- Методы определения исходных величин для исчисления производительности труда исследователей (разработчиков)
Методы расчета длительности периода творческой активности исследователя (разработчика).
Разные исследователи и разработчики трудятся различное время в течение суток, недели, месяца и года. Они работают с разным напряжением и интенсивностью. В качестве единицы рабочего времени, затраченного исследователем и разработчиком новых электроизделий, наиболее целесообразно принять календарный год, в течение которого он находился на этой работе. Особенность труда исследователей и разработчиков обусловливает необходимость исчислять среднегодовую отдачу риi за период их творческой активности Tа.
Длительность периода творческой активности составляет:
26 лет творческого труда. (11.7)
Если же данный исследователь (разработчик) часть периода своей жизни в возрасте старше 26 лет не работал исследователем (разработчиком), то период его творческой активности надо исчислять как
лет творческого труда, (11.8)
где Тн — число лет, которое данный исследователь (разработчик) в возрасте старше 26 лет не находился на этой работе.
Можно было бы определять длительность этого периода Tа на основании имеющихся в личном деле работника данных о продолжительности его работы в качестве исследователя или разработчика. Но при таком подходе даже для молодого специалиста, у которого еще нет необходимых заделов и опыта, нужно было бы сразу исчислять показатели его среднегодовой отдачи. Формулы же (11.7) и (11.8) исходят из того, что расчет среднегодовой отдачи риi за период творческой активности должен начинаться для исследователей и разработчиков новых типов электроизделий с 27 лет. До этого начинающий исследователь (разработчик) накапливал необходимый опыт, выявлял свои возможности и создавал необходимые заделы.
Поэтому для него исчислялись лишь показатели Qoi — созданного общего суммарного количества каждого i-го вида его научной продукции. В то же время чем больше научной продукции Qoi создается каждым начинающим исследователем или разработчиком еще до достижения им двадцатисемилетнего возраста, тем более высокими потом будут показатели его среднегодовой отдачи риi, когда их уже начнут для него вычислять. Это стимулирует начинающих исследователей и разработчиков новых типов электроизделий уже с самого начала стремиться давать как можно большую отдачу. В этом особенность оценки результатов труда молодых начинающих исследователей и разработчиков.
Метод расчета общего, количества i-й научной продукции, созданной исследователем (разработчиком).
Подсчет общего суммарного количества i-го вида научной продукции Qoi, созданной данным исследователем или разработчиком, должен производиться с учетом того, сколько исследователей (разработчиков) пii выполняло каждую i-ю работу i-го вида:
(11.9)
Допустим, что 1=1 — это полученные данным исследователем или разработчиком авторские свидетельства. Каково общее количество авторских свидетельств Qо.с, приходящееся на рассматриваемого нами исследователя (разработчика)?
Как видно из табл. 11.2, на данного исследователя (разработчика) приходится вовсе не десять работ рассматриваемого i-го вида (в данном примере — авторских свидетельств), а лишь 4,55.
Другой пример. Пусть i — это зарубежные патенты. При этом предположим, что данный исследователь (разработчик) имеет три зарубежных патента: l=1, l=2 и = 3. Количество лиц, на которое выдан каждый из этих зарубежных патентов, таково: nп1=2; nп2=1 и nп3= 4. Тогда на рассматриваемого работника надо отнести не три зарубежных патента, а только
Таблица 11.2
Расчет общего суммарного количества i-го вида научной продукции Qoi, созданной разработчикам (в данном примере — общего количества приходящихся на него авторских свидетельств) на начало 1977 г.
Всего 1,55
Формула (11.9) исходит из равной доли всех членов творческого коллектива исследователей и разработчиков в общей работе. Если все они подписали эту общую работу, то тем самым подтвердили и равную долю участия каждого из них. Для тех же работ, в которых имеют место существенные различия в долевом участии отдельных членов творческого коллектива, должен составляться специальный акт, определяющий долю каждого. При этом надо обеспечить, чтобы доля каждого исследователя и разработчика определялась объективно, правильно. Для части исследователей и разработчиков результаты их труда можно измерять не в количестве электроизделий, а в созданных ими основных или вспомогательных узлах.
