- УХОД ЗА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ И ПУСКОВОЙ АППАРАТУРОЙ НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 1000 В
Уход за распределительной и пусковой аппаратурой заключается в периодических осмотрах, чистке и устранении мелких дефектов. Периодичность осмотров устанавливается местными инструкциями и правилами технической эксплуатации в зависимости от характера производства.
Необходимо следить за исправностью защитных кожухов, в которые заключены аппараты, так как пыль и грязь при попадании в аппарат быстро увеличивают нагрев контактов, ухудшают состояние изоляции и приводят к ускоренному износу и авариям.
Важное значение для надежной эксплуатации имеет состояние электрических контактов в аппаратах. Окись ухудшает контакт, что в итоге вызывает повышенный нагрев. Поэтому необходимо периодически и тщательно удалять окись с контактов. При сильном обгорании контакты заменяют новыми.
Поверхности контактов очищают бархатным напильником. Наждачную бумагу не применяют, так как зерна наждака вдавливаются в контактную поверхность, увеличивая переходное сопротивление и нагрев. Контактные поверхности не полируют, потому что это ухудшает плотность их сцепления и контакт.
Рис. 218. Схемы регулирования контактов:
а — последовательность замыкания контактов, б — проверка начального нажатия контактов, в — проверка конечного нажатия контактов: 1 — подвижный контакт, 2 — упор подвижного контакта, 3 — неподвижный контакт, 4 — пружинная шайба; А — провал контактов, В т- зазор между подвижным контактом и его упором
У рубильников контакты плотно прилегают благодаря стальным пружинные скобам. В магнитных пускателях и контакторах плотность прилегания контактов достигается в результате нажатия пружин. Силу нажатия пружин регулируют; она должна удовлетворять двум условиям: быть достаточной для того, чтобы с необходимым усилием прижимать контакты друг к другу, но, чтобы они не перегревались и не приваривались друг к другу, и не быть чрезмерной, ибо при этом сила включающего электромагнита может оказаться недостаточной для полного включения.
Замыкание контактов в контакторе происходит по схеме, показанной на рис. 218, а. Положение I соответствует начальному нажатию контактов, положение II — промежуточное (перекатывание контактов), положение III соответствует конечному нажатию. При размыкании процесс происходит в обратном порядке. Обычно контакт обгорает по краям (положение I), а не на рабочих поверхностях (положение III). Сила нажатия контактов может быть измерена пружинным динамометром, на крюк которого зацепляют петлю из проволоки, надеваемой на контакт (рис.
218, б и в). Динамометр оттягивают в направлении стрелки Р.
Во время регулировки между контактами закладывают тонкую полоску бумаги; силу нажатия контактов определяют по показанию динамометра в момент, когда бумагу можно свободно вынуть. Нормальные значения величин зазоров, провалов и силы нажатия контактов приводятся в заводских паспортах на оборудование, а также в справочниках.
В нормально включенном магнитном пускателе и контакторе наблюдается равномерное легкое гудение магнитной системы. Сильное гудение и дребезжание указывает на неисправность аппарата.
Неисправности могут быть вызваны различными причинами: наличием грязи или ржавчины на торцовой части сердечника магнита (якоря), чрезмерной затяжкой контактных пружин, повреждением короткозамкнутого витка на сердечнике, заеданием вала в подшипниках, перекосом торцовой поверхности сердечника, повреждением катушки.
При заедании вала вливают в подшипник 3—4 капли машинного масла через специальное отверстие. Если после смазки вал проворачивается туго, значит подшипники перекошены. Чтобы устранить перекос, ослабляют затяжку болтов, крепящих подшипник, включают и отключают контактор несколько раз от руки. Подшипник должен занять правильное положение. Затем снова затягивают крепящие болты.
Во время эксплуатации приходится заменять в предохранителях перегоревшие плавкие вставки. Применяют только калиброванные плавкие вставки. Нельзя использовать случайные вставки из различных проволок, так как это может привести к авариям и пожарам.
Чтобы заменить перегоревшую плавкую вставку, надо знать номинальный ток предохранителя и допустимое значение тока в защищаемой цепи. Каждый предохранитель должен иметь четкую надпись о величине номинального тока, что позволяет быстро заменить перегоревшую плавкую вставку, обеспечив надлежащую защиту от перегрузок присоединенных проводов, электродвигателей и других токоприемников.
В настоящее время защиту от перегрузок и коротких замыканий все шире осуществляют при помощи реле и автоматов различных конструкций. Правильность срабатывания реле и отключения автоматов от тепловых или электромагнитных расцепителей периодически проверяют. Эти проверки выполняют по определенному графику, установленному на предприятии. Реле и регулируемые элементы автоматического отключения автоматов после проверки пломбируются работниками электролаборатории и без их ведома не могут быть вскрыты.
Установочные автоматы А-3100 рассчитаны на работу без зачистки контактов и смены частей. Износившийся или неисправный автомат заменяют новым. Встроенный в автомат А-3100 расцепитель максимального тока при эксплуатации не регулируют.
