Содержание материала

Воздушные линии (ВЛ) можно разделить на три класса: 1-й — линии напряжением 110 кВ и выше и ответственные линии напряжением 35 кВ; 2-й — линии напряжением 35 кВ и линии напряжением 6—10 кВ; 3-й — линии напряжением до 1000 В. При установке опор ВЛ должны быть обеспечены свободные проезды транспорта, движение пешеходов, входы в здания и въезды во дворы.
Конструкцию воздушной линии выбирают в зависимости от климатических условий районов, где их сооружают. Основными показателями для выбора конструкции линии являются скорость ветра и толщина гололеда, который может образоваться на проводах. Так, территория нашей страны разделена на четыре района по возможности образования толщины гололеда: до 5, 10, 15 и 20. мм. Скорость ветра, на которую рассчитывают установку опор и подвеску проводов, выбирают в зависимости от района по таблице, приведенной в ПУЭ.
Эксплуатационному персоналу промышленных предприятий приходится монтировать и обслуживать преимущественно воздушные линии напряжением до 1000 В, описанием которых мы и ограничимся.

Опоры.

Опоры ВЛ любого класса делятся на промежуточные, устанавливаемые на прямых участках трассы, анкерные — на прямых участках трассы при пересечениях дорог, рек, каналов и других сооружений; анкерные — угловые — в тех точках, где меняется под углом направление трассы; концевые — в начале и конце ВЛ; ответвительные — в местах ответвления от ВЛ; перекрестные— в местах скрещивания двух трасс ВЛ. Широко применяют для воздушных линий железобетонные опоры и деревянные опоры на железобетонных приставках.
Для ВЛ напряжением до 1000 В используют голые алюминиевые, сталеалюминиевые и стальные провода как многопроволочные, так и однопроволочные. Запрещено применять для ВЛ провода, расплетенные из проводов больших сечений.
Правила устройства электроустановок ограничивают допустимые диаметры и сечения проводов для ВЛ: сечение стальных многопроволочных не менее 25 мм2, а диаметр однопроволочных — не менее 4 мм; сечение алюминиевых проводов — не менее 16 мм2; сечение сталеалюминиевых и биметаллических проводов — не менее 10 мм2. Для ответвлений от ВЛ к вводам в здания допускается применять стальные провода диаметром не менее 3 мм, а биметаллические — не менее 4 и не более 6,5 мм.
Провода на ВЛ напряжением до 1000 В подвешивают обычно на изоляторах с крючьями и на штыревых изоляторах. Крючья и штыри изоляторов, а также арматуру железобетонных опор заземляют в сетях с изолированной нейтралью, а при заземленной нейтрали соединяют с нулевым заземленным проводом.
Сопротивление заземляющих устройств должно быть не более 50 Ом. Однако в некоторых случаях (населенные местности с одноэтажной застройкой, воздушные линии, не экранированные высокими зданиями, дымовыми трубами или высокими деревьями), сопротивление заземляющего устройства не должно быть более 30 Ом.
Правилами предусматривается установка дополнительных заземляющих устройств на опорах с ответвлениями к зданиям, где может быть сосредоточено большое количество людей (школы, больницы), или в том случае, когда сооружения представляют собой большую хозяйственную ценность (склады, мастерские).

Рис. 192. Установка опоры автокраном
Перед началом монтажа опор выполняют производственный пикетаж, т. е. разбивают на местности места установки опор и забивают временные знаки (пикеты). Если трасса ВЛ проходит по лесистой местности, ее расчищают от деревьев и пней, чтобы выдержать указанные в правилах минимальные расстояния от проводов до деревьев (для ВЛ напряжением до 1000 В просеку для трассы расчищают на ширину 3—4 м).
Котлованы для установки опор роют механизированным способом, используя самоходные буровые машины или экскаваторы. Применяют также забивку свай из железобетона посредством специальных механизмов (копров, дизель-молотов). Забитая свая служит приставкой для опоры.
Опоры устанавливают преимущественно с помощью подъемных автомеханизмов. В условиях территории промышленных предприятий наиболее подходящим механизмом для установки опор ВЛ напряжением до 1000 В является автокран грузоподъемностью 3 т, обычно имеющийся в хозяйстве среднего и крупного предприятия.


