ГЛАВА 7 МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА НА СОЗДАВАЕМЫЕ ЭЛЕКТРОИЗДЕЛИЯ
Общие и специфические факторы спроса на электроизделия
Общие факторы спроса на все электроизделия.
Спрос является очень важным экономическим барометром для разработчиков и изготовителей электрооборудования. Новое электроизделие обязательно должно найти сбыт. Прогнозирование спроса требуется для определения целесообразности расходования средств на проведение разработки нового электроизделия; наиболее полного отражения в его конструкции знания областей его возможных применений; своевременного создания новых подотраслей электропромышленности, обеспечивающих выпуск и дальнейшее совершенствование электрооборудования; установления цены электроизделия, которая существенно зависит от масштабов его выпуска; расчета денежного экономического потенциала разработки электроизделия; планирования электротехническим заводам объема его выпуска. Поэтому прогнозированием спроса на электроизделие занимаются прежде всего сами исследователи и разработчики. Появление новых электроизделий, пользующихся широким спросом (например, карманной электронной клавишной машины), является не случайностью, а результатом предвидения тенденции спроса, разработкой и своевременным выпуском изделия в соответствии с этой потребностью.
Факторы спроса разделяются на общие для всех электроизделий и специфические для определенных видов электроизделий. К числу общих факторов спроса относятся: степень новизны электроизделия; уровень его параметров, надежность и качество; степень соответствия требованиям потребителей; области возможных применений; удобство в эксплуатации и преимущества, которые получает потребитель; цена электроизделия; расходы по его эксплуатации; экономическая эффективность его применения в различных сферах использования; соответствие современным эстетическим требованиям; тесная связь разработчиков и завода-изготовителя с потребителями; обеспечение потребителей запасными частями в течение всего срока службы каждой модели электроизделия; организация быстрого и высококачественного обслуживания потребителей; наличие развитых сетей обслуживания потребителей; престиж НИИ (КБ) — создателя и завода-изготовителя электрооборудования; реклама новых моделей электроизделий; умение продавать электроизделия.
Рис. 7.1. Зависимость спроса S и производства Р от цены z электроизделия
Спрос S на электроизделие зависит от его экономической эффективности
(7.1)
Важнейшим средством обеспечения высокого спроса является поэтому создание экономически высокоэффективных моделей электрооборудования. Экономическая эффективность различных типов электроизделий изменяется во времени, по мере совершенствования как вновь создаваемого, так и других электроизделий. Вот почему большое внимание должно уделяться прогнозированию того, как изменится экономическая эффективность различных типов электроизделий в перспективе:
где Т — годы рассматриваемого периода.
Экономическая эффективность электрооборудования определяется не один раз, а периодически, чтобы проверить, не перестало ли интересующее нас электроизделие быть эффективным.
Одним из важнейших общих факторов, стимулирующих спрос на электроизделия, является их низкая цена, сочетаемая с высоким качеством. Уровень цены на электроизделие по-разному влияет на спрос и производство (рис. 7.1). Слишком низкие цены стимулируют спрос, но не стимулируют производство. В результате может образоваться дефицит данных электроизделий. Высокие цены стимулируют увеличение производства, но суживают спрос, что может привести к затовариванию этими электроизделиями. Надо поэтому найти тот оптимальный уровень цен, который заинтересовал бы электротехнические заводы в выпуске самых совершенных электроизделий и в то же время стимулировал бы потребителей к их широкому применению.
Раньше в области ЭЦВМ преобладали большие дорогие быстродействующие вычислительные системы. В последнее время началось широкое производство и применение малых ЭЦВМ, цена которых не превышает 5000— 15 000 руб. Удешевление ЭЦВМ сделало их применение эффективным для очень многих потребителей.
Рассматривая цену как фактор спроса, надо учитывать, как она будет в последующем снижаться при одновременном улучшении качества. Сферы i эффективных применений нового электрооборудования должны определяться для различных уровней цен на него:
(7.3)
Благодаря этому и спрос на электроизделие нового типа определяется как функция его цены
(7.4)
Для электроизделий, поступающих в государственные предприятия, изучается зависимость спроса от их оптовой цены, а для электроизделий народного потребления — зависимость спроса от их розничной цены .
Так, экономические расчеты показывают, что цены на кремниевые солнечные элементы еще на два-три порядка величины выше, чем это экономически эффективно для их массового применения на крупных электростанциях. Поэтому в настоящее время ведутся поиски путей существенного снижения цен этих элементов.
Именно низкая цена способствует широкому спросу на карманные электронные клавишные машины (ЭКВМ), создаваемые на базе дешевых больших интегральных схем, изготовленных по МОП-технологии.
Важным общим фактором спроса на электрооборудование являются и низкие расходы по его. эксплуатации. Изготовители должны стремиться выпускать электроизделия, которые не только стоят дешево, но и почти не нуждаются в ремонте. На всех стадиях разработки нового электрооборудования необходимо уделять внимание соотношению его цены и тех преимуществ, которые оно дает потребителям. Эксплуатационные преимущества электроизделия должны сочетаться с приемлемой для заказчика ценой.
