Содержание материала

  1. УХОД ЗА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ И ПУСКОВОЙ АППАРАТУРОЙ НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 1000 В

Уход за распределительной и пусковой аппаратурой заключается в периодических осмотрах, чистке и устранении мелких дефектов. Периодичность осмотров устанавливается местными инструкциями и правилами технической эксплуатации в зависимости от характера производства.
Необходимо следить за исправностью защитных кожухов, в которые заключены аппараты, так как пыль и грязь при попадании в аппарат быстро увеличивают нагрев контактов, ухудшают состояние изоляции и приводят к ускоренному износу и авариям.
Важное значение для надежной эксплуатации имеет состояние электрических контактов в аппаратах. Окись ухудшает контакт, что в итоге вызывает повышенный нагрев. Поэтому необходимо периодически и тщательно удалять окись с контактов. При сильном обгорании контакты заменяют новыми.

Поверхности контактов очищают бархатным напильником. Наждачную бумагу не применяют, так как зерна наждака вдавливаются в контактную поверхность, увеличивая переходное сопротивление и нагрев. Контактные поверхности не полируют, потому что это ухудшает плотность их сцепления и контакт.


Рис. 218. Схемы регулирования контактов:
а — последовательность замыкания контактов, б — проверка начального нажатия контактов, в — проверка конечного нажатия контактов: 1 — подвижный контакт, 2 — упор подвижного контакта, 3 —  неподвижный контакт, 4 — пружинная шайба; А — провал контактов, В т- зазор между подвижным контактом и его упором
У рубильников контакты плотно прилегают благодаря стальным пружинные скобам. В магнитных пускателях и контакторах плотность прилегания контактов достигается в результате нажатия пружин. Силу нажатия пружин регулируют; она должна удовлетворять двум условиям: быть достаточной для того, чтобы с необходимым усилием прижимать контакты друг к другу, но, чтобы они не перегревались и не приваривались друг к другу, и не быть чрезмерной, ибо при этом сила включающего электромагнита может оказаться недостаточной для полного включения.
Замыкание контактов в контакторе происходит по схеме, показанной на рис. 218, а. Положение I соответствует начальному нажатию контактов, положение II — промежуточное (перекатывание контактов), положение III соответствует конечному нажатию. При размыкании процесс происходит в обратном порядке. Обычно контакт обгорает по краям (положение I), а не на рабочих поверхностях (положение III). Сила нажатия контактов может быть измерена пружинным динамометром, на крюк которого зацепляют петлю из проволоки, надеваемой на контакт (рис.
218, б и в). Динамометр оттягивают в направлении стрелки Р.
Во время регулировки между контактами закладывают тонкую полоску бумаги; силу нажатия контактов определяют по показанию динамометра в момент, когда бумагу можно свободно вынуть. Нормальные значения величин зазоров, провалов и силы нажатия контактов приводятся в заводских паспортах на оборудование, а также в справочниках.
В нормально включенном магнитном пускателе и контакторе наблюдается равномерное легкое гудение магнитной системы. Сильное гудение и дребезжание указывает на неисправность аппарата.
Неисправности могут быть вызваны различными причинами: наличием грязи или ржавчины на торцовой части сердечника магнита (якоря), чрезмерной затяжкой контактных пружин, повреждением короткозамкнутого витка на сердечнике, заеданием вала в подшипниках, перекосом торцовой поверхности сердечника, повреждением катушки. 
При заедании вала вливают в подшипник 3—4 капли машинного масла через специальное отверстие. Если после смазки вал проворачивается туго, значит подшипники перекошены. Чтобы устранить перекос, ослабляют затяжку болтов, крепящих подшипник, включают и отключают контактор несколько раз от руки. Подшипник должен занять правильное положение. Затем снова затягивают крепящие болты.
Во время эксплуатации приходится заменять в предохранителях перегоревшие плавкие вставки. Применяют только калиброванные плавкие вставки. Нельзя использовать случайные вставки из различных проволок, так как это может привести к авариям и пожарам. 
Чтобы заменить перегоревшую плавкую вставку, надо знать номинальный ток предохранителя и допустимое значение тока в защищаемой цепи. Каждый предохранитель должен иметь четкую надпись о величине номинального тока, что позволяет быстро заменить перегоревшую плавкую вставку, обеспечив надлежащую защиту от перегрузок присоединенных проводов, электродвигателей и других токоприемников.
В настоящее время защиту от перегрузок и коротких замыканий все шире осуществляют при помощи реле и автоматов различных конструкций. Правильность срабатывания реле и отключения автоматов от тепловых или электромагнитных расцепителей периодически проверяют. Эти проверки выполняют по определенному графику, установленному на предприятии. Реле и регулируемые элементы автоматического отключения автоматов после проверки пломбируются работниками электролаборатории и без их ведома не могут быть вскрыты.
Установочные автоматы А-3100 рассчитаны на работу без зачистки контактов и смены частей. Износившийся или неисправный автомат заменяют новым. Встроенный в автомат А-3100 расцепитель максимального тока при эксплуатации не регулируют.

