Содержание материала

Магнитная система

Магнитная система должна быть прочно закреплена и не иметь перекосов. Включение должно происходить четко, без ступеней и заметных замедлений при 85% номинального напряжения (тяговое усилие тормозных магнитов гарантируется при 90% номинального напряжения); отключение магнитных пускателей и контакторов переменного тока должно происходить при напряжении 50— 60% номинального, а контакторов постоянного тока—-5—10% номинального.
Площадь прилегания якоря к сердечнику должна быть не менее 60—70% рабочей поверхности якоря. В противном случае поверхности шлифуются (вдоль слоем железа, во избежание замыкания листов); при этом у пускателей и контакторов переменного тока (с Ш-образной системой) между средними выступами якоря и сердечника оставляется зазор порядка 0,2—0,4 мм во избежание прилипания. Площадь прилегания якоря к сердечнику определяется, после тщательной чистки их рабочих поверхностей, посредством закладки тонкой белой (папиросной) и копировальной бумаги или нанесения на якорь тонкого слоя вазелиновой краски.
Для обеспечения самоустанавливаемости якоря у пускателей и контакторов переменного тока между якорем и его держателем должен иметься зазор, наличие которого проверяется нажатием на держатель в месте заклепки, служащей опорой якоря при включенной катушке; при этом держатель должен немного приближаться к якорю.
У аппаратов переменного тока допускается только незначительное гудение магнитной системы. Сильное гудение указывает на неисправное состояние магнитной системы и может происходить по причине плохого крепления и прилегания якоря или сердечника, а у пускателей и контакторов также по причине разрыва короткозамкнутого витка или чрезмерного нажатия контактов.
Не допускается пайка короткозамкнутого витка — он должен изготовляться без мест соединения или свариваться.
Рабочие поверхности магнитов не должны смазываться.

Катушки

а. Необходимо: обеспечивать жесткое крепление катушек на магнитопроводах; следить за наличием, исправностью и правильной установкой направляющих (если они предусмотрены конструкцией); при нескольких катушках особо тщательно проверять схему их соединения (последовательное, параллельное, многофазное соединения) и правильность направления создаваемых ими магнитных потоков; в аппаратах переменного тока при секционированных или двух последовательно соединенных катушках, намотанных проводом разного сечения, устанавливать катушки так, чтобы якорь втягивался со стороны секции (катушки), намотанной проводом меньшего сечения.
Установка катушек на магнитопровод должна производиться без значительных усилий, могущих вызвать повреждения. Катушка должна иметь: правильную, симметричную (неперекошенную) форму; каркас и бандаж обмотки, гарантирующие жесткость всей конструкции и герметичность катушки; хорошо изолированные выводы, допускающие многократное изгибание без вредных последствий; ярлычок с указанием завода-изготовителя, типа, напряжения, количества витков, сопротивления и марки провода.
При повышении напряжения до 110 % номинального и допустимом числе включений нагрев катушек не должен превосходить максимально допустимой величины. Лучшим средством контроля нормальности условий работы катушки (состояния механической части и магнитной системы) и ее исправности является измерение потребляемого тока при включенном аппарате.
При текущем ремонте 2-го вида катушки тщательно очищаются, сушатся и пропитываются лаком методом погружения. Время сушки до и после пропитки ориентировочно равно 2—4 час при температуре 100—110°С, в зависимости от размеров катушки.
б. Изготовление новых катушек должно производиться точно по данным завода-изготовителя, с сохранением габаритов (допуск 0,2—0,5 мм), конструкции, обмоточных данных и по возможности технологии изготовления. Катушки наматываются рядами (виток к витку) и пропитываются методом предварительного пропускания провода через ванну с лаком или методом нанесения лака на катушку кистью после намотки нескольких (2—3) рядов. После бандажирования катушки, кроме того, пропитываются методом погружения в бак с лаком. Пропитка катушек из провода с эмалевой изоляцией производится лаками, слабо действующими на эмалевую пленку (например, лаком № 458 на скипидаре).
Пропитка катушек снижает температуру их перегрева примерно на 8—14°С при проводе с эмалевой изоляцией и на 11 — 17°С — с хлопчатобумажной изоляцией.
Бандажи необходимо выполнять по возможности тоньше и плотнее с минимальным тепловым сопротивлением, но достаточно механически прочными, с целью снижения нагрева катушки (например, непропитанный бандаж из 2 слоев киперной ленты увеличивает нагрев катушки, примерно, на 10°С).
В случае невозможности изготовления катушек указанным выше способом, во избежание их перегрева, заводы-изготовители (пропитывающие катушки специальным составом под вакуумом и давлением) рекомендуют увеличивать диаметр провода до следующего, большего по стандарту, сохраняя число витков, а не омическое сопротивление.
На всех катушках, имеющих отклонение от данных завода-изготовителя обязательно должна иметься надпись «замена».
Новые катушки следует подвергать следующим испытаниям: измерению омического сопротивления обмотки и сопротивления изоляции, испытанию изоляции витков и от корпуса повышенным напряжением, проверки числа витков. Образцы катушек, имеющих отклонение от данных завода-изготовителя, кроме того, надлежит испытывать на нагревание и достаточность тягового усилия.
Сопротивление изоляции новых катушек от корпуса в холодном состоянии должно находиться в пределах от 1000 мгом до бесконечности по шкале мегомметра 500 в. Изоляция от корпуса при номинальном напряжении до 500 в испытывается в течение 1 мин напряжением переменного тока 2000 в. Испытание изоляции витков производится двойным номинальным напряжением, индуцированным в самой обмотке или приложенным повышенной частоты, в течение 5 мин. Проверка числа витков обычно производится по ваттметровой схеме, путем сравнения с эталонной катушкой (Л.36).