Установление видов научной продукции, по которым исчисляется среднегодовая отдача.
Разберемся теперь более детально в том, что понимается под i в формулах (11.5) и (11.6). Самым трудным при измерении производительности труда исследователей и разработчиков является характеристика посредством определенных количественных показателей также и творческого уровня выполненных ими работ, что для рассматриваемой сферы деятельности имеет самое первостепенное значение. На первый взгляд может даже показаться, что творческий уровень выполненных ими работ вообще не может быть охарактеризован какими-либо количественными показателями. Это совсем не так. Эту задачу можно и нужно решать посредством определенных измерителей.
Для этого необходимо в качестве i в формулах (11.5) и (11.6) учитывать прежде всего те работы, которые представляют собой наиболее существенные вклады исследователя (разработчика). Отдельно надо учитывать различные виды поощрений, которыми отмечены его работы, а также все то, что характеризует интерес к ним.
В качестве i имеются в виду создаваемые новые электроизделия (материалы, технологические процессы), изобретения и открытия, научные публикации, подготовка научной смены (кандидатов наук). Каждый из этих видов научной продукции в свою очередь характеризуется не каким-либо одним, а несколькими показателями, позволяющими более разносторонне и полно определить, что именно создано данным исследователем (разработчиком), какую пользу принесла его творческая деятельность.
Применительно к изобретениям и открытиям исследователя (разработчика) ί в формулах (11.5) и (11.6) означает: полученные авторские свидетельства и патенты, а также дипломы на открытия; годовой денежный экономический эффект, ожидаемый от использования этих изобретений и открытий в народном хозяйстве; полученные зарубежные патенты; изобретения и открытия, которые уже внедрены; годовой экономический эффект, полученный народным хозяйством от уже внедренных изобретений и открытий.
Приоритет отечественных исследователей и разработчиков имеет важное значение для страны. Особенно если речь идет об открытиях, которые могут получить практическое осуществление.
Размерность денежного годового экономического эффекта, приходящегося на один год творческого труда исследователя (разработчика) составляет
Эта величина показывает, какая ежегодная экономия в народном хозяйстве приходится на один год творческого труда исследователя (разработчика).
Применительно к созданным исследователем (разработчиком) новым изделиям (материалам, технологическим процессам), а также дополнительно к тому, чем уже выше характеризовались его изобретения и открытия, i в формулах (11.5) и (11.6) означает: созданные и внедренные новые типы электроизделий (материалов, технологических процессов); в том числе отдельно созданные и внедренные новые типы электроизделий, отмеченные Знаком качества; в том числе отдельно созданные и внедренные новые типы электроизделий, на которые получены авторские свидетельства и патенты; премии, которыми отмечены эти новые типы электроизделий; годовой экономический эффект, получаемый в народном хозяйстве от внедрения вновь разработанных электроизделий; вновь созданные электроизделия, демонстрировавшиеся на всесоюзных и зарубежных выставках; продажа иностранным фирмам лицензий на открытия, изобретения и новые электроизделия; валютная выручка от продажи иностранным фирмам лицензий на открытия, изобретения и на новые электроизделия; премии, которыми отмечены открытия и изобретения; объем выпуска этих изделий в нашей стране; экспорт вновь созданных электроизделий в другие страны; объем валютной выручки от экспорта этих изделий.
В перечне того, что такое i в формулах (11.5) и (11.6), фигурирует и положительная оценка выполненных исследователем (разработчиком) работ. Здесь под i понимаются прежде всего премии, которыми отмечены его работы. Естественно, при этом, что в качестве i в этих формулах следует отдельно выделять большие премии, которыми отмечались работы данного разработчика: Ленинская премия, Государственные премии, а также международные премии.
В качестве i в формулах (11.5) и (11.6) могут фигурировать еще и научные публикации исследователя: монографии, учебники и учебные пособия, изданные центральными издательствами и имеющие гриф министерства; учебные пособия, изданные вузами; научные брошюры; научные статьи в центральных журналах; общее количество опубликованных научных трудов; переводы этих работ, вышедшие в других странах; количество языков, на которых вышли эти переводы; положительные рецензии, появившиеся на эти труды в отечественной и зарубежной прессе; рефераты, появившиеся на эти труды в отечественных и зарубежных реферативных журналах; премии, которыми отмечены опубликованные труды.
