§ 46. ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ
В табл. 16 приведены основные неисправности асинхронных двигателей и электродвигателей постоянного тока, а также способы их обнаружения и устранения.
Рассмотрим также характерные неисправности, общие для электродвигателей переменного и постоянного тока.
Перегрев электродвигателя.
Чрезмерный перегрев электродвигателя опасен прежде всего для изоляции его обмоток. При длительном перегреве сверх допустимой температуры срок службы изоляции обмоток резко сокращается. Иногда чрезмерный перегрев приводит к повреждению изоляции и аварии.
Величина допустимого перегрева зависит от класса изоляции. Так, например, для изоляции класса А (эмалевое покрытие, пропитанная лаками хлопчатобумажная, шелковая, бумажная изоляция) допускается превышение температуры над окружающей температурой на 60°С для обмотки и для стальных частей, соприкасающихся с обмоткой. Для изоляции класса В (изделия из слюды, асбеста и стекловолокна) допустимое превышение температуры составляет 80°С для обмотки и стали, соприкасающейся с обмоткой. Например, температура статора электродвигателя с изоляцией класса А составляет 80° С при окружающей температуре 25° С. Превышение температуры будет 80—25=55° С, что является допустимым.
Перегрев машины прежде всего указывает на перегрузку ее током. Необходимо проверить контрольным амперметром величину тока и, если она превышает номинальную, снизить нагрузку на электродвигатель.
Возможны случаи перегрева машины при ее нормальной нагрузке вследствие неудовлетворительного охлаждения. Причиной может быть повреждение крыльев вентилятора на роторе или засорение вентиляционных отверстий и каналов. Эти неисправности могут быть обнаружены и устранены при тщательном осмотре остановленного электродвигателя, иногда с выемкой ротора.
Наконец, причиной перегрева электродвигателя может быть чрезмерно высокая температура окружающей среды. Предельно допустимой температурой окружающей среды для электродвигателя является 40° С. В помещениях, где эта температура выше, устраивают искусственную вентиляцию.
Перегрев подшипников.
Чрезмерным нагревом подшипников считается превышение предельно допускаемой температуры их корпуса сверх величин, приведенных в табл. 15.
Причиной перегрева подшипника может быть утечка из него масла через неплотно завернутую спускную пробку или через зазор между подшипником и валом машины из-за неудовлетворительного состояния уплотнительных колец.
В подшипниках с кольцевой смазкой бывают случаи, когда смазочное кольцо не вращается и вал не обтекается маслом. Причиной этого явления может быть несоответствие кольца по массе (чрезмерно тяжелое или слишком легкое) и намагничивание кольца, если оно стальное. Если стальное кольцо намагничивается, его заменяют бронзовым.
Перегрев подшипника может быть также следствием загрязнения масла. В этом случае грязное масло спускают, промывают подшипник бензином и заливают его свежим маслом.
Чрезмерное натяжение ремня или перекос оси агрегата также могут вызвать перегрев подшипников.
Вибрация электродвигателя.
Вибрация электродвигателя вызывает ненормальную разработку подшипников, ослабляет крепление его на фундаменте и может привести к разрушению изоляции, короткому замыканию обмоток и искрению под щетками.
Причиной вибрации может быть неточная выверка линии валов электродвигателя и приводимого механизма при их монтаже или осадка фундамента. Вибрация может быть также следствием короткого замыкания внутри статорной обмотки, в результате которого создается асимметрия (неравномерность) магнитного поля. Вибрация возникает также и из-за плохой балансировки ротора.
Во всех случаях появления сильной вибрации отсоединяют вал электродвигателя от приводимого механизма и убеждаются, что вибрация имеет место в электродвигателе. После этого приступают к выявлению причины вибрации электродвигателя и ее устранению.
В Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей указано, что вибрация подшипников электродвигателей при всех допустимых режимах работы не должна превышать: 0,16 мм для электродвигателя со скоростью вращения 750 об/мин и ниже; 0,13 мм для электродвигателей на 1000 об/мин; 0,1 мм для электродвигателей на 1500 об/мин; 0,05 мм для электродвигателей на 3000 об/мин.
§ 47. УХОД ЗА ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ СЕТЯМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Правила технической эксплуатации предписывают производить регулярные осмотры и ремонт электрических сетей, а также измерения сопротивления сети. Сроки осмотров и ремонта на каждом предприятии устанавливаются для различных видов производства в зависимости от характера помещения.
При осмотрах проверяют:
провес проводов, расстояние между проводами и расстояние их от земли;
состояние наружной изоляции проводов, втулок, воронок, проходов через стены и перекрытия, изоляторов и креплений проводов и шин, надписей и предупреждающих плакатов;
соответствие плавких вставок в предохранителях и уставок в автоматах.
Номинальные токи плавких вставок предохранителей и уставки тока отключения автоматов, защищающих отдельные участки сети, выбирают из расчета, чтобы защитные аппараты не отключали установку при кратковременных перегрузках. Кроме того, отключения при перегрузках должны проходить селективно (в определенной последовательности): вначале должны отключаться ответвления от магистрали, а затем магистральная линия. Включение участков сети после ремонта выполняют с разрешения руководителя электрохозяйства после тщательного осмотра линии.