Сопротивление изоляции

Сопротивление изоляции аппаратов управления и защиты, находящихся в работе, измеренное мегомметром 500 в, не должно быть менее 1 мгом. После текущего ремонта 2-го вида сопротивление изоляции не должно быть менее 10 мгом. Сопротивление изоляции измеряется: между разомкнутыми подвижным и неподвижным контактами одного полюса, соседними полюсами, токоведущими и изолированными от них металлическими частями, выводами втягивающей катушки и магнитной системой.
При замене панели, на которой смонтирован аппарат, изоляция между указанными выше частями должна испытываться напряжением переменного тока 2000 в в течение 1 мин при номинальном напряжении аппаратов до 500 в.

Пределы допускаемых температур

Допускаемые превышения температур для различных частей аппаратов при температуре охлаждающего воздуха +35°С приведены в таблице 20.
Измерение температур производится по методу термометра. Температура втягивающих катушек аппаратов может также быть измерена по методу сопротивления; в этом случае превышение температуры при изоляции класса А допускается до 85°С.
При температуре охлаждающего воздуха выше +35°С указанные превышения температур должны быть соответственно снижены, а при температуре ниже +35°С допускается длительная перегрузка аппаратов по току на 0,5% на каждый градус понижения температуры, но в общей сложности не более чем на 20% от номинального тока.

Таблица 20


Наименование частей аппаратов

Превышение температуры, °C

Контакты

стыковые и скользящие, массивные (главные)

из меди и ее сплавов

75

со впаянными или приваренными контактными пластинами из серебра

85

блок-контакты латунные или стальные с контактной частью из серебра или меди

50

щеточные и штепсельные из меди и ее сплавов

35

клиновые рубильников, из меди и ее сплавов

55

предохранителей

85

Проходные болты, шины, перемычки

медные, не защищенные от коррозии в местах контактов и стальные с антикоррозийным покрытием

55

медные, защищенные слоем полуды или кадмия

65

Гибкие соединения медные, ленточные или плетеные

гальванически непокрытые и незалуженные в месте контакта

50

гальванически покрытые или залуженные в месте контакта

60

Катушки

втягивающие с изоляцией класса А

65

дугогасительные из голой меди с прокладками из изоляции класса:

А

85

В или С

95

Голые токоведующие части, находящиеся в масле

контакты реостатов

100

прочих аппаратов

55

Масло трансформаторное в верхних слоях

реостатов    |     80

прочих аппаратов    |     50

Элементы пуско-регулирующих сопротивлений с воздушным охлаждением