При анализе всех названных выше показателей необходимо иметь в виду следующее. Большинство величин iлегко поддается весьма точному контролю и проверке. В то же время правильность исчисления некоторых из них (например, ожидаемой в народном хозяйстве экономии приведенных годовых затрат от внедрения изобретений или вновь созданных электроизделий) пока еще должным образом не контролируется и не утверждается.
Некоторые из этих i уже сами по себе являются относительно более весомыми. Они характеризуют наиболее значительные вклады исследователя и разработчика. К числу таких i относятся, например: открытия, зарегистрированные в Государственном реестре; полученные авторские свидетельства и патенты; полученные зарубежные патенты; созданные и внедренные новые электроизделия (материалы, технологические процессы); проданные иностранным фирмам лицензии.
Важным является и то, что в качестве ί в формулах (11.5) и (11.6) должны фигурировать не просто любые работы, а лишь работы определенного уровня. Так, под iпонимаются только те разработки новых электроизделий, которые получили промышленное внедрение.
Созданные исследователем (разработчиком) новые типы электроизделий должны изучаться по видам их. Надо приводить не только общее суммарное количество вновь созданных данным работником новых моделей электроизделий, но и отдельно показывать количество созданных им новых типов узлов, электрических машин, приборов, аппаратов, систем или комплексов. В каждой же из таких групп электроизделий целесообразно выделять и еще более конкретные подвиды (например, количество моделей электрических двигателей).
В приведенном выше перечне того, что такое i, содержатся и показатели, характеризующие положительную оценку трудов исследователя (разработчика). К их числу относятся, например, премии, которыми отмечены его работы; переводы его работ, вышедшие за рубежом; положительные рецензии, опубликованные в отечественной и зарубежной прессе на его работы; опубликованные на его работы рефераты в реферативных журналах. Все эти казалось бы количественные показатели (все они выражены в виде цифр) на самом деле характеризуют не что иное, как качество работ исследователя и разработчика, интерес, проявляемый к его работам.
В литературе можно встретить предложения учитывать для характеристики творческого уровня научной продукции еще и количество ссылок на нее, содержащееся в трудах других авторов. Однако по сравнению с названными выше показателями число ссылок — это уже гораздо более мелкий и к тому же трудно учитываемый и плохо доступный проверке показатель. Поэтому смысла нет использовать еще и его.
Особенности сопоставления показателей отдачи исследователей (разработчиков).
Численные значения показателей отдачи имеют свои особенности в различных областях науки и в разных научных учреждениях. Так, в высших учебных заведениях, где основной задачей научных работников является их педагогическая деятельность, численные показатели их творческой отдачи бывают, естественно, ниже, чем в академических или отраслевых НИИ. Кроме того, эти показатели существенно различаются у работников одной и той же области науки даже в условиях одного научно-исследовательского учреждения. Так, у теоретиков бывает относительно большее количество опубликованных трудов и может даже совсем не быть авторских свидетельств и патентов. В то же время у изобретателей больше именно авторских свидетельств и патентов, но может быть мало публикаций. Нет поэтому никакой надобности устанавливать какие-либо единые нормативы отдачи исследователей и разработчиков.
Но зато большой интерес представляет сравнение рассмотренных показателей производительности труда каждого исследователя и разработчика со средними и максимальными их значениями для своей и всех аналогичных лабораторий (секторов), отделов, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов. Необходимо поэтому систематизировать и изучать эти средние и максимальные данные по лабораториям, секторам, отделам, КБ и НИИ. Это позволит увидеть, кто из исследователей и разработчиков дает отдачу выше средней, а кто — ниже.
