Содержание материала

Уход за подшипниками.

Во время работы электрических машин смазочные масла, находящиеся в подшипниках, постепенно загрязняются и густеют, поэтому смазку периодически заменяют.
В подшипниках качения (шариковых и роликовых) смазку заменяют один раз в 6—12 мес., а также при изменении режимов работы, окружающей среды и других условий. Смазку для шариковых и роликовых подшипников следует применять тех марок, которые рекомендуются заводом-изготовителем машины. При отсутствии этих рекомендаций можно пользоваться указаниями, приведенными в табл. 12.
В подшипниках скольжения (с кольцевой смазкой) масло заменяют один раз в 3—4 месяца. Перед заливкой подшипников свежим маслом через спускную пробку выпускают отработанное масло, после чего подшипник промывают бензином, процеженным через марлю. Промывку заканчивают, когда в бензине, вытекающем из подшипника, нет грязи.
Рекомендуемые сорта смазочных масел для подшипников с кольцевой смазкой приведены в табл. 13, а их возможные заменители — в табл. 14.
Таблица 14
Допустимые заменители смазочных масел для подшипников с кольцевой смазкой


Заменяемое масло

Масло-заменитель                                                             

Индустриальное 20

Смесь 1. индустриальное 30 или 45 + индустриальное 12 (веретенное 2)                      
Смесь 2: индустриальное 30 или 45 + вазелиновое
Смесь 3: индустриальное 30 + соляровое индустриальное 30

Индустриальное 30

Смесь 1: индустриальное 45 + индустриальное 20
Смесь 2: индустриальное 45 + индустриальное 12
Индустриальное 45

Индустриальное 45

Индустриальное 50 (машинное СУ)

Не следует чрезмерно переполнять подшипники маслом; разбрызгиваясь и попадая на обмотки электрических машин, масло их разрушает. После заполнения подшипников маслом проверяют, плотно ли закрыты крышки и спускные пробки, так как через неплотности в крышках и пробках в масло попадает грязь и пыль. Кроме того, вытекающее масло захватывается завихрениями воздуха и заносится в обмотки машин.
После заправки подшипников свежим маслом проводят контрольное наблюдение за их работой под нагрузкой. Образование пены в подшипниках указывает на неудовлетворительное качество масла (загрязненность примесями смолы, кислот и механическими частицами). В этом случае вновь заменяют масло, предварительно промыв подшипник чистым бензином.
Подшипники не должны нагреваться выше допустимой нормы. В табл. 15 приведены пределы допустимого нагрева подшипников для электродвигателей до 660 В.

Предельно допускаемая температура нагрева подшипников электродвигателей (ГОСТ 183-66)

Уход за ременной передачей.

В основном уход за ременными, передачами состоит в обеспечении нормального натяжения ремня. Чрезмерное натяжение ремня вызывает перегрев и преждевременный износ подшипников, а слабое натяжение приводит к скольжению ремня на шкиве и биению.
Натяжение ремня регулируют, передвигая электрическую машину на салазках. Если машина закреплена жестко, для подгонки натяжения ремень приходится перешивать. Эту работу выполняют квалифицированные шорники.
Ремни необходимо предохранять от попадания на них масла из подшипников. Если масло попало на ремень, во время остановки машины ремень протирают сначала бензином, а затем сухой тряпкой. Если на ремне образовались затвердевшие загрязнения, их соскабливают деревянной лопаточкой или смывают теплой мыльной водой.
Кожаные и хлопчатобумажные ремни для уменьшения скольжения смазывают один раз в 4—6 месяцев говяжьим салом. Прорезиненные ремни не смазывают. Нельзя применять для смазки ремней канифоль и другие смолистые вещества, так как ремни будут быстро загрязняться и изнашиваться.