Рис. 193. Соединение проводов на воздушных линиях напряжением до 1000 В:
а — скрутка, б — соединительные зажимы, монтируемые обжатием, в — соединительные плашечные зажимы
Установка железобетонной опоры автокраном показана на рис. 192.
При установке опор обращают особое внимание на технику безопасности. В зоне возможного падения опоры не должны находиться люди; нельзя также влезать на вновь установленную опору до тех пор, пока не снимут такелаж и не закрепят ее. Особые меры предосторожности соблюдают при подъеме опор вблизи действующих ВЛ. Так, необходимо при возможности поднимать опоры, полностью отключив близлежащие действующие линии. Если это невозможно, работу ведут под руководством опытного руководителя — линейщика, имеющего квалификационную группу не ниже V.

Монтаж проводов ВЛ напряжением до 1000 В.

Монтаж ВЛ разбит на следующие основные операции: раскатка проводов,
подъем, соединение и натяжка, закрепление на изоляторах, ответвления и вводы в сооружения, заземление.
Для монтажа ВЛ используют неизолированные провода, главным образом, следующих марок: алюминиевые А-16, А-25 и др.; сталеалюминиевые АС-16, АС-25 и др.; стальные многопроволочные ПС-25, ПС-35 и др. (цифры указывают сечение провода в квадратных миллиметрах); стальные однопроволочные ПСО-4, ПСО-5 (цифры указывают диаметр в миллиметрах).

Для крепления этих проводов используют изоляторы ТФ-2, ТФ-3 и ТФ-4 (фарфоровые); ТС-2 и ТС-3 (стеклянные); ЩЛН-1, ШЛН-2, ШЛН-3 и ШЛН-4 (фарфоровые). Общий вид этих изоляторов показан в табл. 4. Крюки для изоляторов имеют диаметры 16, 18 и 20 мм (КН-16, КН-18 и КН-20), а штыри — стандартные диаметры 22, 25 и 28 мм. Крепят изоляторы на крюках и штырях на пакле, пропитанной суриком, разведенным в олифе; паклю навивают на штыревую часть крюка или штыря, а затем плотно навертывают изолятор. Крюки и штыри окрашивают асфальтовым лаком. Допускается также применять для насадки изоляторов специальные пластмассовые колпачки-втулки или заливку специальным составом, обеспечивающим хорошее крепление изолятора.
После установки опор с крюками и изоляторами раскатывают вдоль трассы провода. 

Рис. 194. Вязка провода к штыревому изолятору на опоре
Раскатывают провода вручную с барабанов, установленных на домкраты, или механизировано со специальных раскаточных тележек. Провода раскатывают по монтажным (раскаточным) роликам, которые временно подвешивают к крюкам или траверсам на опорах. Монтажные ролики делают из того же материала, что и раскатываемые провода.
При небольшом сечении проводов и небольшой протяженности ВЛ подъем проводов на верхушку опоры можно осуществлять при помощи штанг.
После раскатки провода соединяют. Соединение проводов должно обеспечивать необходимую механическую прочность и надежный электрический контакт. Конструкции соединений проводов для ВЛ напряжением до 1000 В показаны на рис. 193. Скрутку (рис. 193, а) применяют для однопроволочных проводов; места соединений пропаивают. Для тех же однопроволочных проводов можно применять электросварку внахлестку.
На рис. 193, б показано соединение многопроволочных проводов опрессованием специальными клещами в овальных соединителях. Для соединения многопроволочных проводов можно также использовать плашечные зажимы (рис. 193, в), но наилучшим по надежности и прочности является соединение методом термитной сварки, получившей в последние годы широкое внедрение.
При креплении проводов в верхней части опоры соблюдают меры безопасности — правильно и надежно закрепляют когти и монтажный пояс (рис. 194).
Натяжку проводов выполняют между опорами анкерного типа, к которым относятся также угловые и концевые, после того как в анкерных пролетах закончат подъем всех проводов на промежуточные опоры. Перед натяжкой провода крепят на одной из анкерных опор вязкой. Натягивают провода вручную (при небольших сечениях) лебедкой или автомашиной по одному проводу или несколько проводов одновременно при помощи роликового устройства.
После натяжки проводов до требуемой стрелы провеса (она приводится в проекте или в справочниках) выполняют анкерные крепления на второй опоре анкерного пролета. Затем на промежуточных опорах перекладывают провода из монтажных роликов на изоляторы и крепят их. Для вязки алюминиевых проводов служат жилы провода, подлежащего монтажу, место вязки обматывают алюминиевой лентой.