Неисправности асинхронных двигателей и электродвигателей постоянного тока
Характер неисправности | Возможная причина | Способ устранения |
После включения электродвигатель не трогается с места и гудит | Асинхронные двигатели | Контрольным вольтметром проверить напряжение между каждой парой фаз, начиная от зажимов электродвигателя, и далее по ходу подачи напряжения до распределительного щита |
После включения электродвигатель гудит, но с места не трогается | Перегорание одного из предохранителей (работа на двух фазах) | Проверить целость плавких вставок во всех трех предохранителях |
Обрыв в обмотке статора | Мегомметром или контрольной лампой проверить целость обмоток статора | |
Обрыв в цепи ротора: нарушение пайки стержней «беличьего колеса» в короткозамкнутых двигателях; обрыв в пусковом реостате в двигателях с контактными кольцами или плохой контакт щеток на кольцах ротора | Выявить и устранить | |
Чрезмерное снижение напряжения при запуске электродвигателя | Проверить запуск электродвигателя на холостом ходу без нагрузки | |
Неправильное включение обмотки статора (в звезду вместо треугольника) | Проверить и переключить | |
При включении электродвигателя перегорают плавкие вставки предохранителей или отключается пусковой автомат | Короткое замыкание в обмотке статора | Мегомметром и измерительным мостом проверить изоляцию и активное сопротивление каждой фазы обмотки статора |
Характер неисправности | Возможная причина | Способ устранения |
При включении электродвигателя перегорают плавкие вставки предохранителей или отключается пусковой автомат | Реостат (для электродвигателя с контактными кольцами) не был выведен в начальное положение пуска | Проверить и поставить реостат в начальное положение пуска |
Неисправность приводимого механизма или недостаточная мощность электродвигателя | Проверить запуск на холостом ходу | |
Во время работы электродвигателя при отсутствии толчков со стороны приводимого механизма стрелка амперметра в цепи статора ритмично колеблется | Обрыв или плохой контакт в цепи ротора | Тщательно осмотреть торцы стержней ротора в месте их пайки и устранить плохой контакт |
Во время работы электродвигатель сильно гудит, нагрев статора неравномерен, идет дым из обмотки статора | Короткое замыкание между фазами обмотки статора или внутривитковое замыкание в одной фазе обмотки | Мегомметром и измерительным мостом проверить сопротивление изоляции и замерить активное сопротивление каждой фазы обмотки статора. Отремонтировать |
Электродвигатели постоянного тока
После включения в сеть электродвигатель с места не трогается | Перегорание плавких уставок предохранителей | Проверить и заменить плавкие вставки | ||
Обрыв в цепях питающих Проводов пускового реостата, пусковых сопротивлений | Контрольной лампой или мегомметром проверить целость цепей | |||
Обрыв в обмотке якоря (чередующийся нагар на коллекторе) | Проверить цепи и отремонтировать | |||
Заедание приводимого механизма или недостаточная мощность электродвигателя | Отсоединить электродвигатель от приводимого механизма и запустить его на холостом ходу | |||
Характер неисправности | Возможная причина | Способ устранения | ||
При включении электродвигателя в сеть происходит автоматическое отключение или перегорание плавких вставок. | Слишком быстрый поворот штурвала пускового реостата | Повторно плавно поворачивать штурвал реостата | ||
Перед пуском реостат не был переведен в начальное положение | Проверить и поставить реостат в положение пуска | |||
Неисправность в цепи якоря | Проверить целость цепи якоря, измерить сопротивление изоляции, осмотреть коллектор и щетки | |||
Во время работы электродвигателя происходит искрение на коллекторе под щетками | Неправильное расположение щеток на коллекторе | Установить щетки по заводским отметкам. Если заводские отметки отсутствуют, ослабить болты щеточной траверсы и медленно передвигать щетки по вращению или против вращения якоря, пока не исчезнет искрение. После этого болты вновь затянуть | ||
Плохое состояние контактной поверхности щеток | Отшлифовать щетки | |||
Слабое нажатие щеток на поверхность коллектора | Отрегулировать нажимные пружины | |||
Несоответствие марки щеток | Проверить и заменить щетки | |||
Загрязнена поверхность коллектора | Протереть коллектор тряпкой, смоченной в бензине | |||
Биение коллектора вследствие неравномерной выработки его поверхности | Проточить коллектор на месте или в мастерской |
Продолжение табл. 16
Характер неисправности | Возможная причина | Способ устранения |
Во время работы электродвигателя происходит искрение на коллекторе под щетками | Неправильное соединение обмоток возбуждения (неправильное чередование главных и дополнительных) полюсов | Проверить полярность полюсов с помощью компаса |
Короткое замыкание в обмотке главных или дополнительных полюсов, короткое замыкание между коллекторными пластинами, пробой обмоток полюсов на корпус | Проверить и устранить | |
Биение приводного ремня или вибрация машины | Проверить и устранить | |
Неравномерный зазор между якорем и полюсами | Проверить щупом и устранить |