Если какой-либо участок сети находился без напряжения более одного месяца, перед включением его осматривают и измеряют сопротивление изоляции. Возможны случаи, когда по характеру сети и местным условиям могут потребоваться обязательные осмотры и измерения изоляции после более кратковременных перерывов. Сопротивление изоляции сети измеряют один раз в три года. Способы измерения сопротивления изоляции были рассмотрены в § 40.
Во время эксплуатации не менее одного раза в три года выполняют контрольные измерения напряжений и нагрузок в отдельных точках электросети. Места измерений и график их производства утверждаются главным энергетиком предприятия. Эти измерения делают для того, чтобы иметь возможность следить за правильной нагрузкой проводов, поддерживать необходимый уровень напряжения, контролировать потери в сетях и разрабатывать мероприятия по экономии электрической энергии. Если выявляют существенные отклонения от норм (перегрузка проводов, чрезмерное понижение или повышение напряжения), проводят необходимые мероприятия по переустройству сети.
Места прохождения электросети вблизи источников тепла, влияющего на преждевременный износ изоляции, берут под наблюдение. В этих местах устанавливают термометры и регулярно (в сроки, указанные в местной инструкции) записывают температуру.
Поверхность брони и оголенной свинцовой оболочки кабелей, проложенных внутри сооружения, защищают от коррозии, покрывая лаком, олифой или масляной краской. Лаки и краски, используемые в помещениях с едкими парами или газами, должны быть стойкими к воздействию окружающей среды.
Надзор за кабельными трассами осуществляют путем периодических обходов и осмотров их. Периодичность осмотров кабельных трасс и квалификация персонала, выделяемого для этой цели, приведены в табл. 17. Аварийные осмотры выполняют после автоматических отключений кабелей и при повреждении кабеля на данном участке.
Таблица 17
Периодичность осмотров кабельных трасс и квалификация персонала, выделяемого для этой цели
Участки трассы | Квалификация персонала | Периодичность осмотров |
Кабели, проложенные в земле, коллекторах, туннелях и других аналогичных сооружениях | Электромонтер, имеющий квалификацию по технике безопасности не ниже III группы, вместе с другим лицом квалификации не ниже II группы | Не реже одного раза в три месяца. |
Кабельные колодцы |
| Один раз в шесть месяцев |
Концевые муфты на напряжение, В: выше 1000 |
| Один раз в три месяца |
ниже 1000 |
| Один раз в год |
Электромонтеры, выполняющие обход и осмотр трасс кабелей, проложенных в земле, следят за тем, чтобы на трассе не производились работы (строительство сооружений, раскопка земли, завалы мусора, насаждение растений и др.), не согласованные с организацией, эксплуатирующей кабели. Бригада осматривает места пересечений кабельными линиями электрических, железных и шоссейных дорог, обращая внимание на надежное металлическое соединение рельсов и мест стыков, пересечения кабелями канав (кюветов), а также следит за целостью и сохранностью опознавательных знаков на трассах кабелей. Для кабелей, проложенных в земле, устанавливается охранная зона (по 1 м в обе стороны от крайних кабелей).
При осмотре кабельных колодцев, каналов и туннелей проверяют состояние люков -колодца (нижняя крышка люка должна быть закрыта), покрытий кабельных каналов, освещенность и вентиляцию. При этом не должно быть чрезмерного натяжения кабелей или смещения их с конструкций, а также воды, обтирочных концов, захламляющих предметов и материалов.
При осмотре открыто проложенных кабелей проверяют температуру среды и поверхности кабеля в местах, где можно ожидать значительный нагрев, защиту от механических повреждений (щиты, короба, трубы) в местах, где они возможны; отсутствие натяжения кабеля, коррозии, вмятин, забоин брони и повреждений свинцовой и поливинилхлоридной оболочек кабелей.
Один раз в год, лучше всего в весеннее время (после таяния снега, паводков), проводят профилактическое испытание изоляции кабелей по действующим нормам.
УХОД ЗА ЭЛЕКТРООСВЕТИТЕЛЬНЫМИ УСТАНОВКАМИ
При эксплуатации электроосветительных установок вследствие загрязнения светильников и постепенного уменьшения светоотдачи ламп полезная часть светового потока уменьшается и освещенность ухудшается. Поэтому ведут тщательное наблюдение за чистотой ламп и светильников и учет длительности горения ламп.
В Правилах технической эксплуатации установлены следующие сроки проверки состояния электроосветительных установок: состояние изоляции проводок рабочего и аварийного освещения проверяют не менее одного раза в 3 года;
исправность аварийного освещения и переносных трансформаторов — один раз в три месяца;
освещенность основных помещений — один раз в 3 года.
Квалификация персонала, выполняющего проверку проводок, осмотр и чистку светильников, должна быть не ниже II группы.
Чистку осветительной арматуры и ламп выполняют периодически в сроки, определяемые лицом, ответственным за электрохозяйство.
Чистка стекол световых проемов должна производиться в сроки;
в помещениях со значительным производственным выделением пыли, дыма и копоти (кузнечные, литейные, суперфосфатные цехи, обогатительные фабрики, цементные заводы, мельницы) — не реже четырех раз в год;
в помещениях с незначительным выделением пыли и копоти (механосборочные цехи, машинные залы, административные помещения) — не реже двух раз в год;
вне здания — не реже двух раз в год.
В распоряжении дежурных электромонтеров, обслуживающих электроосветительные установки, должен быть запас плавких вставок, предохранителей, ламп, выключателей.
Включают и отключают освещение по утвержденному графику.