Испытание машины на холостом ходу
Испытание ставит целью определение качества сборки машины и исправности работы отдельных ее частей — обмоток, магнитопровода, подшипников, вентилятора, контактных колец и щеткоподъемного механизма или коллектора, щеток и щеточной арматуры.
При холостом ходе измеряется напряжение сети (вольтметром с переключением на все фазы) и ток в каждой фазе (или в цепях якоря и возбуждения), а по возможности и мощность. Величина тока (мощности) характеризует качество сборки и состояние всех частей машины. В случае отсутствия данных завода-изготовителя значение тока холостого хода для асинхронных электродвигателей ориентировочно может быть определено по данным таблицы 131 (для крановых электродвигателей значения токов выше указанных в 1,3—1,4 раза) или по кривой фиг. 10.
Хорошим показателем качества сборки и состояния механических частей машины также является время ее выбега — чем лучше качество, тем больше время выбега.
Перед испытанием на холостом ходу проверяется правильность соединения обмоток, а также измеряется сопротивление изоляции, воздушные зазоры и зазоры подшипников.
Таблица 13
Мощность, кВт | Ток холостого хода в процентах от номинального при скорости вращения (об/мин) | |||||
3000 | 1500 | 1000 | 750 | 600 | 500 | |
0,1-0,5 | 55 | 70 | 80 |
|
| — |
0,51—1 | 40 | 55 | 60 | 65 | _ | — |
1,1-5 | 35 | 50 | 55 | 60 | 65 | 70 |
5,1-10 | 25 | 45 | 50 | 55 | 60 | 65 |
10,1-25 | 20 | 40 | 45 | 50 | 55 | 60 |
25,1-50 | 18 | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 |
50,1—100 | — | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 |
Фиг. 10. Зависимость тока холостого хода от коэффициента мощности
Испытание электрической прочности изоляции
Испытание электрической прочности изоляции электродвигателей ', находящихся в эксплуатации, производится: при мощности до 40 кВт — в случае, если состояние изоляции вызывает сомнение у эксплуатационного персонала; при мощности 40 кВт и выше — обязательно во всех случаях. Испытательное напряжение переменного тока устанавливается не ниже 1,3 номинального напряжения электродвигателя и при каждом последующем испытании постепенно повышается до 1000 в при номинальном напряжении до 380 в и до 1500 в при номинальном напряжении 500 в. Изоляция обмотки ротора и реостата испытывается напряжением, равным 1,5 номинального напряжения на кольцах, но не ниже 1000 в. Продолжительность и порядок испытания указаны в п. 13д.
Для электродвигателей с напряжением до 380 в допускается испытание прочности изоляции мегомметром 1000 в в течение 1 мин.
Испытание машины после капитального ремонта
После капитального ремонта с полной или частичной заменой обмоток производятся следующие испытания машины в указанной последовательности: измерение сопротивления изоляции обмоток (по п. 6), измерение сопротивления обмоток, испытание при повышенной скорости, измерение коэффициента трансформации у асинхронных машин с фазовым ротором, испытание на холостом ходу (по п. 11), испытание при номинальной нагрузке (на нагревание по п. 14 и исправность коммутации по п. 10), испытание на перегрузку, испытание электрической прочности изоляции.
Испытание машин после ремонта производится для тех частей машины, которые были отремонтированы и лишь в отношении тех данных машины, на которые ремонт мог оказать влияние. Например, испытание при повышенной скорости производится только для тех машин, у которых производился ремонт ротора.
а. Измерение сопротивления обмоток
Производится в холодном состоянии мостиком или методом амперметра и вольтметра (приборы не ниже класса точности 0,5). Сопротивление обмоток отдельных фаз не должны отличаться друг от друга, а также от заводских данных более чем на 2—3%.
б. Испытание при повышенной скорости
Все машины, кроме электродвигателей с последовательным возбуждением, должны выдерживать в течение 2 мин повышение скорости вращения на 20% выше номинальной без вредных деформаций. Электродвигатели с последовательным возбуждением должны выдерживать повышение скорости вращения на 20% сверх наибольшей, указанной на щитке, но не менее чем на 50% сверх номинальной.
в. Измерение коэффициента трансформации
Напряжение между кольцами, измеренное при разомкнутой обмотке, неподвижном роторе и подведенном к статору номинальном напряжении, должно быть симметричным (разница не более 2-3%).
г. Испытание на перегрузку
Машины должны выдерживать 50-процентную перегрузку по току в течение 15 сек при номинальном напряжении.
д. Испытание электрической прочности изоляции
Испытание изоляции обмотки от корпуса производится у совершенно собранной машины, желательно при температуре обмотки, близкой к рабочей. Испытанию подвергается поочередно каждая электрически независимая цепь; все обмотки, кроме испытуемой, на время испытания электрически соединяются с корпусом. Изоляция от корпуса многофазной обмотки, соединенной внутри машины, испытывается одновременно у всех фаз, без рассоединения обмотки; при наличии выводов от начала и конца каждой фазы поочередно испытывается каждая фаза, при соединенных с корпусом прочих фазах.
Полностью намотанная обмотка испытывается напряжением переменного тока, указанным в таблице 14. После замены части обмотки вся обмотка (старая обмотка вместе с замененной частью) испытывается напряжением, равным 1,3 номинального напряжения машины, но не менее 50% испытательного напряжения, указанного в таблице 14.
Таблица 14
Обмотки возбуждения синхронных генераторов и 10Uн.в, но не двигателей, преобразователей, пускаемых с обмоткой менее 1500 в возбуждения, замкнутой на сопротивление или источник своего питания
1По ГОСТ 183-41.
2Uн—номинальное напряжение; Uн.р— то же, ротора; Uн.в — то же, возбуждения.
Испытание начинается с напряжения, не прерывающего 1/3 испытательного напряжения. Подъем напряжения до полного значения испытательного напряжения производится плавно или ступенями, не превышающими 5% полного значения; при этом время подъема испытательного напряжения от половинного до полного значения должно быть не менее 10 сек. Полное испытательное напряжение выдерживается затем в течение 1 мин, после чего снижается до 1/3 своего значения и отключается.
Испытание изоляции, витков производится в течение 5 мин для полностью намотанных обмоток и в течение 1 мин для частично замененных обмоток, при холостом ходе машины, путем повышения подводимого (в случае двигателя) или генерируемого (в случае генератора, за счет увеличения возбуждения или скорости вращения на 15% сверх номинальной) напряжения на 30% сверх номинального напряжения машины. Если изменение напряжения генератора при изменении нагрузки от номинальной до нуля больше 30% номинального, то испытание производится при напряжении холостого хода и номинальном токе возбуждения.
Испытание обмоток асинхронной машины с фазовым ротором производится при неподвижном и разомкнутом роторе, а короткозамкнутого двигателя — при холостом ходе. Подводимое напряжение может быть повышенной частоты, но если испытание производится при вращающемся двигателе, то повышение частоты должно быть не более 15%.
При испытании машины постоянного тока напряжение повышается на 30% лишь при числе полюсов не более четырех. При большем числе полюсов напряжение повышается до 30% только в том случае, если при этом напряжение между смежными коллекторными пластинами не превосходит 24 в; в противном случае повышение напряжения ограничивается тем значением, при котором напряжение между коллекторными пластинами получается равным 24 в.