Содержание материала

5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГАЗО- И ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ МОНТАЖНЫХ УЧАСТКОВ
СНАБЖЕНИЕ КИСЛОРОДОМ
В последние годы на строительстве крупных электростанций начал внедряться новый прогрессивный способ снабжения монтажных работ жидким кислородом с последующей его газификацией.
Результаты технико-экономического сравнения двух вариантов обеспечения строительства кислородом — подвоза жидкого кислорода на расстояние 300—400 км с газификацией его на месте и получения кислорода на собственных кислородных станциях типа КГН-30 производительностью по 30 м3/ч, проведенного для монтажного участка па ГРЭС с блоками мощностью 300 МВт, указаны в табл. 1-3.

Таблица 1-3


Технико-экономическое сравнение способов обеспечения монтажных работ кислородом

Наименование

Жидкий кислород с газификацией на месте

Кислородная станция типа КГН-30

Потребление кислорода:
годовое, тыс. м3 ..

547

547

суточное,                                

1500

1500

Количество баллонов в сутки, шт .

250

250

Сметные капиталовложения, тыс. руб. . . .

131 ,5

196,0

Численность обслуживающего персонала, чел.

5

33

Производительность труда, тыс. м3/чел . . .

109,4

16,6

Себестоимость кислорода, коп/м3 ..

11,24

20,75

Из табл. 1-3 видно, что для расстояний подвоза жидкого кислорода 300—400 км, обычного для электростанций, расположенных в европейской части Союза, себестоимость при газификации жидкого кислорода на месте почти в 2 раза ниже, капиталовложения на 30% ниже, а число обслуживающего персонала сокращается в 6,5 раза.
Доставка жидкого кислорода с завода на строительство может осуществляться как в специальных автомобильных газификационных установках, так и в специальных железнодорожных цистернах.
При доставке жидкого кислорода в автомобильных установках па строительстве сооружают здание из огнестойких материалов (рис. 1-6). В отапливаемой части здания располагают кислородную рампу для наполнения баллонов и помещение для порожних и полных баллонов. Под навесом установлены реципиенты, а в неотапливаемом помещении — автомобильная газификационная установка.


Рис. 1-6. Здание газификационной установки жидкого кислорода при доставке его специальными автомобильными газификационными установками,
1 — помещение для автомобильной газификационной установки; 2 — кислородная рампа; 3 — помещение для полных баллонов; 4 — то же для порожних баллонов; 5 — навес для реципиентов.

Оборудование газификационной станции при суточном потреблении кислорода 250 баллонов состоит из автомобильной газифицированной установки типа АГУ-8К с емкостью на 6 000 л и насоса газификатора типа НЖК-29М, размещенных на автомобиле КРАЗ-257; реципиентной установки емкостью 4 800 м3, состоящей из реципиентных баллонов емкостью по 400 л при 150 кгс/см3 или по 60 м3, и установки для наполнения баллонов в виде рампы с двумя секциями на пять баллонов каждая.
Емкость жидкого кислорода автомобильной газификационной установки составляет 6000 л или 750 баллонов газообразного кислорода, что обеспечивает в течение трех суток потребность монтажного участка в кислороде. Емкость реципиентной установки превышает трехсуточную потребность участка.

Рис. 1-7. Схема размещения кислородной газификационной станции при доставке жидкого кислорода железнодорожными цистернами.
1 — железнодорожный тупик; 2 — здание газификационной станции.
Таким образом, для обеспечения бесперебойного снабжения кислородом достаточно совершать один рейс автомобильной установки АГУ-8К за трое суток.
На рис. 1-7 представлена схема размещения кислородной газификационной станции и железнодорожного тупика на площадке при доставке жидкого кислорода в специальных железнодорожных цистернах. Тупик рассчитан па две железнодорожные цистерны. Здание газификационной станции сооружают из огнестойких материалов и оборудуется отоплением. 

Рис. 1-8. Расположение технологического оборудования кислородно-газификационной станции.
1 — резервуар для хранения жидкого кислорода типа ТРЖК-7М; 2 — насос-газификатор (2НСГ-300/400; 3 — испаритель КК-6704; 4 — рампа наполнительная; 5 — баллоны-реципиенты емкостью по 400 л; 6 — пульт управления; I— отделение ремонта и испытания баллонов; II — отделение пустых баллонов; III — наполнительная; IV— отделение наполненных баллонов; V — служебное помещение; VI — отделение газификации.

Площадку вокруг здания бетонируют. Применение асфальта не допускается по условиям противопожарной безопасности. На случай аварийного слива жидкого кислорода площадка имеет уклон и дренажное устройство.
Кислородная газификационная станция состоит из следующих элементов (рис. 1-8):
стационарная емкость типа 8Г-513 полезной емкостью 34 т при давлении 1,5—2,4 кгс/см2, изоляция — порошково-вакуумная; потери жидкого кислорода — 0,5% в сутки;

две стационарные газификационные установки типа СГУ-7К, состоящие каждая из резервуара жидкого кислорода ТРЖК-7М емкостью 2000 л, насоса-газификатора 12НСГ 300/400 и испарителя КК-6704;
реципиентная установка емкостью 1200 м2, состоящая из 20 реципиент- пых баллонов емкостью по 400 л при давлении 150 кгс/см2 или по 60 м3;
установка для наполнения баллонов из двух рамп по две секции на пять баллонов каждая.
Завод-поставщик доставляет жидкий кислород потребителю в специальных железнодорожных цистернах, принадлежащих заводу. Из заводской цистерны жидкий -кислород вытесняется в стационарную цистерну типа 8Г-513 той же емкости, принадлежащую потребителю; из стационарной цистерны жидкий кислород вытесняется в резервуар жидкого кислорода (рис. 1-8) одной из стационарных газификационных установок СГУ-7К, затем газифицируется и при давлении 15 кгс/см2 подается по трубопроводу на производство. Одновременно газообразный кислород с давлением 150 кгс/см2 подается в реципиенты и к рампам для наполнения баллонов.
Вторая установка СГУ-7К является резервной.
Расчеты показали, что стоимость газообразного кислорода при расстоянии подвоза жидкого кислорода до 200 км и транспортировке его автомобильными установками дешевле. Поэтому подвоз жидкого кислорода по железной дороге целесообразен при расстоянии от завода более 200 км и при расходе жидкого кислорода более 2 т/сутки.