Для спроса очень важное значение теперь имеет наличие развитых сетей обслуживания потребителей. Должна быть налажена система послепродажного обслуживания потребителей заводом-изготовителем электрооборудования. Изготовители должны гарантировать потребителям техническое обслуживание.
Предприятия (объединения), гарантирующие лучшее обслуживание покупателя (быстрое снабжение запасными частями, длительные гарантийные сроки безотказной работы), имеют преимущества перед остальными в отношении сбыта своей продукции. Прогнозирование спроса на новые типы электроизделий должно дополняться пропагандой их возможностей.
Изучение специфических факторов спроса на отдельные виды электроизделий.
Для каждого вида электроизделий необходимо выявлять и изучать также все специфические факторы, определяющие спрос на него. К числу главнейших специфических факторов, определяющих спрос на ядерные реакторы для электростанций, относятся: значительное увеличение единичной мощности реакторов; стандартизация реакторов; укрупнение и существенное улучшение технико-экономических показателей атомных электростанций; рост их конкурентоспособности с тепловыми электростанциями, работающими на обычных видах топлива; расширение строительства тепловых атомных электростанций.
К числу специфических факторов спроса на миниЭЦВМ относятся, например: выпуск этих машин в виде набора больших интегральных схем, которые могут быть просто встроены в самые различные изделия, выпускаемые промышленностью; создание мини-ЭЦВМ, обладающих широкими возможностями экономично решать весьма сложные задачи, что позволило им проникнуть буквально всюду; привлекательный внешний вид (замена простого серого металлического корпуса плексигласом и красным деревом).
Реальные и перспективные области применений электроизделий.
Имеются две составляющие общего спроса S, которые видны в рассматриваемом году:
реально реализуемые в сравнительно короткие отрезки времени новые области эффективных применений этих электроизделий;
перспективные новые сферы их применений, для практической реализации которых требуются еще длительные разработки.
В одних областях электроизделие может сразу использоваться. В других сферах его могут начать применять только через ряд лет, после проведения длительной работы по приспособлению к его использованию. Наряду с прогнозированием ближайших областей применений создаваемого электроизделия надо стремиться намечать и все те перспективные сферы его использования, для возможности реализации которых потребуются еще дальнейшие большие исследования. В числе подобных перспективных разработок в области ЭЦВМ можно, например, назвать работы по созданию машинного разума и работы по созданию «говорящей» ЭЦВМ.
Часто прогнозирование новых сфер применения заставляет работать над тем, чтобы сделать электроизделие возможно более универсальным, стандартным. Именно придание универсальности и открывает перед ним двери самых различных сфер его использования. Важно также уметь широко обобщить многие области применения нового электроизделия. Так, для мини-ЭЦВМ — это расширение: 1) логических функций невычислительных устройств и 2) возможностей элементов более или менее стандартных вычислительных установок.
Выявление областей применений созданного электроизделия предполагает прежде всего установление тех сфер, где его возможно использовать с точки зрения технических требований. Затем следует отобрать те из этих областей, в которых применение его является экономически эффективным. Это осуществляется путем расчетов экономической эффективности применения рассматриваемого электрооборудования в каждой из таких технически возможных сфер его применения.
Определение ожидаемого спроса на электроизделие в какой-либо одной сфере его использования.
Для того чтобы определить ожидаемый спрос на электроизделие в какой-либо ί-й сфере его использования, необходимо прежде всего выявить, какое количество данных электроизделий нужно в этой области применения одному потребителю. Например, ожидаемый спрос на ЭЦВМ машиностроительных предприятий может быть рассчитан как
где q — потребность в рассматриваемом периоде одного предприятия j-й отрасли машиностроения в ЭЦВМ для контроля и управления производственными процессами; qnj — то же, для машинного проектирования, осуществляемого непосредственно на самих машиностроительных заводах; qpj— то же, для планирования, управления и руководства различными сферами деятельности завода (в том числе для планово-экономических и бухгалтерско-финансовых расчетов, подготовки детальных технических инструкций и справочных руководств); Nmj — количество имеющихся и вводимых в строй в течение рассматриваемого периода предприятий в j-й отрасли машиностроения, которые еще не имеют электронных вычислительных машин; Sд — количество ЭЦВМ, потребное в рассматриваемом периоде для доукомплектования тем машиностроительным заводам, которые не имели полного комплекта их; S3 — количество ЭЦВМ, потребное в рассматриваемом периоде заводам, раньше имевшим их, для замены устаревших моделей машинами нового поколения; j — автомобильные, электротехнические, станкостроительные, энергомашиностроительные и другие заводы машиностроительной промышленности.
Аналогично рассчитывается спрос на ЭЦВМ других отраслей промышленности и сфер применения. Необходимо раздельно выявить, какой будет потребность в гигантских (сверхбольших), больших, средних, малых, мини- и микро-ЭЦВМ. Поэтому надо прогнозировать спрос для каждого из этих видов ЭЦВМ в каждой сфере их использования в отдельности.