Содержание материала

В эксплуатации находятся запроектированные для работы под наддувом газомазутные котлы ТГМП-324 (блок 300 МВт), ТГМП-204, ТГМП-204П (блок 800 МВт). Большинство из котлов поставлялось на электростанции с резервными дымососами, рассчитанными, как правило, на неполную нагрузку [3.5].
Газоплотность котлов обеспечивается применением двух контуров уплотнений. Панели всех экранов топки, переходного газохода и конвективной шахты сварены между собой и образуют единую цельносварную коробку, являющуюся первым, внутренним контуром уплотнения. Второй, наружный контур уплотнения представляет собой систему уплотнительных ящиков в местах возможных утечек газа через уплотнения внутреннего контура (шатер иа потолке котла, места разъема топочных экранов НРЧ и СРЧ, СРЧ и ВРЧ). В эти ящики подается уплотняющий воздух.
Для уплотнения, стволов запально-защитных устройств, а также замены форсунок при работе котла под наддувом на горелках устанавливаются пневмозатворы, а для наблюдения за топочным режимом — лючки, к которым подводится охлаждающий воздух от дутьевых вентиляторов или компрессоров.
Ожидалось, что эксплуатация газомазутных котлов под наддувом позволит:
увеличить экономичность установок вследствие исключения присосов воздуха в топочную камеру и газовый тракт;

перейти на сжигание сернистых мазутов с предельно низкими избытками воздуха, что даст возможность снизить температуру уходящих газов, а следовательно, и потери q;
увеличить срок службы набивки РВП и металлических газоходов вследствие резкого снижения интенсивности сернокислотной коррозии;
упростить компоновку котла и удешевить его благодаря отказу от установки дымососов.
Рабата с давлением в топочной камере и газоходах предъявляет повышенные требования к плотности ограждений котла. Обеспечение надежной работы первого контура уплотнении не встречает особых затруднений. Недостатки отдельных узлов, выявленные при освоении головных котлов, как правило, в процессе эксплуатации ликвидированы. К ним относятся конструктивные решения узлов сочленения подового экрана и НРЧ (котел ТГМП-324), разъема НРЧ-СРЧ и СРЧ-ВРЧ (котлы ТГМП-324 и ТГМП-204).
Обеспечение надежности узлов второго контура уплотнений оказалось значительно сложней. Недостаточная прочность компенсаторов является основной причиной нарушения газовой плотности. Разуплотнение отдельных узлов приводит к загазованности котельного помещения или требует перехода на работу с уравновешенной тягой.
Опыт эксплуатации котлов ТГМП-324 Киришской ГРЭС на мазуте показывает, что отсутствие повышенной загазованности в котельном помещении достигается тщательным повседневным контролем за состоянием узлов уплотнений, использованием всех остановов блоков для устранения выявившихся неплотностей. Добиться отсутствия повышенной загазованности помещения при сжигании мазута значительно сложнее, чем при сжигании газа. Это объясняется наличием в выбрасываемых через неплотности газах сернистого ангидрида, а также коррозионными повреждениями элементов ограждений агрегата в низкотемпературной зоне.
Особенно сложна задача обеспечения газовой плотности котла ТГМП-204. Большие размеры установок, огромное число элементов уплотнений, ограниченный срок службы некоторых нз них обусловливают значительный объем работ по их восстановлению.
Для обеспечения стабильного поддержания газоплотности котлов ТГМП-204 реконструированы топочные разъемы и усовершенствована схема подвода к ним уплотняющего воздуха, реконструированы уплотнения горелок с применением плосколинзовых компенсаторов, модернизирована схема газовой рециркуляции, заменены сильфонные компенсаторы на коллекторах конвективной шахты на плосколинзовые, установлены объемные компенсаторы на угловых соединениях шатра, опробованы на подвесках шатра компенсаторы стаканного типа, крупногабаритный компенсатор на восходящем газоходе за водяным экономайзером вынесен за пределы цеха.
Наиболее серьезным является вопрос обеспечения надежной работы компенсаторов с большими перемещениями, систематически повреждающихся при пусках и остановах блоков. Отсутствие работоспособной конструкции лючков для наблюдения за топочным режимом котлов затрудняет определение свищей и разрывов на трубах поверхностей нагрева (для этой цели желательно применение акустических датчиков). Конструкции разъемов экранов топочной камеры требуют дальнейшего усовершенствования. В итоге эксплуатации котлов ТГМП-204 рекомендована с уравновешенной тягой.
Сравнение результатов эксплуатационных испытаний котлов, работающих под наддувом, с показателями котлов, работающих с уравновешенной тягой, пока не дает преимуществ первых и по экономичности.

Основной причиной этого является невозможность реализации надежной работы с предельно низким избытком воздуха в топочной камере (1,02 и меньше), что приводит к необходимости поддержания уровня подогрева воздуха в калориферах и температуры уходящих газов такими же, как и на котлах с уравновешенной тягой.