давление щеток не должно превышать 150—200 гс/см2. Допускается разность давления щеток не более 10%.
Для коллекторов и контактных колец, работающих с постоянно наложенными щетками, применяют графитные щетки Г и электрографитные ЭГ. Для контактных колец электродвигателей с фазным ротором, работающих с поднятыми щетками, применяют меднографитные щетки МГ.
Смазки для шариковых и роликовых подшипников
Марка смазки | Область применения |
Универсальная тугоплавкая водостойкая У ТВ (или смазка 1-13) | Электромашины большой мощности со скоростью вращения от 1500 об/мин и выше и шарикоподшипники, работающие при температуре до 115° С |
Универсальная тугоплавкая УТ-1 (или консталин М) | Электромашины средней мощности со скоростью вращения от 1500 до 3000 об/мин |
Универсальная среднеплавкая УС-2 (солидол Л) | Электромашины средней и малой мощности со скоростью вращения 3000 об/мин в условиях влажной среды |
Универсальная среднеплавкая УС-3 (солидол Л) . | Электромашины большой мощности в условиях влажной среды |
Универсальная низкоплавкая УН (технический вазелин) | Электромашины с легкой нагрузкой при температуре не выше 45° С |
Таблица 13
Смазочные масла для подшипников с кольцевой смазкой
Марка масла | Область, применения |
Индустриальное 20 (веретенное 3) | Электромашины мощностью до 100 кВт со скоростью вращения 1000 об/мин и выше |
Индустриальное 20 или 30 | Электромашины мощностью выше 100 кВт со скоростью вращения 1000 об/мин и выше |
Индустриальное 30 (машинное Л) | Электромашины всех мощностей со скоростью вращения от 250 до 1000 об/мин |
Индустриальное 45 (машинное С) | Электромашины со скоростью вращения менее 250 об/мин |