Неисправности асинхронных двигателей и электродвигателей постоянного тока


Характер неисправности

Возможная причина

Способ устранения

После включения электродвигатель не трогается с места и гудит

Асинхронные двигатели
Неисправность линии, питающей электродвигатель (обрыв проводов, перегорание плавких вставок, отказ включающих автоматов и др.)

Контрольным вольтметром проверить напряжение между каждой парой фаз, начиная от зажимов электродвигателя, и далее по ходу подачи напряжения до распределительного щита

После включения электродвигатель гудит, но с места не трогается

Перегорание одного из предохранителей (работа на двух фазах)

Проверить целость плавких вставок во всех трех предохранителях

Обрыв в обмотке статора

Мегомметром или контрольной лампой проверить целость обмоток статора

Обрыв в цепи ротора: нарушение пайки стержней «беличьего колеса» в короткозамкнутых двигателях; обрыв в пусковом реостате в двигателях с контактными кольцами или плохой контакт щеток на кольцах ротора

Выявить и устранить

Чрезмерное снижение напряжения при запуске электродвигателя

Проверить запуск электродвигателя на холостом ходу без нагрузки

Неправильное включение обмотки статора (в звезду вместо треугольника)

Проверить и переключить

При включении электродвигателя перегорают плавкие вставки предохранителей или отключается пусковой автомат

Короткое замыкание в обмотке статора

Мегомметром и измерительным мостом проверить изоляцию и активное сопротивление каждой фазы обмотки статора

Характер неисправности

Возможная причина

Способ устранения

При включении электродвигателя перегорают плавкие вставки предохранителей или отключается пусковой автомат

Реостат (для электродвигателя с контактными кольцами) не был выведен в начальное положение пуска

Проверить и поставить реостат в начальное положение пуска

Неисправность приводимого механизма или недостаточная мощность электродвигателя

Проверить запуск на холостом ходу

Во время работы электродвигателя при отсутствии толчков со стороны приводимого механизма стрелка амперметра в цепи статора ритмично колеблется

Обрыв или плохой контакт в цепи ротора

Тщательно осмотреть торцы стержней ротора в месте их пайки и устранить плохой контакт

Во время работы электродвигатель сильно гудит, нагрев статора неравномерен, идет дым из обмотки статора

Короткое замыкание между фазами обмотки статора или внутривитковое замыкание в одной фазе обмотки

Мегомметром и измерительным мостом проверить сопротивление изоляции и замерить активное сопротивление каждой фазы обмотки статора. Отремонтировать

Электродвигатели постоянного тока


После включения в сеть электродвигатель с места не трогается

Перегорание плавких уставок предохранителей

Проверить и заменить плавкие вставки

Обрыв в цепях питающих Проводов пускового реостата, пусковых сопротивлений

Контрольной лампой или мегомметром проверить целость цепей

Обрыв в обмотке якоря (чередующийся нагар на коллекторе)

Проверить цепи и отремонтировать

Заедание приводимого механизма или недостаточная мощность электродвигателя

Отсоединить электродвигатель от приводимого механизма и запустить его на холостом ходу

Характер неисправности

Возможная причина

Способ устранения

При включении электродвигателя в сеть происходит автоматическое отключение или перегорание плавких вставок.

Слишком быстрый поворот штурвала пускового реостата

Повторно плавно поворачивать штурвал реостата

Перед пуском реостат не был переведен в начальное положение

Проверить и поставить реостат в положение пуска

Неисправность в цепи якоря

Проверить целость цепи якоря, измерить сопротивление изоляции, осмотреть коллектор и щетки

Во время работы электродвигателя происходит искрение на коллекторе под щетками

Неправильное расположение щеток на коллекторе

Установить щетки по заводским отметкам. Если заводские отметки отсутствуют, ослабить болты щеточной траверсы и медленно передвигать щетки по вращению или против вращения якоря, пока не исчезнет искрение. После этого болты вновь затянуть

Плохое состояние контактной поверхности щеток

Отшлифовать щетки

Слабое нажатие щеток на поверхность коллектора

Отрегулировать нажимные пружины

Несоответствие марки щеток

Проверить и заменить щетки

Загрязнена поверхность коллектора

Протереть коллектор тряпкой, смоченной в бензине

Биение коллектора вследствие неравномерной выработки его поверхности

Проточить коллектор на месте или в мастерской

Продолжение табл. 16


Характер неисправности

Возможная причина

Способ устранения

Во время работы электродвигателя происходит искрение на коллекторе под щетками

Неправильное соединение обмоток возбуждения (неправильное чередование главных и дополнительных) полюсов

Проверить полярность полюсов с помощью компаса

Короткое замыкание в обмотке главных или дополнительных полюсов, короткое замыкание между коллекторными пластинами, пробой обмоток полюсов на корпус

Проверить и устранить

Биение приводного ремня или вибрация машины

Проверить и устранить

Неравномерный зазор между якорем и полюсами

Проверить щупом и устранить