Конечно, целесообразно вести поиски путей создания обобщающего измерителя производительности труда исследователей и разработчиков. Однако задача эта совсем не простая. Ожидать ее быстрого решения не приходится. Пока же изучение разносторонних результатов творческой деятельности исследователей (разработчиков) предполагает дополнение рассмотренных выше показателей еще и некоторыми другими. Так, одной из важных характеристик творческого потенциала исследователя и разработчика является также доля δсi собственных работ в общем количестве его всех работ ί-го вида
(11.10)
где псi — количество собственных (без соавторов) работ ί-го вида у данного исследователя или разработчика; noi — общее количество работ ί-го вида у данного исследователя (разработчика), подсчитанное без учета того, сколько человек создавало ту или иную работу.
Изучение показателя δсi представляет интерес прежде всего для тех исследователей и разработчиков, должностное положение которых позволяет навязывать соавторство своим подчиненным, особенно если у них имеется стремление осуществлять диктат в руководимом ими научном коллективе.
Очень важно для характеристики вклада исследователя (разработчика) установить, что нового он дал: какие новые законы им открыты; что именно он изобрел; какие электроизделия (материалы, технологические процессы) им были впервые созданы; какие новые теории им были предложены; какие им предложены новые методы расчетов; какие им разработаны новые методы решения каких-либо важных и сложных практических задач. Все это должно указываться в пояснительных записках к расчету и анализу показателей отдачи исследователей и разработчиков.
Большое внимание при анализе показателей отдачи исследователей и разработчиков должно уделяться выявлению различных оттенков и сторон, характеризующих особенности их творческой деятельности. Анализируя открытия исследователя (разработчика), необходимо иметь в виду, что некоторые из них могут иметь для человечества эпохальное значение.
Журнал учета выполненных работ и карта сводных показателей отдачи исследователя (разработчика).
Каждый исследователь и разработчик должен вести журнал, в который заносятся все выполненные им работы по мере их завершений. Этот журнал — не дневник. Туда не записывается то, что сегодня делал. Туда заносятся только уже выполненные работы, например, уже полученные авторские свидетельства и патенты, или дипломы на открытия; созданные новые типы электроизделий; проданные иностранным фирмам лицензии и др. По каждой выполненной работе должны учитываться все ее авторы (участники). В этих целях в журнале работ содержатся графы, указывающие общее количество участников каждой работы, а также ту долю этой работы, которая приходится на данного разработчика. В этих журналах целесообразно выделять самостоятельные разделы: законченные разработки новых электроизделий; изобретения и открытия; проданные лицензии; подготовка новых исследователей и разработчиков; повышение квалификации; публикации.
Когда макет нового электроизделия вместе со всей документацией передан на опытно-конструкторскую разработку, в журнале отмечаются: дата окончания; наименование разработки; номер заказа на данное устройство; характер разработки; краткое содержание выполненной работы; дата начала разработки и ее длительность; сложность работы (элемент, узел, блок, устройство); патентоспособность нового электроизделия; участники работы. По мере внедрения разработки в журнале производятся записи об изготовлении опытного образца, освоении промышленного выпуска и использовании в эксплуатации, о продаже лицензии. Фиксируют также премии, которыми отмечена данная разработка на выставках, конкурсах проектов.
Записи в журнале учета выполненных работ начинаются с момента зачисления исследователя (разработчика) в данное КБ или НИИ и ведутся в течение всего периода его работы в нем. При переаттестации исследователь (разработчик) представляет свой журнал и карту сводных результатов работы. В конце каждого года начальник отдела по журналу анализирует работу сотрудника и принимает решение о его материальном и моральном стимулировании, о повышении в должности, а также делает выборку данных, необходимых для составления отчета о работе всего отдела. Таким образом, журнал является как бы трудовым паспортом исследователя и разработчика новых типов электроизделий.
Таблица 11.3
Показатели, характеризующие среднегодовую отдачу исследователя (разработчика) за период его творческой активности Та = 10 лет (расчет произведен на начало 1977 г.)
Периодически на определенную дату (обычно на конец каждого года) итоговые данные из журнала заносятся в карту сводных показателей работы исследователя или разработчика (табл. 11.3). На основе итоговых данных в этой карте и производится расчет среднегодовых величин за период творческой активности исследователя или разработчика. Отдельно должен приводиться анализ и сопоставление его показателей со средними значениями их для лаборатории и отдела.